Тень сурка. Глава из романа ВУЗ

Звонок в дверь прозвенел неожиданно, хотя Вениамин Петрович знал, что теща прибудет с минуты на минуту. Вениамин Петрович к теще относился хорошо, но не настолько, чтобы тащиться на автовокзал и встречать ее автобус.

Вчера Венечка, так ласково называла его теща, наконец установил кондиционер в комнате, где она обычно ночует по приезду. Теперь душными летними ночами окна можно держать закрытыми, теща в ее прошлые посещения жаловалась, что ей мешают спать вопли животных в зоопарке, расположенном неподалеку.
 
Венечка, изобразив радость на физиономии, открыл дверь, взял из рук Светланы Георгиевны тяжеленую хозяйственную сумку с домашними соленьями-вареньями, прошествовал на кухню в сопровождении гостьи.
 
Теща, с видом факира, достающего из шляпы кролика за кроликом, стала выставлять на кухонный стол банки, сопровождая номер короткими комментариями:
- Помидорчики в собственном соку, рыжики маринованные, это грузди соленые, а это белые, огурчики, еще огурчики. Ставь, Венечка, банки в холодильник.

- Вы уж, Светлана Георгиевна, сами поставьте. У меня лекция через час, надо переодеться, до университета доехать. Вы тут хозяйничайте, а я пойду собираться.
Пока Вениамин Петрович надевал костюм, завязывал галстук, чистил туфли, собирал нужные, пожелтевшие от непомерно долгого употребления бумажки к занятию, теща суетилась на кухне.

- Я ушел, Светлана Георгиевна!
- Иди, я к твоему приходу что-нибудь вкусненькое приготовлю.

Времени хватало. Вениамин Петрович отправился в вуз пешком. По дороге заглянул в кафешку у центрального гастронома, выпил чашечку эспрессо, обнаружил, что в пачке всего две сигареты, зашел в магазин, купил «Мальборо», миновал главный корпус универа и вошел в четвертый, где располагалась его кафедра. В кармане затренькал мобильник. Алиса, наверно, подумал, Вениамин.

- Привет. Мать встретил?
- Да, все нормально. Банок как обычно понавезла, на кухне хлопочет, у меня лекция через десять минут, потом домой. Ты когда вернешься? Полная запись? Постарайся не задерживаться. К пяти? Тогда я тоже к пяти подойду. Вместе парадный обед вкушать будем.
 
Дверь кафедры экономики, информатики и менеджмента была открыта. Лаборантка Зиночка разговаривала с Анной Владимировной, пожилой доцентшей, страдающей легкой манией преследования:

- Я программу в конце прошлого учебного года обновила, список литературы дополнила, устаревшее убрала, компетенции подправила, контрольно-оценочные материалы подкорректировала, сколько можно издеваться над преподавателями?

- Анна Владимировна, что же вы на меня голос повышаете? Я распоряжение завкафедрой вам передаю. Если у вас возражения, то с ним и разговаривайте.

- Извини, Зиночка, достала меня эта мышиная возня с программами, работать не дают, бумаготворчество это, словоблудие бумажное, никакого отношения к реальной работе не имеющее. Написали, сдали, забыли, работаем как всегда работали, а они галочку очередную поставили. Руководители!

Заметив боковым зрением входящего Вениамина, Анна Владимировна переключилась на него:
- Веня, опять программы переделывать надо. Соловейчик список тех, кто не отчитался, вывесил. Ты в нем тоже фигурируешь. Надо что-то делать! Издеваются над преподавателями.

- Где над нашей не издевались, где наша не фигурировала, - отозвался Вениамин, - их дело требовать, наше – соответствовать, критерии оценки качества программ, внесенных изменений размыты и спорны. Вкусовщина. С идиотами спорить вредно. Хотят изменений, их есть у меня. Напишите, что хотите – они и отстанут. Им ведь до сути дела нет, галочку поставят и успокоятся до следующей демонстрации управленческой активности… Ладно, девочки, главное, не нервничайте, спокойствие, только спокойствие. Я на лекцию…

- Здравствуйте,  дамы и господа бакалавры, что это вас сегодня так мало? – обратился Вениамин Петрович к студентам, - где народ?

