Если б только я знала, что так замужем плохо...

         
"Если б только я знала,что так замужем плохо!..
- поет Надежда Кадышева, но думает совсем иначе
================================================
  «Ты была на «Золотом кольце? Вообще-то да. Я тебя видела. Скажи как зал реагировал?  Я просто из платья выскакивала,  от восторга! А в двух местах просто изревелась, когда она платок бабульке подарила,  и когда «Мы еще не  начинали жить» пела. Надюшка эта просто восхитительна, не то что Софийка Ротару. От той таким вселенским холодом веет, такой отточенный автоматизм - в улыбках, движениях, интонациях. И «фанера» эта!.. Она уже свою славу пережила. Красивая, молодая на удивление женщина, которая когда-то хорошо пела - вот и все...» 
 Этот эмоциональный монолог одной моей приятельницы, театралки и завсегдатая концертов, очень ярко характеризуют последние события курской концертной жизни: в разных интерпретациях я слышала нечто подобное от многих, побывавших на концертах таких разных по стажу популярности, манере исполнения и прочим параметрам «звезд».
   При ближайшем рассмотрении Надежда Кадышева не только не разочаровала, но и очаровала. Такая теплая, добрая аура присутствовала на концерте и переливалась через край - из зала на сцену и со сцены в зал! Зрители пели, подпевали, аплодировали, кричали «браво!», забрасывали солистку цветами, а Надежда, не придавая особого значения этой своей власти над залом, подставляла щеку для поцелуев и сама осчастливливала поцелуями то и дело несущих на сцену букеты поклонников, тихонько говорила им что-то хорошее, а когда на костылях, поддерживаемая молодой спутницей, с трудом добралась до нее пожилая женщина с цветами и коробкой конфет, она отреагировала молниеносно: подхватила роскошный павловопосадский платок, один из тех, которыми была декорирована сцена, и подарила его бабушке. Зал взорвался аплодисментами.
 
  Не было ничего (редчайший случай!) в ее интонациях, жестах, движениях, реакциях на аплодисменты фальшивого, «на публику», неприятного и «звездного». Она была естественна, обаятельна, скромна и мила, и зал чувствовал себя комфортно и раскованно. «Какой поющий город»,  - искренне подивилась она после совместного исполнения «Катюши». Не только общеизвестным, но и всем песням из ее репертуара подпевали и даже подтанцовывали, весело смеялись и реагировали на шутки музыкантов, а лица были такими счастливыми и одухотворенными! Один рыжий гражданин, не в силах сдержать восторга, постоянно вскакивал с места и выкрикивал то: «Ручей» давай!», то «А у нас Руцкой есть!» (это когда муж Надежды Александр Костюк демонстрировал залу свои познания о курских талантах). Словом, контакт зала со сценой был изумителен.
 
  Роскошные народные одежды слаженного, очень профессионального, а порой просто виртуозного ансамбля музыкантов, великолепные наряды шоу-балета... А уж когда на сцену выходила она сама - Надежда!.. То в золотом, то в изумрудно-зеленом,  то в ослепительно-белом, то в красном, то в серебристом... Как красивы все-таки русские  костюмы, как разнообразны фасоны головных уборов и сарафанов!

   Ее серебристый голос, плавные движения, милое лицо, ее скромное достоинство - наверное, эта молодая женщина олицетворяла для зала Россию, тот идеальный образ, который существовал когда-то много веков назад, а может и существует и до сих пор, но слишком много в нем наносного, грубого, изуродовавшего ее дивный лик…

"Течет ручей, бежит ручей.И я ничья, и ты ничей...", "Называют меня некрасивою...",  " А тот самый, справный да удалый, сам не схотел меня брать..", "Ухарь купец"...   "У церкви стояла карета..."

 ...Псевдорусскость", кич, - приходилось слышать по "Золотое кольцо" и такое. Но и  про Бабкину с ее «Русской песней» порой говорят то же самое, и про многих других «народников». Но как бы то ни было, русская песня  -  это то, чего требует истосковавшаяся по родному, своему российская душа. Ведь и в осовремененном, и в чисто фольклорном варианте она востребована, и чем больше «Золотых колец» и «Русских песен» - тем лучше.

 ...Без роскошных народных нарядов, с гладко зачесанными волосами, в современном платье Надежда выглядела не менее привлекательно. И вообще телевизионные камеры не всем льстят - в жизни она выглядит еще лучше, чем на экране, а в живом общении - еще более скромна, чем на сцене.
 
- Надя, на сцене вы такая простая, естественная, искренняя и скромная просто до застенчивости... Это образ, имидж?
 
- Нет. Это характер. В жизни я даже немного «зажата» и ничего с этим поделать не могу.

 - Вы можете себе это позволить. Ведь у вас такой сильный, мужественный муж. Даже из зала чувствуется, как он вас любит и оберегает, глаз не спускает, любуется. «Словно коршун над орленком...»

- С мужем мне действительно сказочно повезло. Он именно такой - сильный, настоящий, каменная стена. Он все за меня решает, самое трудное берет на себя - и в жизни, и в творчестве. Саша - замечательный музыкант, руководитель нашего ансамбля, и все тяготы шоу-бизнеса на нем. Некоторые песни из моего репертуара написаны им, например, так тронувшая зрителей новая песня «Мы еще не начинали жить...»
 
 -Вам близки эти слова?
- Порой кажется, что так.

-Впрочем, вам еще рано грустить о годах...
 - Я не делаю секрета из своего возраста. Мне - 37. Мы женаты с Сашей 14 лет. Сыну Грише -13.

