Рекорды молодых романтиков

Александра Озолина

                Рекорды молодых романтиков
В 1935 году в этот день началось Всесоюзное совещание стахановцев
В прежние доперестроечные времена юбилеи стахановского движения отмечались, как правило, громкими трудовыми достижениями. “Десятки, сотни миллионов последователей донецкого шахтера — одно из самых удивительных явлений, рожденных социализмом”. Примерно в таких выражениях тогдашние газеты говорили о стахановском движении, возводя его в ранг политического феномена.
Hикому неизвестный молодой донецкий шахтер Алексей Стаханов в ночь с 30 на 31 августа 1935 года спустился в шахту “Центральная-Ирмино” и поставил рекорд добычи угля. Отмахав шесть часов отбойным молотком, он выполнил 14 рабочих норм — добыл 102 тонны угля. Алексей Стаханов посвятил свой успех XXI международному юношескому дню — что это за праздник мы, наверное, теперь и не вспомним.
Стаханов пробыл “именинником” всего четыре дня. Сообщения о рекордных показателях приходили уже со всех концов Донецкого бассейна. Вскоре в стихийное соревнование включились молодые рабочие из разных уголков большой страны.
Читаем информационные сообщения тех лет:
“В Горьком на автозаводе кузнец Алексей Бусыгин отковал за смену 1001 коленчатый вал вместо 675 по норме, оставив позади показатели кузнецов, работавших в Америке у Форда.
...В Вичуге ткачихи Дуся и Маруся Виноградовы взялись обслуживать по 70 ткацких станков вместо 26 по норме. Дальше — больше. В конце концов девушки дошли до 216 станков.
...В Славянске молодой машинист Петр Кривонос начал водить сверхтяжелые (по тем временам) товарные составы с еще небывалой тогда скоростью — 44 километра в час — вдвое выше нормы...”
Ленинградский обувщик Сметанин, трактористка Паша Ангелина, свекловод Мария Демченко, комбайнеры, сверловщицы, многие другие рабочие и колхозники многократно перевыполняли установленные нормы, стараясь на благо родной страны. Кстати, и на собственное благо — тоже. Высокие показатели позволяли хорошо, по-честному заработать. О своих практичных покупках, приобретенных за счет “рекордных” зарплат молодежь также рапортовала начальству.
Оценив размах движения, руководство страны пришло к выводу о необходимости оформить его организационно. Во Всесоюзном совещании стахановцев приняли участие все главные руководители партии и правительства. В это время родилась знаменитая речь Сталина: "Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее".
Hа состоявшемся вскоре пленуме ЦК ВКП(б) была намечена долговременная программа борьбы за решительное увеличение производительности труда. Хотя бы относительно длительности срока тогдашние советские руководители оказались реалистами.
В выступлении всесоюзного старосты Михаила Калинина прозвучали слова: "...Огромную помощь этому движению могут оказать инженеры, техники, организаторы производства."
"Могут" - не значит, что они ее оказывали. Вероятно, трудовой порыв молодежи, ее героическое безрассудство не были вполне поддержаны старшими коллегами. Опытные производственники хорошо помнили недавно проведенную "чистку" в среде технической интеллигенции.
В 1928 году был проведен шумный политический процесс над группой старых специалистов, обвиненных во вредительстве на угольных шахтах Донбасса.
25 ноября 1930 года начался процесс так называемой "Промпартии" - группу крупных инженеров обвинили в подготовке иностранной интервенции. В 1933-м состоялся суд над специалистами фирмы "Метрополитен-Виккерс".
Процессы были открытыми, и в обществе о них хорошо знали. Hо рабочей молодежи было не до этого. Они действительно чувствовали себя хозяевами страны.
Партия провозгласила стахановское движение свидетельством зрелости рабочего класса. Между тем это был скорее безопасный путь, который избрали для своей самореализации молодые романтики.
Стахановское движение в своем оригинальном виде в стране не прижилось. В годы "застоя" оно поддерживалось немногочисленными энтузиастами, и организовывалось больше для отчетов и "галочек".
Теперь о стахановском движении говорить и вовсе не принято. Шахтеры перестали быть рабочей элитой, единственная их забота - сохранить рабочее место. Hесмотря на все старания, мы так и не смогли сделать наши автомобили лучше фордовских. Машинисты обязаны водить поезда только с той скоростью, которая им положена по инструкции.
Энергии же молодежи по-прежнему находится применение - сколько ее забирает один только поиск работы. Вот только юношеский романтизм теперь улетучивается гораздо быстрее. И каждый сам для себя решает - стало ему жить лучше или веселее.
«Северный курьер» (Карелия), 2000 год


Рецензии