Адюльтер

   Впервые попав в небольшую, но уютную, наполненную солнечным светом и теплом, ненавязчивым ароматом цветов квартиру, я почувствовала какую - то особую атмосферу положительной энергетики, успокаивающей душу.
   Хозяйка дома, ухоженная женщина лет 60-ти, статная, с пучком  каштановых волос на затылке, большими карими глазами, слегка подчёркнутыми бесцветной помадой губами и сдержанной улыбкой, производила впечатление дамы времён начала 20 века. Я уже знала, что Зинаида Ильинична - так звали женщину - человек - энциклопедия. Такие люди - моя слабость: я обожаю их общество и наслаждаюсь общением.

   О Зинаиде Ильиничне можно говорить много и с удовольствием, но сегодня мне хочется сказать о другом.
   Не припомню, по какому поводу хозяйка дома провела меня в святая святых - свою спальню, а всё остальное запомнилось отчётливо и надолго. Над кроватью, с той её стороны, где спала она, висела совершенно прелестная репродукция картины Франсуа Жерара "Амур и Психея". Какое множество художнивов и скульпторов воплотили в красках и мраморе тему вечной любви  Бога любви и полового влечения, Амура, и земной девушки Психеи, которой Юпитер даровал бессмертие!
   Но ЭТА картина - нечто, не сравнимое ни с чем! Это - гимн истинной, чистой, треперной, нежной ЛЮБВИ... 

 - Какая прелесть!- не удержалась я ... - В Лувре я восхищалась мраморной скульптурой Антонио Канова, но это ... Вроде, оба обнажены, располагаются совсем близко бруг к другу, но сколько чистоты ... благоговения ...
 - Бога ради, извини меня... скажи, тебе знакома история любви этих прелестных молодых людей?
 - Конечно знакома! Я читала её в "Метаморфозах" Апулея и, кстати, многое меня удивило.
 - Ты меня прости за бестактный вопрос, пожалуйста. Я знаю, что ты весьма образованный человек и не должна была позволить себе его. Забудь, дорогая.
 - Не переживайте, я уже забыла.
 - А что тебя удивило в этой истории любви?
 - Удивило меня, во-первых, поведение сестёр Психеи, по вине которых она чуть было не убила Амура, а, во-вторых, поведение богини красоты, любвеобильной Венеры, матери Амура. Она же вела себя, как самая отвратительная свекровь, когда узнала о страсти сына, и придумывала для бедной Психеи разные, совершенно невыполнимые задания, чтобы погубить её.
 - Ха - ха - ха ...
 - Зинаида Ильинична, вы позволите спросить ...
 - Конечно.
 - Почему картина висит не в середине, а на вашей стороне?
 - А ты подойди с другой стороны кровати и взгляни на тумбочку, - как-то лукаво ответила женщина.
   Не совсем понимая, в чём дело, обошла я кровать, подошла к изящной тумбочке и увидела на ней ... нож с красивой рукоятью на деревянной подставке.

 - Нож... - произнесла я, не зная, что ещё сказать.
 - Этот нож и эта картина - наши с мужем подарки друг другу в первую годовщину свадьбы... Возьми, не бойся, нож и прочти надпись, которую он закрывает.
   Очень нерешительно дотрагиваюсь до ножа, беру его в руку, и читаю:
      ЭТИМ  НОЖОМ  ТЫ  МОЖЕШЬ  ЗАЩИТИТЬ  МЕНЯ,  А  МОЖЕШЬ  УНИЧТОЖИТЬ.
   Стою, молчу...
 - Знаешь, ТОГДА я сказала мужу, что я его люблю и готова на любые жертвы ради него, но есть то, что я никогда не прощу - ложь. Он, естественно, стал уверять, что всегда будет искренен и т.д. А я ответила, что жизнь длинная, непростая и всё может быть...  и пусть будет всё честно ... больно, ...но честно ... Дело в том, что даже самая маленькая ложь родит большое недоверие, а оставаться рядом с тем, кто предал мою веру, я бы не смогла...

 - А почему вы решили сделать такой подарок и сказать такие слова? Это же была первая годовщина свадьбы, когда вы оба любили, были счастливы?!
 - Мы и сегодня любим и счастливы. А тогда было вот что. Не тогда, вернее, было, а за много лет до этого... Мне было 12 лет. И был у меня любимый дядя, брат моей мамы, младший ... Он был врачом... И женился он на девушке, которую я тоже очень полюбила... Весёная она была ... добрая... А как она смеялась!... И дядю моего она всё время обнимала, целовала...  Родился у них сын, копия солнечной мамы... А потом мой дядя ... предал свою замечательную жену... Как потом выяснилось, он обманывал её целый год ... А она его любила, обхаживала, по всякому ублажала... В тот вечер, помню, я сидела в комнате Майечки... Она, обняв меня, плакала и повторяла: "За что... за что?" Я  тоже плакала... Никогда мне этого не забыть...Прошло время и я поняла, что - "за что?" вопрос, если можно так сказать, не тот. Надо задать другой вопрос(если вообще нужны объяснения) - "Зачем?"
 - Да, предательство человека, которому веришь, невозможно ни понять, ни оправдать, ни простить..
 - Знаешь, я, уже будучи студенткой, не обделённая вниманием мальчиков, всегда боялась отвечать  взаимностью... Я боялась быть преданой ... Я, вроде, не экстравагантна, кажусь рассудительной и трезвой, но нет во мне сил, которые помогли бы мне пережить ... измену ... У меня есть подруга, которой изменил муж. Потом он вернулся, валялся в ногах... Короче говоря, она его простила... Я её  тогда уговаривала простить... Но я кривила душой... Кто-то пытается оправдаться каким - то стечением обстоятельств...музыка... алкоголь ... откровенные наряды и взгляды женщин, интимная обстановка...
   Бред! Ничем, ничем не оправдать предательство!... Любящий мужчина не предаст...

