Сенокос

Детство моё прошло в горном Крыму. Деревенька Бешуй, где жили мои дедушка и бабушка, была разделена студёной речкой Альмой. Вся долина утопала в садах. Жителей в деревне было немного, но летом приезжали отдыхать к своим бабушкам и дедушкам внуки и внучки и тогда становилось веселей. Почти каждое лето дедушка забирал меня к себе на лето. Иногда со мной приезжал и мой старший брат. Его интересовали горы и места боёв партизан с фашистами. Поэтому он целыми днями был с друзьями в горах. А меня бабушка познакомила с девочками и я не было времени скучать! Дедушку я видела всегда в обеденное время, когда он подъезжал к дому на телеге. Лошади были красивые, тёмно-коричневые с чёрными гривами и чёрными хвостами. Дедушка вешал им на морды торбы с овсом и шёл обедать. Я его встречала и провожала.
- Сейчас поедем к речке на водопой, а потом на работу.  -  снимая пустые торбы с голов лошадок, говорил он мне.
- А когда ты будешь дома? - спрашивала его я.
- Стемнеет и я приду. Работы много у нас.
   Как-то, встречая дедушку, я увидела, что он приехал на большой бричке. Спросив его, узнала, что это мажара и в ней возят сено. Теперь бабушка готовила сумку с едой ему и я почти не видела дедушку.
- Пора такая! Надо чтобы на зиму был корм коровкам и лошадкам.  -  объясняла  бабушка, обнимая меня.
  Однажды дедушка приехал после обеда и взял меня с собой. Как оказалось, он хотел привезти своё сено. Бабушка Поля не хотела меня отпускать, но я выпросила у неё согласие. Я ведь скучала по дедушке! Мы поехали за сеном. Для меня это была такая радость! С нами ехал дедушкин напарник дядя Ваня. Время шло к шести вечера и было уже не так жарко, как днём. Мы ехали долго. Дедушкин сенокос был среди леса на отведённых ему полянах. Сено было собрано в небольшие стожки и мы долгое время ездили с одной полянки на другую, собирая их. Дедушка стоял на мажаре, а дядя Ваня подавал ему вилами сено. Дед укладывал его. Я же ходила рядом и наблюдала. Наконец  всё сено было собрано. Мужчины  положили посреди стога на мажаре длинный шест и  верёвками привязали его к её  бортам. Затем дедушка подсадил меня на самый верх и залез сам. Напарник подал ему вожжи и взобрался к нам.
- Держись за верёвки крепко!  - приказал дедушка мне.
- Но-о! - прикрикнул он на лошадей и воз тронулся.
   Я с удивлением рассматривала всё вокруг себя. С высоты просматривалась дорога, петляющая среди деревьев, поблёскивала среди зарослей лозняка Альма, а горы, освещаемые заходящим солнцем, стали как-будто ближе и приобрели красноватый оттенок. Брат много говорил мне о горе Чёрной и о её сестре. Он очень хотел пойти к ним, ведь в войну там была база партизан. Показав дедушке на виднеющиеся слева горы, я спросила их название. Он  сказал мне, что это Чёрная и её сестра. Я так обрадовалась, что увидела их!  Теперь есть что сказать брату!
 Солнце тёплыми красноватыми лучами ласкало и горы, и лес, и нас на верхушке мажары. Я как-будто бы плыла в сказочном мире вечерней тишины...
 Вдруг кони захрапев, остановились! Дядя Ваня быстро слез на землю и схватил коня за узды. Лошади стали пятиться. Дед натянул вожжи.
- Держись крепче!  - приказал он мне.
- Иван, что там на дороге?  - прокричал он напарнику.
- Василь, кинь вилы! Змея лежит!
  Дедушка подал ему вилы и спустился с мажары, крепко держа вожжи. Дядя побежал вперёд по дороге. Затем я увидела, что он подцепил змею на вилы и понёс её подальше от дороги. Минут двадцать мы стояли. Дед что-то шептал лошадям. Они нервно переступали с ноги на ногу, настороженно пряли  ушами. Дедушка гладил их, продолжая с ними разговаривать. Наконец он  сказал, что всё хорошо и можно ехать дальше. Дядя Ваня взобрался на мажару и взял у него вожжи. Затем и дедушка залез на верх и сел рядом с дядей.  Лошади шли мерным шагом, а мужчины переговаривались.
- Дедушка, а почему змея лежала на дороге? - не вытерпев, спросила я.
- Да грелась она. Пыль на дороге горячая, вот она и устроилась там. А кони чуют издали запах змеи.
   Вечерело. Солнце уже спряталось за горы, когда мы подъехали к дому. Бабушка Поля  уже ждала нас у ворот. Мужчины начали сгружать и укладывать сено в стог, а меня бабушка повела в дом пить парное молочко!


Рецензии