Помидоры - дикоросы
Объясню. Когда я организовал в тайге, в абсолютно чистом, экологическом месте, стационарную пасеку, нацеленную исключительно на получение мёда из дикой малины и липы, я не собирался там заниматься «огородничеством». Да и где время взять на всё? Тем более, что места таёжные у нас суровые. В мае ещё снег лежит. В начале июня, числа до 5 – 10, ночью устойчивые, небольшие, минусовые температуры. Да, брусника растёт вокруг отличная, малина дикая – аромат не передать, голубица – пожалуйста, красная смородина – бери сколько хочешь, лимонник – хоть завались, шиповник, черёмуха, дикий виноград, клюква, а вот чтобы огурцы, помидоры – нет, извольте! Любой сборщик дикоросов скажет, что в тайге дачная культура расти не будет.
Были у меня робкие попытки поговорить с охотником, старожилом тех мест, может попробовать посадить что-нибудь, вдруг он, что посоветует, места-то много. Но он говорил четко, не занимайся ерундой, ничего здесь расти не будет, холодно и земли нет. Поэтому, когда было всё обустроено, и приехала тёща, я уже имел твердую позицию по этому вопросу. Тем более, скажу по секрету, что мне самому это было и не надо!
После ознакомления с планом пасеки, моя любимая тёщенька, сказала: «так, здесь будут огурчики, здесь помидорчики, здесь…», я говорю: «ничего не будет». Почему? Я отвечаю: «все консультации проведены, холодно, земли нет, в общем бесполезно». На этом тему закрыли. В дальнейшем овощи, как и остальные продукты, брали в магазине и привозили на пасеку.
И вдруг в разгар лета, недалеко от домика, мы увидели, как прям из камней на открытом, ничем не защищённом месте растёт помидор! Начали рассматривать, а он еле держится среди камней, даже не поймёшь, как, корешочки совсем тоненькие. Трогать не стали, так просто удивлялись и всё. Вопрос был - откуда он взялся? Было только одно объяснение, что когда-то мыли «магазинские», китайские помидоры, «чери», один раздавили и его вместе с водой выплеснули на камни. Так там оказались семена помидора. Но как он выжил: был и холод, и мы ходили, и техника ездила, никто не поливал, не удобрял, да вообще не знал, что он там растёт. Стали за ним наблюдать и гадать: выживет, не выживет, даст урожай, не даст урожай.
В итоге вырос и ещё урожай дал. Я, до последнего сомневался, сами понимаете, как после этого тёще в глаза смотреть, если здесь помидоры как брусника сами растут, да чего уж там, «лучше», чем в Краснодаре! А, я-то, в обратном уверял.
Сдался я окончательно, когда помидоры начали спеть и пообещал своей тёщеньке на следующий год сделать место под огурцы и помидоры. Что и было в итоге сделано, и чему я был потом сам рад, так как овощи у нас на пасеке потом были свои и очень вкусные. Да, и это без преувеличения, вкус овощей был просто неповторимый. Даже, когда друзья, в городе, нас угощали своим урожаем с дачи, разница была очевидна. Мария Мвановна, а она дачница со стажем, объясняла это особенной таёжной землёй и ключевой водой, которой мы поливали. Другой воды у нас просто не было, и мы привозили её себе и друзьям в город. Кто её попробовал, потом не могли пить бутилированную воду. Кстати, помидоры и огурцы росли и имели хороший зелёный вид ботвы, без желтых, поеденных или больных листьев, до самых заморозков. Особенно огурцы. Мы это связывали с отсутствием в тайге дачных паразитов-насекомых и других, сопутствующих садово-огородных болезней. А землю стряхивал с корневищ, когда-то упавших или вырванных с корнем ветром деревьев, и на тележке подвозил к месту посадки. Просто, без техники, копать землю в тайге очень трудоёмкое и тяжёлое занятие, так как вся почва в корнях, больших и очень больших, да и плюс скальник. Но как гласит народная пословица: «терпение и труд всё перетрут».
Свидетельство о публикации №221060200137