 -Если уж заговорили о  текстах песен..."Напилася я пьяна" сталп просто хитом, ее постоянно поют во время застолий, и просто на улицах, - женским хором В ней столько бабьей грусти, искренности! "Если он на дороге - помоги ему боже! Если с любушкой на постелюшке - накажи его, Боже!"- это действибельно женская логика, как вы думаете? Вам она близка?
 - Ничуть. И вообще мне не хотелось петь эту фразу, просила авторов изменить текст, но Саша сказал: «Из песни слов не выкинешь».
 - Он прав. Иначе б шарма и естественности в ней поубавилось. А кроме концертов, репетиций, гастролей, у вас есть другая жизнь? Чем вы любите заниматься?
 - Домом, сыном и теннисом. Я неплохо играю в теннис.

...Не дождавшись конца нашего разговора, в гримерную толпой ворвались истосковавшиеся по общению со «звездами» юные представители юных СМИ с диктофонами, телекамерами и микрофонами, и я ретировалась к руководителю ансамбля, Надиному мужу Александру Костюку.
Порой я намеренно задавала Александру те же вопросы, что и Надежде. И результаты эксперимента психологи, наверное, назвали бы блестящими для этого семейного дуэта. Александр подтвердил многое из сказанного Надеждой и рассказал немало интересных подробностей об их семье, о «Золотом кольце» и его солистке.
 
- Да, она действительно на сцене такая же, как в жизни, а  в жизни бывает порой «зажатой», причем с годами, с пришедшей популярностью ничего не изменилось. Пожалуй, сейчас она относится к себе даже строже.. .

 Судьба сначала не слишком баловала Надежду: родилась она в небольшой деревушке на границе трех областей, в Поволжье. В десять лет осталась сиротой, воспитывалась в детском доме. В 14 приехала в Москву к старшей сестре, работала на фабрике, потом поступила в музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова, после него окончила институт имени Гнессиных. Ей ничего не давалось даром. Вот сейчас говорят: "Кадышева откроет рот - и звуки сами льются", а сколько труда за этой легкостью, как долго она к этому шла!
- Где вы познакомипись?
- В общежитии. Надежда тогда училась в училище. Она шла в  буфет, а я направлялся к лифту. Вот тогда я ее в первый  раз увиделись.

-Совместная творческая деятельность началась сразу после женитьбы?
-Нет. Надя восемь лет работала в ансамбле "Россияночка, а я - в "Былине". Наше "Золотое кольцо" создалось семь лет назад из выпускников Гнессинского института разных лет, некоторые только в этом году покинули его стены. У нас очень дружный  коллектив, ребята - профессионалы высокого класса, сами видели: что ни музыкант, то личность.

- А кто хозяин в коллективе - вы или Надежда?
- Я. Шоу-бизнес не для женщин. А Надя - она такая ранимая, доверчивая, искренняя. Я - музыкант, дирижер, сильный мужик, в конце концов, она безоговорочно отдала мне бразды правления.
 
- Ансамбль создавался под нее?
 - Конечно, но, думаю, получился именно ансамблем. Не подпевки-подтанцовки-подыгрывания, а полноценные номера, но все, безусловно, работает на нее, Надежду.

- Как получилось, что успех пришел к вам сначала в других странах - Германии, Америке, Японии?..
- Действительно, на родине популярными мы стали всего лишь пару лет назад. На рынках стали продаваться наши кассеты, народ запел наши песни - и только потом пришло признание. А до того мы шесть раз облетели с гастролями всю планету, Надю везде «на ура» принимали, особенно почему-то она нравится японцам. Впрочем, мы как-то не очень стремились к славе, работали да и работали. И когда в зале собиралось 12 человек, работали для них так же, как и для тысяч. А если случится, что снова будут собираться 12, - выкладываться будем по-прежнему.
 
- Надя для вас воплощает идеальную женщину?   
- Она очень женственная, добрая, любящая, верная - я уверен в ней на 200 процентов. И еще она очень терпелива и терпима. Без этого женщине нельзя.

- Вы никогда не ссоритесь?
-Бывает, что обижаемся друг на друга - психологические нагрузки сказываются. Но отношения не выясняем, просто молчим некоторое время, не разговариваем.

- Значит, бывают счастливые семьи?
 - Лично я видел их немало, причем не имеет значения, работают ли муж и жена в одной сфере или нет. Главное, чтобы уважали и любили друг друга. У каждой семьи - своя аура, свой микромир, созданный ими самими, нужно только беречь это все.
 
 ...В гримерной, где Надежда заканчивала разговор с журналистами, появилась нагруженная цветами и плакатом для автографа пятилетняя Настя, дочь директора театра кукол А.Н. Кондратовой. Немного смущаясь, но без запинки она произнесла речь: «Дорогая Надежда Кадышева, спасибо вам за… » «Артистка!» - похвалила Надежда. Польщенная Настя, зардевшись от удовольствия, потупила взор. Настя - моя подружка. Она рассудительна, бойка и гостеприимна. И еще я знаю про нее один секрет:  Настя очень влюбчива, ее сердце никогда не бывает свободным. Причем, будучи девушкой светской, она влюбляется не только в Диму из соседнего подъезда и Сережу из детсадовской группы: прошлой весной, например, Настя целый месяц была влюблена в одного студента Воронежского института искусств, с которым познакомилась на фестивале «Будущее театральной России».Сейчас Настя влюблена в Надежду Кадышеву. И не она одна.

("Курская правда", 30 апреля 1997 года)


Рецензии