Об истине и не только

   Как-то на одну из своих статей в сети получил такой  комментарий: «Вас родила не мама, вас родила истина». Честно сказать, от этих слов я растерялся, не знал – что ответить. Мне показалось, за подобным сомнительным комплементом таилась насмешка, издёвка. Что-что, а на истину в своих размышлениях не претендовал. Ведь каждый думающий человек понимает, как сомнительны, ненадёжны, субъективны его суждения. И они вовсе не носят характер безусловных утверждений, хотя и звучат уверенно, самонадеянно. Нет, это всегда поиск, нащупывание путей к истине, к которой можно лишь приближаться. И это ужасно, когда твоя статья или выступление выглядят непререкаемой, безусловной истиной, где нет колебаний, сомнений, неуверенности мысли. Самому случалось встречаться с такими материалами и приходить в оторопь от запредельной самоуверенности автора. Так всё правильно, безупречно, выверено, взвешенно, что плюнуть хочется. Неужели мои работы производят такое впечатление?! Невесело, однако!..

   Истина была предметом исследований философов, учёных, мыслителей с незапамятных времён. Об истине написаны сотни и сотни книг. Тема достаточно разработана, и в общих чертах верно отражает реальность. Есть истина абсолютная и есть истина относительная, субъективная. Носителем абсолютной истины является Бог, тот, кто знает: что, откуда, куда, зачем (приколист добавит – и почём). Мы, люди, живём в мире относительной истины, субъективной. Иначе и быть не может. Знаем лишь фрагменты, детали, то, что согласуется с объективным, опытным знанием. Но общей картины объективности знать нам не дано. Вы представить себе не можете, как было бы тяжко человеку жить в нашем мире, который бы видел и понимал всё так, как есть на самом деле, мир в его истине! Мир людей, живущих своими интересами и потребностями, так сложен и несовершенен, что всякий лишится рассудка, кто увидел бы его во всей наготе. Неведение – спасительно. Лишь любовь, надежда и вера помогают человеку пройти достойно испытание жизнью. А жизнь, действительно, есть испытание, искушение. Экзамен, который каждый день сдаёт человек. И проходит его с успехом тот, кто остаётся верен себе, не обманывая себя и других, не пытается паразитировать на ком угодно или на чём угодно. Быть честным перед собой – ой как непросто! Людям, далёким от науки, ближе слово правда, а не истина. Хотя принципиальной разницы между этими понятиями нет, только одно слово – в философском измерении, другое – в человеческом.            

   Вы спросите: с чего это тебя потянуло на такую тему, как беременную на солёное? Причина есть. Впервые целиком пересмотрел фильм В. Бортко «Мастер и Маргарита» (2005 г.). Роман прочёл в середине девяностых годов прошлого века. Впечатление произвёл. И фильм удался, хорошая картина. В одном из эпизодов прозвучала тема истины, когда Понтий Пилат, прокуратор Иудеи, наместник императора Рима, допрашивает Иешуа (Христа). Пилат спрашивает: - Что есть истина? Христос молчит. Истина стояла перед Пилатом, и что она могла о себе сказать?! Невероятен финал романа: Пилат остаётся с Богом, а Мастер и Маргарита становятся частью свиты Сатаны, князя тьмы. Пилат отдаёт приказ – казнить Христа; но здесь Пилат выступает как государственный чиновник, обязанный выполнить волю иудейского первосвященника и толпы иудеев, которая кричала: распни его! Пилат готов был освободить Христа, так как вины его не видел. Но первосвященник остался непреклонен. Пилату пришлось убить истину, но перед истиной его вины нет. Тогда как Маргарита намеренно вступила в сделку с дьяволом, продала душу Сатане, чтобы только вновь быть с Мастером. Она губит и себя и Мастера. Свет истины для них погас окончательно. Не знаю, обращал внимание кто-нибудь на то, что название романа носит сексуальный подтекст. Маргарита назвала Мастера Мастером вовсе не за литературный талант, а за умение его дать женщине то, что она желала тогда больше всего… Однако, неуёмная плотская страсть женщины разрушительна, гибельна для обоих.   
 
   И совершенно справедливо истину часто уподобляют свету. Христос был носителем света истины. И каждый человек, в котором жива душа, чиста совесть, ясен разум, является носителем света истины. Непростые, противоречивые жития святых в конечном итоге говорят именно об этом. Но есть одно великое «Но», которое входит в неистребимое противоречие со святостью. А именно – сама земная жизнь людей во всей своей сложности, непредсказуемости, неоднозначности. Все люди света были бедны, не имели никакой собственности, не занимали никаких высоких административных постов, не были связаны жестко ни в производственных, ни в семейных отношениях, не имели ни холодного, ни огнестрельного оружия. Тогда как подавляющее большинство людей живёт в условиях жестких производственных и семейных связей. Одно это заметно усложняет жизнь человека. Но самым губительным для света истины становится то, когда человек имеет частную собственность, и чем больше собственности, тем больше вокруг его мрак.  Собственность деформирует личность человека, делает его ограниченным и жестоким. Человек теряет свободу воли, мысли, чувства, он становится заложником своей собственности. Ведь давно, очень давно было замечено, что богатство – тяжкое бремя, уродующее человека. Человек целостный, гармоничный здесь разрушается, делается ограниченным, ущербным. А ограниченность – почва для произрастания зла. 

