Русофобия. Охота на слова

В моём словаре иностранных слов (Издательство «Русский язык». 1979) на 19 тысяч слов не нашлось места для понятий РУСОФИЛ и РУСОФОБ. Не встретил я эти слова и в словаре Владимира Даля. Охотой на эти слова до этого момента я не занимался, а потому был уверен, что это создание недавнего времени. И для меня было удивительным, когда я встретил утверждение, что слово РУСОФОБИЯ использовано в переписке ещё Фёдором Тютчевым, тем самым, который писал стихи из Германии для пушкинского журнала «Современник». Он работал дипломатом, имел  придворное звание камергера, а после встречи в 1843 году с всесильным начальником III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии А. Х. Бенкендорфом получил добро от императора Николая I на публицистические выступления по созданию позитивного облика России на Западе.

Слово РУСОФОБИЯ названо  в речи президента Российской Федерации Владимира Путина на  Параде Победы в Москве  9 мая 2021 года:

«Почти век отделяет нас от событий, когда в центре Европы наглел и набирал хищную силу чудовищный нацистский зверь. Всё циничнее звучали лозунги расового и национального превосходства, антисемитизма и РУСОФОБИИ. С лёгкостью перечёркивались соглашения, призванные остановить сползание к мировой войне.
История требует делать выводы и извлекать уроки. Но, к сожалению, многое из идеологии нацистов, тех, кто был одержим бредовой теорией о своей исключительности, вновь пытаются поставить на вооружение.

И не только разного рода радикалы и группировки международных террористов. Сегодня мы видим сборища недобитых карателей и их последователей, попытки переписать историю, оправдать предателей и преступников, на руках которых кровь сотен тысяч мирных людей.

Наш народ слишком хорошо знает, к чему всё это ведёт. В каждой семье свято хранится память о тех, кто отвоевал Победу. И мы всегда будем гордиться их подвигом.

Россия последовательно отстаивает международное право, при этом будем твёрдо защищать наши национальные интересы, обеспечивать безопасность нашего народа».


Википедия даёт серьёзное расследования этого понятия - РУСОФОБИЯ. Смотрим только преамбулу:

Русофобия (нем. Russophobie, фр. russophobie, от рус и др.-греч. ;о;;; — страх) — предвзятое, подозрительное, неприязненное, враждебное отношение к России, русским, специфическое направление в этнофобии (в более узком смысле — страх перед Россией или курсом российской внешней политики). По мнению некоторых специалистов, русофобия, как и антисемитизм, в отличие от большинства других национальных фобий, часто выступает как цельная идеология, то есть как особый комплекс идей и концепций, имеющий свою структуру, систему понятий, историю генезиса и развития, а также свои типичные проявления. При этом русофобия встречается среди самих русских, то есть выступает не как ксенофобия, а как «русское самоненавистничество» (аутоагрессия).

Вернёмся к личности крупнейшего русского поэта Федора Ивановича Тютчева, одни его называют  значительным политическим мыслителем, другие - классическим "русским империалистом", кто-то пророком, а кто-то  консервативным публицистом. Консерватизм (от лат. conservo — сохраняю) возник как реакция на французскую революцию с её кровавыми разборками и казнями. Тютчев придерживался традиционных ценностей и порядков, выступал за сохранение традиций общества, его институтов и морали. В государстве должен поддерживаться общественный порядок,  радикальные реформы ничего хорошего не несут. Во внешней политике консерваторы делают ставку на укрепление безопасности, допускают применение военной силы, стараются поддерживать традиционных союзников, не исключая и протекционизм.
 
Тютчев в качестве поэта, политического мыслителя, публициста во многом опередил свое время. Его политическая оценка событий, пророчества о будущем взаимодействии  России и Запада как двух отдельных организмов, которые существуют и живут по-разному, имеют  внутреннюю противоположность,  актуальны и по сей день.

Тютчев был свидетелем революционных потрясений  во Франции, Германии, Австро-Венгрии, он  писал свои статьи и незавершенный трактат как до, так и после революций. Им написано четыре статьи о событиях, всколыхнувших Европу: "Россия и Германия" (1844), "Россия и революция" (1848-1849), "Папство и римский вопрос" (1850), "О цензуре в России" (1857), а ещё был  незавершенный трактат "Россия и Запад" (1848-1849).

В этих работах он оценивает ситуацию, сложившуюся в Европе,  вводит много новых терминов, обогативших позднее как русскую политическую мысль, так и западную. Среди них такие термины как "русофобия", "панславизм", а главное – чётко выражает  идеи империи, образования, внутри которого уживаются вместе и чувствуют себя вполне достойно представители разных народов и религий. В одной из статей он говорит прямо: "Не община, но Империя".

