Возвращение в Тарасовку

На фото отец с односельчанкой.

Весть о моем прибытии опередила меня. На околице села меня встретила мама. Постарела. На руках у нее была маленькая девочка. Это очередная моя племянница - Шурочка. Родилась в 1944 году.
  Федор - зять - погиб на фронте. Его оставили было по брони как тракториста, специалиста-механизатора. Но он нашкодил: с товарищами по тракторному отряду сделал налет на соседний погарский тракторный отряд. "Конфисковали" там дефицитные запчасти для тракторов. И Федора отправили на фронт. Осталось трое детей. Хату их во время оккупации сожгли немцы. Жила сестра Поля с детьми в нашей с матерью хате.
  Похлопотал в колхозе (фронтовик же), и сестре построили хату. Председатель Тарасовского сельского совета Рак (фамилия такая) сразу вцепился в меня, как клещами: клуб уцелел, надо разворачивать работу. Говорил: «Тебе, как инвалиду, на тяжёлой работе надрываться нельзя, а здесь надо головой работать. Для твоего сердца общественная работа даже полезна». И ведь прав оказался.
 Кое-как собрали мебель. Собрали книги для библиотеки. Подремонтировали здание. Комсомольцев в селе оказалось трое. Оформили организацию ВЛКСМ. Я стал ее секретарем. В поселке Жваки (сейчас поселок Мирный) - это бригада нашего колхоза, - жил хороший гармонист. Договорился я с председателем колхоза начислять ему за работу в клубе трудодни. Нашли техничку - бабку Левчиху. До войны она, помню, страшно ненавидела, когда молодежь собиралась в сельском клубе и там веселилась. Особенно не любила, когда клуб работал с молодежью в дни религиозных праздников. Помнится, перед войной в каком-то году Пасха приходилась на воскресенье 2 мая. Первого мая в церкви всенощная служба (Великая суббота). А рядом, в клубе празднуют во всю Первомай: спектакль, танцы, доклад, выступления коммунистов, комсомольцев. И вот баба Лёвчиха с ухватом занимала пост возле церкви и, увидев молодёжь, идущую в клуб, набрасывалась на нее с проклятиями. Особенно доставалось от нее девушкам. А после войны стала в клубе техничкой. Работала старательно А девчат всё равно гоняла: они на вечер в клуб всегда приходили с семечками. Ну вот им и доставалось. Заставляла убирать за собой.
  Организовали самодеятельность. Секретарь сельсовета, фельдшер (женщина), учительницы. Это сельская интеллигенция. Организовали приличный хор. Мы с Жоржем Сапенком (мы и потом с ним много лет дружили) - старшим братом моего друга - организовали драмкружок. Сами сочиняли сценки. Это все привлекало и молодежь, и колхозников постарше. Клуб по вечерам наполнялся.
На Воронокской районной конференции ВЛКСМ меня избрали членом Воронокского райкома. За три месяца клуб развернул свою работу и в районе стал лучшим. Часто приходилось выезжать на совещания в Воронок - за 30 километров. Иногда и верхом. Клуб поощряли: наградили за комсомольскую работу в июле - радиоприемником, в августе - баяном. Мои активисты с газетами выходили в поле, в бригады. Я выезжал верхом, чтобы успеть побывать в нескольких местах.


Рецензии