   Что погубило Советский Союз? Множество причин. Но одной из главных стала та, что люди в семидесятые и восьмидесятые прошлого века массово стали обзаводиться собственностью: дачи, машины, гаражи, коммунальные квартиры. Вроде бы пустяк, ну, люди стали жить лучше, богаче. Но собственность – вовсе не пустяк, она резко меняет психологию человека, его отношение к себе и к окружающим. Собственность – как ржавчина, скоро разъедает душу человека. Из сдержанного, вроде бы приличного человека, он превращается в хама, для которого собственный интерес превыше всего. А где первенствует интерес – там кончается свет истины. Меркантильным, собственническим интересом теперь снова пропитана наша жизнь. Люди при должностях, ответственные и уполномоченные, отмеченные званиями и наградами, вообще перестают видеть свет истины. Их личности деформированы до безобразия, до уродства. Наши русские писатели Салтыков-Щедрин, Сухово-Кобылин изрядно потрудились, чтобы показать истинный облик чиновников девятнадцатого века. Но ведь и нынешние не лучше. Не знаю, есть ли такое понятие – чиновничий кретинизм. При должности человек глупеет, становится жесток и ограничен. Но стоит ему выйти на пенсию – человеку возвращается и ум, и проницательность, и понимание, и       доброжелательность. Вспомните главу Советского Союза Никиту Хрущёва, как он гнобил молодых художников, поэтов, писателей, тех, кто смел думать и творить иначе, обзывал их грубыми словами и прочее. Но стоило ему лишиться своего высокого поста, как круто изменилось его отношение к этим   инакомыслящим. Они единственные, нехорошие люди, протянули ему руку поддержки. Что было раньше, то и теперь, мало что изменилось. Система одна, государственная, казённая. Христос говорил о зле всякой государственности, системе принуждения и насилия. К сожалению, понимание этого есть, но путей к излечению подобной застаревшей проблемы пока нет. Коммунисты в России в начале двадцатого века пытались найти свой путь, но получилось ещё страшнее, кровавее.   

   Как ни странно звучит, но и огнестрельное оружие обладает магией деформировать, уродовать личность человека. И этому феномену, вероятно, есть объяснение. Особенно огнестрельного оружия должны опасаться люди творческие, художники, поэты. Нельзя держать его в доме. Свет истины и оружие – несовместны. Вообще, нельзя бездумно, наивно становится собственником того, что имеет магию: благородные металлы, драгоценные камни. Случайно найденные или полученные незаконным путём, они приносят людям лишь несчастье и горе. За всякое наше волевое приобретение чего-либо нам придётся платить, иногда – очень дорого, потерей близких. Наши болезни – как сигнал того, что делаем не то и не так. Болезни, эпидемии никогда не бывают случайны, без вмешательства высших сил.         

   Так получилось, но тема «свет истины и наука» оказалась мне ближе всего. Почти всю сознательную жизнь эти темы были для меня главными. Искал ответы и находил. Ничто не давалось просто, легко. И открытия мои в науке вовсе не считаю окончательными, непререкаемыми истинами. Это лишь путь к истине, но путь в верном направлении. Часть открытий теперь успешно используется учёными. Часть стала предметом споров и обсуждений. И хорошо. Лишь бы было какое-то движение вперёд, развитие. Истинное знание обязательно пробьёт себе путь, какие бы преграды перед ним не стояли. Не надо быть слишком проницательным человеком, чтобы не видеть сегодня потуги некоторых деятелей науки – водить за нос власть предержащих, попытки паразитировать на их невежестве, некомпетентности в вопросах науки. Из кожи лезут, чтобы выдавать желаемое за действительное. Для подобных людей давно не существует света истины. Лишь расчёт, прагматизм, поиски новых возможностей для обогащения и обмана. Но ведь вопрос развития научной мысли – это вопрос выживания человека, вопрос сохранения жизни на Земле! Кто препятствует подобному развитию – действует в ущерб сохранению. Кстати сказать, в последние дни был повод подумать на тему о своём поразительном одиночестве в науке, о невероятном неприятии меня учёными. За минувшие полтора года написал 15 опусов по физике, имеющих большую научную и познавательную ценность, опубликовал их; и ни одного сколько-нибудь серьёзного отклика! Причины? Причины примерно такие: как бы вы относились к человеку, которого вы же и обворовали? Старались бы делать вид, что его не существует, и, вместе с тем, продолжали бы его также обворовывать. Смешно и грустно…

  У нас так повелось, что темой истины занимаются в основном философы. Иногда можно слышать вопрос: в чём заключается главная функция философии? Функция есть у органа обоняния и предстательной железы. А философия – путь к цели. А цель – осмысление человеком мира, себя и своего места в этом мире. Поиски ответов, поиски истины. Жизнь и смерть, здоровье и болезнь, любовь и ненависть, добро и зло, радость и печаль – вечные колебания между крайностями, и нет покоя... В художественном ключе об истине можно сказать примерно так: истина – свет разума, который делает ясным всё, на что проливается. Но вовсе не факт, что, покинув этот мир, мы увидим свет божественной истины, поймём – для чего были призваны на Землю, как исполнили или не исполнили своё назначение. В сущности, каждый человек со здравым рассудком может в конце жизни дать себе отчёт о прожитом, и предполагать – что ждёт его там…    


Рецензии