 - Вот вы всё это рассказываете, а я подумала: как много случаев предательства, адюльтера, в жизни... Людей уже нет, а этот момент их жизни не забыт... И среди них, предателей, ведь не абы кто, а великие люди: писатели и художники, короли, главы государств и президенты, композиторы, актёры и учёные ... И многим ведь жёны прощали...
 - Верно... Потому и так обширна мировая литература про адюльтер... Чем богата жизнь, тем и литература изобилует... Даже не хочется вспоминать имена  великих, которых знаем с молодости...

 - А ведь есть страны, где нет супружеской измены. Израиль, например. Там просто невозможно замужней женщине где-то встретиться с мужчиной.
 - Но есть страны, где адюльтер - норма. Франция, например, или страны Африки. Знаешь, существуют даже эксперты по супружеской неверности. Одна из них, профессор социологии, приводит любопытный случай... Ты как относишься к Маркесу?
 - Неплохо. "Сто лет одиночества", "Любовь во время чумы" и рассказы читала с интересом.
 - Так вот, был у этого Маркеса близкий друг, тоже писатель, Марио Льоса. И однажды они подрались. А из-за чего может возникнуть драка между двумя латиноамериканцами?
 - Из - за женщины?
 - Конечно. Но это была не просто женщина, а жена Льоса. Во время его отсутствия верный друг Маркес "утешал" его жену. Льоис отвесил Маркесу пощёчину со словами: "Это тебе за то, чем ты занимался с моей Патрицией". Заметь, пощёчину получил Маркес, а  Патриция, вроде, мимо проходила...

 - У нас, в республиках Кавказа, нормы морали строже. Тут много причин: строгая мораль, религия, традиции, отношение общества, законы страны...
 - В некоторых странах адюльтер - норма, в других - штрафуют, сажают в тюрьму.
Я вспомнила хороший фильм студии "Арменфильм" "Родник Егнар". Когда он шёл... дай бог памяти... где - то в начале 70-х, ты, скорее всего не смотрела, тебя ещё не было.
 - Фильм про измену?
 - Про измену... Но, какая это была измена?... Фильм философский. Простые крестьяне задаются вопросами, которые и сегодня не волнуют молодёжь. А события там происходят в конце 19 века в небольшом городке, Александрополисе, больше похожем на деревню.
   Живут люди по старым законам, традициям. Родители  детей, мальчика и девочки 10-12 лет договариваются - вырастут дети и станут мужем и женой. Вырастают дети в молодых людей, мнения которых никто не спрашивает, и их женят. Так и живут всю жизнь. Но в описываемом случае судьбе было угодно, чтобы замужняя женщина, молодая и красивая, имеющая маленького сына, полюбила юношу, моложе себя. А муж женщины, мужчина 40 лет, уважаемый человек, известный мастер по строительству родников.

   Любовь... Арендовали влюблённые комнату в турецком квартале города, где тайком и встречались. Женщина - зовут её Егнар - одетая в одежду турчанки, в чадре, озираясь по сторонам, приходит на свидание. Туда же, дворами, приходит молодой человек. В фильме не было ничего крамольного: они сидели рядом, смотрели друг на друга влюблёнными глазами и молодой человек нежно гладил руки женщины.
   Не будем забывать, что в городе превыше всего были семейные ценности, и измена не могла быть ни понята, ни прощена. Турчанки поняли, что пара - любовники. Помню, как они кричали, бежали за Егнар, готовые забить её камнями. Мужу стало известна измена жены. А она не вынесла позора и умерла от разрыва сердца, не успев даже ни оправдаться, ни покаяться перед мужем.

   Что сделал муж? Он увековечил жену, построив чудо - родник её имени. Очень впечатляет момент, когда все бегут к роднику, чтобы увидеть чудо. Подходит пожилой человек и видит: родник как родник, красивый, из туфа, течёт из трубы вода. А над трубой чеканная надпись:
      ЖЕНА - РОДНИК СВОЕГО МУЖА. НИКТО ДРУГОЙ НЕ ИМЕЕТ ПРАВО ПИТЬ ВОДУ ИЗ НЕГО
               
 - Это всем известно, но где - же чудо? - восклицает мужчина. - Эх, выпью - ка студёной воды!
   С этими словами подходит он к роднику и только  хочет напиться, подставляя руки, как родник высыхает. Вот оно - чудо!
   Тут, с криком - "Кто сказал, что жена - родник своего мужа?!" бежит к роднику молодой любовник Егнар. Расступаются люди, подбегает он к роднику, но только хочет напиться, как родник высыхает. Удивился парень и нежно сказал:
 - Егнар, милая, это я. Не узнаёшь, не хочешь, чтобы я напился?
   Очень трогательный фильм, драматизм которому придаёт волшебное пение дудука.


  P.S. Я хотела бы для моих читателей изложить историю любви Психеи и Амура, как
       рассказывает о ней древнеримский философ, писатель и оратор Луций Апулей в
       своих "Метоморфозах"(книги 4, 5, 6). Думаю, будет интересно узнать, какие
       они, боги, даже, казалось бы, лучшие из них.
 


Рецензии
Могу только представить боль обманутого одного из супругов.А вообще это трудно.Представить.И Н Е П Р О С Т И Т Е Л Ь Н О!

Ромуальд Наумчик   05.08.2021 23:34     Заявить о нарушении
Я даже не могу, да и не хочу представлять подобное. Лучше умереть - любимой и единственной.

Магда Кешишева   05.08.2021 23:51   Заявить о нарушении