Тютчев не поднялся до уровня Александра Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву» (1790) и Николая Карамзина в «Письмах русского путешественника» (1792), утверждавших, что мировая история написана европейцами и в интересах европейцев.

Слова Фёдора Тютчева "Константинополь должен быть наш" многие исследователи считают утопией, как и его идею панславизма,  которая якобы показала свою нереалистичность.  А я считаю, что это ещё впереди. Не может мир нормально развиваться, когда политики глядят на другие страны через прицелы орудий, а на территории соседей нацелены бомбардировщики и баллистические ракеты, когда операторы через беспилотники убивают ни в чём не повинных людей за тысячи километров от своего логова. Мир пора выстраивать на других принципах, не разделять и стравливать, как это делает коллективный Запад, а объединять и сдружать народы и страны, жить на основе справедливости.

Наиболее важными вопросами, затронутыми Тютчевым в публицистических статьях,  стали проблемы "русофобии" и будущей "империи", до сих пор не утратившие актуальности.

Русофобия, похоже, вечная проблема,  она всегда волновала Россию на протяжении всей ее трагической истории, если не знать, что она появилась в результате искажения прошлого,  мировой истории, где победившая Европа идеализировала себя и унижала тех, кто создавал мощную цивилизацию. С легкостью необыкновенной Запад хотел бы уничтожить весь русский мир, как уже уничтожил индейцев в Америке, аборигенов в Австралии, как уничтожал миллионы людей в Индии, Китае. Да и войны, с которыми объединённый Запад шёл на восток, простыми и цивилизованными не назовёшь. Это у организаторов войн гуманитарные бомбардировки, гуманные бомбы.  Но вызывает удивление способность политиков Запада и их шавок и шестёрок приписывать России и русскому миру всё то, что незаконно, безчестно, варварски творят сами. И Тютчев впервые вводит в оборот термин РУСОФОБИЯ, который можно расшифровать как ложь и неправда против нашего мира.

Долгое время эта тема у нас была слабо разработана. Потому и термина нет в основных словарях. Изменения произошли в эпоху И.В. Сталина, то есть с середины 30-х годов до середины 50-х годов. Но троцкисты, окопавшиеся во власти Советского Союза и готовившие сдать страну и весь социалистический мир западному капиталу, не дали ходу  этому термину, хотя он уже  вошел в различные словари русского языка. Можно отметить Толковый словарь русского языка (под ред. Ушакова, М; 1935-1941), Толковый словарь (под ред. С. Ожегова, М; 1949) и Словарь современного русского лит. Языка (М; Академия наук СССР, 1950-1965). После этого вплоть до последнего времени этот термин отсутствует во многих словарях и энциклопедиях.

Тютчев употребляет этот термин в связи с конкретной ситуацией – революционными событиями в Европе 1848-1849 годов. Как правило, такие события вырывают людей из привычных им условий. Куда направить их энергию, если они увидели, что есть дела интереснее, чем, допустим, пасти скот, пахать землю и выращивать хлеб? Свою правящую элиту они уже основательно почистили. И тут свободным людям указывают на огромные территории и неисчерпаемые ресурсы гигантской Российской империи, и Тютчев  видит и понимает, что на Западе усилились настроения, направленные против имперской политики России и русских. Тютчев исследовал причины такого положения. Они виделись ему в стремлении европейских стран вытеснить Россию из Европы если не силой оружия, то презрением. Он долгое время работал дипломатом в Европе (Мюнхен, Турин) с 1822 по 1844 годы, а позднее цензором Министерства иностранных дел (1844-1967) и знал не понаслышке… У него вызрел замысел трактата "Россия и Запад", правда, он остался не завершенным. А главное направление – сопоставить исторический опыт России, Германии, Франции, Италии и Австрии..

Западные страхи по поводу России проистекают от огромности империи, от желания захватить чужие ресурсы, как это сделано со многими колониальными владениями, а ещё  от незнания российской действительности. Века прошли, а ситуация не изменилась. Во времена Тютчева Россия вынуждена была, охраняя свои интересы и интересы европейской безопасности, подавить революцию в Австрии, Германии и заметно повлиять на ситуацию во Франции.

В противовес русофобии Тютчев выдвинул идею панславизма. Есть стихотворение, записанное в альбом чешскому просветителю Ганке, где Федор Тютчев предложил объединяться славянскому миру.

Вековать ли нам в разлуке?
Не пора ль очнуться нам
И подать друг другу руки,
Нашим кровным и друзьям?

 Веки мы слепцами были,
И, как жалкие слепцы,
Мы блуждали, мы бродили,
Разбрелись во все концы.

