Сухой-Суперджет - 10 лет эксплуатации

Я коренной  дальневосточник, и прожил там 56 лет, прежде чем покинул свои родные места. За эти годы много чего было в моей жизни запоминающегося, и одним из таких событий была экскурсия по Комсомольскому авиазаводу, построенному в далекие предвоенные годы. 

Мне могут задать вопрос – но ведь Комсомольский авиазавод, вернее, Комсомольское-на-Амуре авиационно-производственное объединение КнААПО выпускал до недавнего времени только военные самолеты, лучшие в свое время истребители Су-27. Как гражданский человек мог попасть на завод, да еще смотреть технологический процесс? Охотно объясню. Во-первых, это было в середине 90-х годов, когда режим секретности на наших военных объектах был не такой строгий, как в советское время. Да и я был не рядовой гражданин, а первый заместитель краевого управления здравоохранения, к тому же куратор города Комсомольска-на-Амуре по здравоохранению.  Главный врач больницы, которая обслуживала рабочих КнААПО, мой давний друг, он и договорился с коммерческим директором объединения, что тот покажет мне завод.  И эта индивидуальная экскурсия по огромному заводу была чрезвычайно интересной, и я своими глазами увидел технологию производства лучшего в мире истребителя. На память о той экскурсии у меня остались командирские часы, где вместо звезды на циферблате самолет Су-27, и заколка для галстука с тем же самолетом.

В 90-е годы авиазавод переживал не лучшие времена. Помню, как он продал в Китай несколько своих самолетов, и китайцы частично расплатились валютой, частично тушенкой, а частично ширпотребом.  Какая-то часть бартера попала в больницу, и главный врач позволил своим сотрудникам купить кое-что по божеским ценам.   Предложил он и нам в краевом управлении здравоохранения, и мы не отказались…

Так что все, что творилось в Комсомольске уже в XXI веке для меня близко и интересно. Поэтому,  когда я узнал, что на заводе началось производство гражданского средне-магистрального самолета, я порадовался. И вот недавно произошла знаменательная дата – 10 лет, как самолет эксплуатируется в разных странах. Вот о создании самолета и его эксплуатации и пойдет речь ниже.

После аварии с самолетом в аэропорту Шереметьево  по вине экипажа, раздались голоса, что самолет не доведен до настоящих кондиций и никому не нужен.  Но вот последние сведения.
В 2021 году за «никому не нужным» самолетом выстроилась очередь из авиакомпаний, желающих приобрести его, а ООН начала использовать воздушное судно в миротворческих миссиях во всех уголках Земли!

За майскими праздниками как-то незаметным, что, впрочем, характерно для наших средств массовой информации, осталось грандиозное событие в современной гражданской авиации России - со дня первого коммерческого полета Сухого Superjet SSJ-100 прошло 10 лет!

В конце апреля 2011 года первый серийный самолет, носящий имя первого космонавта планеты Юрия Алексеевича Гагарина, поставленный армянской авиакомпании "Армавия", совершил свой первый коммерческий рейс по маршруту Москва-Ереван.

Впервые проект был представлен широкой публике на авиасалоне МАКС-2001 в 2001 году, а уже в 2008 году первый опытный Суперджет поднялся в воздух. В 2009 году на авиасалоне МАКС-2009 посетителям демонстрировались уже два новейших лайнера, один из которых участвовал в летной программе. А еще через два года серийные лайнеры уже перевозили пассажиров.

Во всех отношениях новейший Суперджет стал революционной моделью гражданской авиации России. Впервые в истории отечественного авиастроения самолет был разработан только с использованием цифровых технологий. С помощью отечественных суперкомпьютеров были смоделированы все процессы, связанные с аэродинамикой самолета, безопасностью, прочностью. Использование цифровых моделей позволили отказаться от стендов полунатурного моделирования, физических моделей и дорогих натурных экспериментов.

Основным партнером компании "Сухой" при создании самолета являлась корпорация "Боинг", которая участвовала в проектировании машины. Вторым основным партнером была корпорация Snecma, которая, совместно с российским НПО "Сатурн" спроектировала двигатель SaM-146.

Для серийного производства самолета были заново отстроены корпуса на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре. Производство было оснащено современными станками с ЧПУ. Революционным для авиастроения России стало безплазовое производство. Раньше на завод приходила конструкторская документация в бумажном виде, по которой рабочие вычерчивали плазы в натуральную величину, по которым изготавливались шаблоны для каждой детали. Далее по этим шаблонам изготовлялись серийные детали. Сейчас в КНААЗ конструкторская документация поступает в виде цифровой модели детали, которая сразу изготовляется на станке с ЧПУ. Использование данного метода позволило радикально повысить точность изготовления. Второй современной особенностью производства Суперджета является конвейерная линия с бесстапельная сборкой и автоматической стыковкой готовых частей фюзеляжа. Современные технологии производства позволяют выпускать из цехов завода один Суперджет в неделю.

Sukhoi Superjet 100 стал первым российским пассажирским авиалайнером, который получил сертификат Европейского агентства по безопасности гражданской авиации (EASA), что позволяет европейским авиакомпаниям и авиакомпаниям государств, в которых нормы EASA приняты в качестве стандарта, получать и эксплуатировать самолёты SSJ100. Самолет сертифицированным в соответствии с нормами лётной годности CS-25 EASA.

В 2014 году МАК сертифицировал дополнительные эксплуатационные возможности SSJ-100: на возможность выполнения полётов в условиях точной зональной навигации RNAV 1 и P-RNAV; на возможность выполнения автоматической посадки по третьей, самой тяжелой категории ИКАО, когда высота нижней границы облачности и видимость составляют 0 метров; эксплуатацию самолёта на узких взлётно-посадочных полосах шириной 30 метров, вместо стандартных 50-60 метров; использование функции вертикальной навигации VNAV на всех этапах полёта.

В декабре 2016 года "Гражданские самолёты Сухого" получило сертификацию EASA на модификацию Sukhoi Superjet 100 Long Range (SSJ100LR), что позволило представить лайнер с увеличенной дальностью полёта до 4500 км зарубежным заказчикам.

Разработка воздушного судна не остановилась с выпуском первого серийного самолета, машина постоянно модернизируется, появляются новые версии, устанавливается новое оборудование.

В настоящее время, в рамках импортозамещения, разрабатывается самолет Sukhoi Superjet 100 New, практически полностью состоящий из деталей российского производства, включая авионику и двигатели.

На сегодняшний день выпущено уже более 200 машин, а в рамках действующих, уже оплаченных контрактов, за ближайшие три года предстоит выпустить еще минимум 100!

Воздушное судно эксплуатируется не только "Аэрофлотом", как было несколько лет назад, но и крупными российскими региональными авиакомпаниями - "Азимут", "Россия", "Якутия", "Ямал", "RedWings", "Газпром", "ИрАэро", "Северсталь", а также зарубежными - "Comlux" и "Interjet". Служит лайнер и в МО РФ, и МЧС, и специальном летном отряде Президента России. А в 2020 году заключен контракт с ООН.

Думаю, что пройдет еще буквально несколько лет и Суперджет заполнит все аэропорты России, как когда-то заполнил их Ту-134!


Рецензии