- Мы не бакалавры, мы магистры, а народ в поле, к сессии готовится.

Как это я перепутать умудрился, подумал Вениамин, шел на Одессу, а вышел к Херсону, ладно, хрен с ним, все равно и тем и другим одно и тоже талдычу, этим зауми чуть побольше.

- Ну, ну, напрасно ваши однокурсники манкируют, передайте им, что Вениамин Петрович топал ногами и обещал отыграться на экзамене. Сегодня, между прочим, последняя обзорная лекция.
 
В перерыве Вениамин Петрович спустился на первый этаж и вышел из корпуса покурить. Рядом с крыльцом уже дымил сигаретой Стасик Баранов с матфака.
- Привет. Как жизнь молодая?
- Вялотекущая шизофрения, маразм крепчает: программы исправляем и дополняем, исполняем очередной акт болонского балета.

- Значит, нормальная жизнь, без особых перемен на западном фронте.
Баранов бросил докуренную до фильтра сигарету в урну.
- У меня сегодня две пары, пошел первую добивать.
- У меня одна, слава Аллаху, - отозвался Вениамин.

Домой Вениамин не спешил, общение с тещей один на один всегда его несколько напрягало, а жена собиралась вернуться с работы только к пяти. Он взглянул на часы, подумал, что надо часик где-то перекантоваться, чтобы вернуться одновременно с женой, свернул в скверик, сел на скамейку, достал телефон и углубился в фейсбучную ленту новостей. Время за чтением прошло незаметно.

Вениамин вернулся домой в начале шестого. На кухне Алиса ворковала с матерью. Пахло фирменными тещиными блинами с мясом и грибами.
- А вот и Венечка! - провозгласила теща, услышав звук отпираемой двери, - мой руки, Венечка, садимся за стол! Я твои любимые блины приготовила!
- Сей секунд.

Вениамин Петрович мыл руки. Как хорошо, думал он, что на детях гениев природа отдыхает. Блины тещины, это замечательно, если редко, Алиска, слава богу, готовить не любит и не умеет, иначе я бы уже в дверь не входил.

За столом просидели долго. Выслушали под блины и красное сухое традиционные тещины истории о неполадках в летнем водопроводе, трудностях с поливом огорода, противостоянии с соседями, видах на урожай огурцов, о том, что вишни в этом году будет мало, а яблок наоборот. Наконец, выговорившись всласть, теща зевнула, сказала, что устала с дороги и хочет спать.

Вениамин погладил вздувшийся от непомерного количества съеденных блинов живот, и решил, что сегодня надо лечь пораньше. Зазвонил телефон.

- Здравствуйте, Вениамин Петрович, Коровина Ангелина Сергеевна беспокоит, помните, директор гимназии, я у вас на курсах училась в прошлом году. Хочу попросить, провести с моими семинар «Организация платных образовательных услуг в современной школе».

- Почему же нет, - ответил Вениамин. Уже много лет его жалкая доцентская зарплата была несравненно меньше заработков на стороне, поэтому он положительно реагировал на такого рода предложения со стороны педагогической общественности.

 - Сколько времени выделяете на семинар? Сколько учителей будет участвовать? Понятно. Да, обычный класс подойдет. Пусть малыми группами сядут, по четыре-пять человек. Когда? Нет, среда не пойдет, давайте четверг или вторник… Вторник в час. Отлично, договорились. Как платить будете?  Наличными вполне устроит, и сумма устроит. До свидания, до вторника.
 
Вениамин Петрович проснулся рано, взглянул на часы, вспомнил, что с минуты на минуту прибудет теща и пошел умываться. Процесс умывания прервал звонок в дверь. Приехала, констатировал Вениамин и пошел открывать.

Продолжение следует


Рецензии