А случалось ли порою
Нам столкнуться как-нибудь, —
Кровь не раз лилась рекою,
Меч терзал родную грудь.

И вражды безумной семя
Плод старинный принесло:
Не одно погибло племя
Иль в чужбину отошло.

Иноверец, иноземец
Нас раздвинул, разломил:
Тех обезъязычил немец,
Этих — турок осрамил.

Вот среди сей ночи темной,
Здесь, на пражских высотах,
Доблий муж рукою скромной
Засветил маяк впотьмах.

О, какими вдруг лучами
Озарились все края!
Обличилась перед нами
Вся Славянская земля!

Горы, степи и поморья
День чудесный осиял,
От Невы до Черногорья,
От Карпатов за Урал.

Рассветает над Варшавой,
Киев очи отворил,
И с Москвой золотоглавой
Вышеград заговорил!

И наречий братских звуки
Вновь понятны стали нам, —
Наяву увидят внуки
То, что снилося отцам!


Так взывал я, так гласил я.
Тридцать лет с тех пор ушло —
Все упорнее усилья,
Все назойливее зло.

Ты, стоящий днесь пред богом,
Правды муж, святая тень,
Будь вся жизнь твоя залогом,
Что придет желанный день.

За твое же постоянство
В нескончаемой борьбе
Первый праздник Всеславянства
Приношеньем будь тебе!..
1841 г.

Неоднократно в публицистике и в стихах Тютчев излагал идею возвращения Константинополя, образования православной империи и даже соединения двух церквей,  восточной и западной. Хотя и понимал, что русский мир выстроен на иных принципах, чем западный.

"Идея Империи, – писал Тютчев, всегда была душою Запада", но сразу же оговаривался: "но Империя на Западе никогда не была ничем иным как похищением власти, ее узурпацией".

Прав Тютчев. И это мы видим на примере Евросоюза, который не смог объединить страны и народы на принципах добровольности и справедливости. Даже Германия 30 лет живёт по факту объединённой, а по сути западная часть поглотила восточную и ликвидировала множество свобод, какие были во времена ГДР. Также произошло  со странами Восточной Европы и бывшими советскими республиками. Вместо мощной истинной Империи, где все народы равны и получают развитие, жалкая подделка, жалкое подобие во главе с русофобами.

Не их ли государь Владимир Путин назвал Табаками, прихвостнями при Шерхане?

Империя Запада для Тютчева является насильственным и противоестественным образованием. Империя на Западе неосуществима, все попытки ее устроить "срываются в неудачу". Время показало, что Тютчев прав. Империя Наполеона разразилась в войну. Попытка англичан возглавить революционную Европу вылилась в Восточную (Крымскую войну). Сколько крови пролито в Первую мировую?  В войнах погиб рейх Гитлера. И то, что сегодня собирается на просторах Евросоюза при поддержке США, Канады и НАТО, попытки накачать Украину сверхсовременным оружием, закончатся провалом. Но на нормальный разговор Евросоюз и НАТО при нынешнем руководящем составе явно не готовы.

Итак,  20 октября 1867 года, возможно, впервые прозвучало хорошо известное сейчас слово «русофобия». Прозвучало оно на французском, который в те времена был  основным языком русского дворянства. Поэт и дипломат  Фёдор Тютчев написал личное письмо дочери Анне, жене славянофила-писателя Сергея Аксакова, в письме этом и дано определение термина, ставшего приметой нашего времени:

«Следовало бы рассмотреть современное явление, приобретающее все более патологический характер. Речь идет о русофобии некоторых русских — причем весьма почитаемых… Раньше они говорили нам, и они, действительно, так считали, что в России им ненавистно бесправие, отсутствие свободы печати и т. д., и т. п., что потому именно они так нежно любят Европу, что она, бесспорно, обладает всем тем, чего нет в России. А что мы видим ныне? По мере того, как Россия, добиваясь большей свободы, всё более самоутверждается, нелюбовь к ней этих господ только усиливается. И напротив, мы видим, что никакие нарушения в области правосудия, нравственности и даже цивилизации, которые допускаются в Европе, нисколько не уменьшили пристрастия к ней. Словом, в явлении, которое я имею ввиду, о принципах как таковых не может быть и речи, здесь действуют только инстинкты, и именно в природе этих инстинктов и следовало бы разобраться».


Похоже, всё то, что мы сегодня называем русофобией, было в России весь девятнадцатый век, но называлось по-другому, - ЗАПАДНИКИ. Это понятие
уже ходило тогда в петербургских салонах, где культивировались споры между литературно-политическими партиями  «ЗАПАДНИКОВ» и «СЛАВЯНОФИЛОВ».


Рецензии