Гьичlо-карас - традиционная борьба у горцев-цахур
Цахуры нередко устраивались специальные тренировки, на которых борцы укрепляли тело и совершенствовали технику борьбы. Местом этих мероприятий могли быть общественные площади «гимга», на которых проводились общесельские празднества, торжества, игры и состязания. Они также являлись местом, где мужское население в свободное от работы время собиралось для обсуждения разных общественных вопросов и развлечений. Здесь же проводились и соревнования борцов. Поединки борцов устраивались на праздник начала весны (юхьванин йыгъ), проведения первой ритуальной борозды (вейца аччес), возвращения скота и чабанов с зимних пастбищ. В некоторых случаях от того, кто окажется победителем могло зависеть благосостояние многих односельчан проигравшего.
Известный исследователь народов Дагестана Ю.Ю. Карпов об этом пишет: «… в селениях цахуров, что в Южном Дагестане, вспоминают, как в прошлом аулы регулярно навещали профессиональные (по меркам конкретной среды и исторического времени) борцы, приходившие из отдаленных мест, в том числе из современных Азербайджана и Грузии. Борец появлялся в сопровождении «болельщиков» и предлагал любому жителю аула вступить с ним в единоборство. Если желающих не находилось, то сельчане обязаны были кормить борца «как он хотел» и до тех пор, пока «не положат на лопатки».
В цахурском ауле Сюгут Рутульского района Дагестана вспоминают подобный случай. Пришел борец, при отсутствии желающих помериться с ним силой потребовавший коня, овец и др. К нему послали местного чабана, известного своей хитростью. Тот взвалил на себя изрядное количество надутых воздухом бурдюков, а пришельцу сказали, что каждый из них наполнен сыром. Борец испугался «силача» и убежал. Однако, резюмируют информаторы, на словах отказать борцам было стыдно».
Известно также, что у цахур элементы борьбы являлись частью брачного ритуала. За день до свадьбы жених должен был проявить себя в довольно оригинальном виде борьбы: «Он должен был поднять с пола и бросить назад через плечо любого (по своему усмотрению) совершеннолетнего, неженатого молодого человека из представителей невесты, примерно равного ему по росту и весу, который специально для этого ложиться на пол — на спину».
Автор: ‘Али Албанви
Литература
Мандзяк А.С., Артеменко О.Л. Энциклопедия традиционных видов борьбы народов мира / А.С. Мандзяк, О.Л. Артеменко. — Минск, 2010. С. 152–153.
Свидетельство о публикации №221060100282