Шахтеры ломали отбойные молотки, не желая ими рабо

                Шахтеры ломали отбойные молотки, не желая ими работать

История жизни Алексея Стаханова окутана тайнами, поэтому существует несколько версий биографии легендарного героя труда. По одной из них, Алексей - выходец из интеллигентной семьи. Его дед Сергей Петрович был напарником А.Ф. Можайского в составе экипажа первого российского самолета. А на шахту его направил сам Анатолий Луначарский.
По другой, более вероятной версии, Алексей - потомственный крестьянин. Он родился в деревне Луговая Орловской губернии. В семье Стахановых было трое детей: две дочери и сын Алексей. В 1914 году отец ушел на фронт. Чтобы прокормить семью, 9-летний Алеша пошел батрачить. В 11 лет он стал подпаском. Летом работал за продукты, а зимой ходил в школу. В 1917 г. вернулся из австрийского плена его отец. Поскольку в селе мужчин было мало, а грамотных и того меньше, Григория Стаханова избрали председателем сельской кооперации. Через пять лет, сильно простудившись, умирает отец Алексея, а через несколько месяцев скончалась и мать. 16-летний парень стал главой семьи. Ему вновь пришлось батрачить у зажиточного хозяина.
Затем Алексей устроился работать землекопом в Тамбове. Работа буквально горела в его руках. За день он вывозил из карьера по дощатому настилу примерно 450 тачек грунта. Коллеги стали смотреть на Алексея косо и проявлять недовольство рвением товарища, который не давал нормально жить остальным землекопам. Они успокоились лишь, когда в контору пришел запрос направить наиболее грамотных работников на шахты Донбасса. Лучшей кандидатуры, чем Алексей Стаханов, не было.
Летом 1927 года Алексей уехал на Донбасс и попал в Кадиевку, на шахту "Центральная-Ирмино". 21-летний рабочий начинал тормозным (вспомогательная профессия), затем освоил специальность коногона (подземный транспорт в шахтах в 30-е годы). Забойщиком на отбойном молотке Алексей стал в 1933 году. Он трудился под землей с необыкновенным энтузиазмом, часто без отдыха. Настолько увлекся работой, что все реже и реже поднимался на поверхность. Лишь изредка его видели в столовой и бараке, где ночевали шахтеры. Лицо, покрытое глубоко въевшейся в кожу угольной пылью, горящие красные глаза, - именно таким запомнили Стаханова товарищи.
Шахта "Центральная-Ирмино" была одним из самых отстающих угольных предприятий. Ее даже стали называть помойкой. У местных горняков была любимая поговорка: "Даешь стране угля, хоть мелкого, но до... (очень много)". К середине 1935 года шахта резко снизила добычу. Чтобы поднять престиж предприятия, молодой парторг Константин Петров решил пойти на рекорд.
Надежда была только на отбойный молоток. Но внедрить его в производство было очень трудно. Дело в том, что сжатый воздух, вылетая из молотка, поднимал плотное облако угольной пыли, а респираторы в то время на шахтах не использовались. Поэтому рабочие ломали молотки, не желая ими работать. Парторг решил сделать рекорд, используя отбойный молоток. Самой подходящей кандидатурой для этой авантюры был Стаханов. Он довольно хорошо владел отбойным молотком и за смену выдавал около 10 тонн угля.


Рецензии