Ещё одна исповедь домашнего затворника

«Though I lie in your arms, I'm a thousand miles away
On the waves sailing fast, sailing free»
(Gaelic Storm – Heart of the Ocean; 1999)*

Поскорее приходи домой, устройся поудобнее в кресле и воспроизводи в печатном виде всё, что лицезрел в течение прошедших часов. Всё, что впитал в себя, как губка. Но как ни сядь за письменный стол, всё равно не получится «поудобнее». Хоть в позе лотоса сиди на полу с беспроводной клавиатурой…
Можно не брать в руки оставленный дома телефон – наверняка никаких новых сообщений. За тем он и был оставлен дома. Кто бы интересовался сомнительным бытием домашнего затворника?

На самом деле для написания рассказа нужно всего ничего: целыми днями не выходить из дома, долгими неделями ни с кем толком не разговаривать и не видеться. Очень желательно выйти из дома с незаряженным по нелепой случайности музыкальным плеером, пусть он весь вечер был подключен к компьютеру. И тогда придётся слушать не привычную любимую музыку, а звуки окружающего мира и собственные назойливые мысли, читать их, словно уже написанный сценарий сегодняшнего дня.
...
Грешным делом, даже думаешь сократить длительность своего дневного променада ровно вдвое. «Нам не надо… променада. Только музыку давай» - невольно рождается несколько глупое подобие стиха в голове.

Конец марта в крупном городе юга Западной Сибири напоминает какую-то всеобщую коммунальную катастрофу: словно на сухой асфальт выливаются сотни и тысячи луж и ручейков из бесконечных порывов системы канализации. Горькая правда как раз в обратном – это лишь тёплое весеннее солнце местами делает землю сухой, отвоёвывая всё новые территории, что находятся ещё в плену у зимы и её снежных армад.
«Кажется, это идёт твой знакомый. Не подавай виду, если он тебя не признает. Не хватало ещё лишних разговоров на больную голову».
Манера передвижения по улице – как твоя собственная, так и прочих гражданских – напоминает какие-то потуги сбежавшего из психушки: «передвигаться преимущественно по сухим местам, остерегаться мокрого асфальта». Хотя порой такая тактика даёт свои плоды. «Обойти то место с кучей брызг». Должно быть, не одна машина уже въезжала в лужу рядом и окатывала беспечных прохожих, не способных применить простую логику.
Ой, как неудобно! Приходится лицезреть картину в виде человека, повернувшегося к тебе задом, с наклоном почти в самый пол. Срочно отводи взгляд. Ой, как неудобно, там же коляска, это чья-то мать и, должно быть, жена. Ой, как неудобно, это даже не женщина!

*Поток мыслей то и дело прерывается строчками из песни, которую благополучно бы слушал в этот момент. Строчками, структуру которых помнишь не до конца, и то и дело «придумываешь» недостающие звенья цепочки, чтобы хотя бы мелодия соблюдалась. Ещё и по-английски. «Пусть лежу в твоих объятиях, я далеко, за тысячи миль, плыву быстро на волнах, плыву свободно» - нехитрый вольный перевод.

«Показалось». Любимое дело. Показалось, что в кармане вибрирует телефон. Его там быть не может. Из окна проезжающей машины развевается пакет. Что ему там делать? Целующаяся парочка молодых девушек. А нет, здесь не показалось.
Снова на тебя чуть не налетел неловкий прохожий, озирающийся по сторонам с грацией совы – почти на 360 градусов. Кажется, будто ты не отражаешься в зеркальных поверхностях и не отбрасываешь тень. Или, во всяком случае, всё что у тебя есть, это как раз твоя тень, и по улицам гуляет не твоё физическое осязаемое тело, а лишь какой-то силуэт. А другой же идущий навстречу человек очень долго всматривается в твой облик, даже куда-то сквозь тебя, стараясь понять, с каких это пор призраки так спокойно разгуливают средь бела дня.
Порой рекламы и вывески так эффектно сочетаются, словно об их расположении кто-то договаривается. Деньги взаймы – Обувь – Кулинария – Аптека. Нет денег? - Займи, купи лапти, сходи поешь пирожков; на случай отравления – аптека за углом. Повторить.
Эй! Куда это вы с чемоданом, дамочка? Вокзал в другой стороне. Из этого города можно только уезжать, остановитесь! Совершайте прогулки только в сторону аэропорта и вокзала и сразу же с паспортом.

На улице желательно быть как можно более угрюмым. Как будто у нас запрещено улыбаться. Где угодно, только не на людях. Нельзя никому показывать своего доброго и радушного настроя. Мол, улыбаешься, значит с головой не всё хорошо. Побудь в нашей стране (странной стране) радостным, ага. Надевай очки, натягивай poker-face.
Но если снять солнцезащитные очки, серое становится ещё более серым, белое – гораздо менее белым и скорее похожим на серое, и лишь чёрное не изменяет себе и спокойно чернеет себе дальше. Цвет, который вряд ли изменится от каких-либо внешних обстоятельств, и в особенности фактора надетых или снятых очков – цвет зелёной тоски. «Пожалуй, это плохой эксперимент» - говорю я сам себе, и надеваю очки обратно, пускай и продолжаю всё так же идти в тени. В тени огромного дома, что заслоняет, казалось бы, добрую половину города позади себя.

Ах, эти милые 15-летние ребята. Ещё не знают, что их когда-то предадут, или же предадут они сами. Себя, свою любовь, свои чувства и надежды. Оставят кому-то лютую пустоту, и сами себя будут обрекать на страдания.

**Потоки мыслей также разбиваются о строчки Шарля Бодлера. Стихотворения, что полностью не знаешь наизусть, но столь подходящего для твоего печального бытия. Как же, как же! Надо же что-то держать в голове, кроме музыки.

«Придумать бы себе такую профессию в отсутствие адекватной работы: «по улицам ходитель»…». Сколько километров, сколько мыслей - столько и заработал. «По улицам ходитель, печальных дум мыслитель» - ещё одно глупое подобие стиха, очень точно характеризующее события сегодняшнего дня.
Ровно так и идёшь: то напевая про себя мелодию песни, то наблюдая за окружающей действительностью, то вспоминая стихи. И всё это – абсолютно беспорядочно.
...
Неспешно просыпаешься. Как всегда, завтракаешь чем попало, потому что лень готовить. Традиционно не обедаешь, ждёшь вечерней трапезы. Собираешься на прогулку чуть дольше обычного. И перед тем как взять мешок с мусором и спуститься по ступенькам на 7 этажей ниже, с ужасом понимаешь, что остался без музыки. И что ровно сейчас начинается интересный рассказ, уже написанный сценарий сегодняшнего дня.

**«Откуда скорбь твоя? Зачем её волна
Взбегает по скале, чернеющей отвесно?»
- Тоской доступной всем, загадкой всем известной
Исполнена душа, где жатва свершена.
(Ш. Бодлер - «Цветы Зла»; XL - Semper Eadem; 1857)

25 марта 2021
(ред. май 2021)


Рецензии