Зелёный луч. реж. Эрик Ромер. 1986г

Если хотите сдохнуть от тоски, посмотрите хвалёный «Зелёный луч» Эрика Ромера, одного из столпов Новой французской волны, занудного пижона, представляющего себя, как многие из них, эзотерическим алхимиком.  Анемичную вегетарианку бросил дружок, не взяли в путешествие друзья, после чего она впала в уныние и весь фильм является непрошенной гостьей то там то тут, что может быть скучнее? Трепетное существо с жаждой бесплотной любви когда вокруг одни жвачные, внушает мысли о витальной несостоятельности . Наверное, такими были первые христиане, пока их не взяла под крыло Римская государственность. Узколобые и несгибаемые, вот характеристика для тех, кто проповедует ничтожные идеалы гармонии. Фильм состоит из скучнейших разговоров, где вполне доброжелательные чудовища что-то выпытывают или советуют привидению, которое всегда себе на уме. Бесконечная  болтовня на экране отличительный признак Новой волны. Ею воспользовался Вуди Аллен, чтобы предметно высказываться по вопросам пола и бытия, её, как прелюдию к зубодробительному действу, применяет Тарантино. И если у американцев разговорами заняты весьма оживлённые персонажи, у француза  - это расслабленные трупы с простецким набором тривиальных желаний. Очевидно, Ромер хотел задушить нас картинами изношенного человечества, и ему это удалось. Мир кончится не взрывом а всхлипом, когда-то обрадовал нас поэт Томас Элиот. Безжизненная энергия, которую Ромер сообщает своему фильму, вынуждает нас думать, что мы просто пожухнем, как лишённая корнеплодов ботва. Ах, да! Есть ведь ещё зелёный луч, редкое оптическое явление, символ какой-то надежды на непонятно что, нужно только его увидеть. И девушка видит его и получает в награду очередного дружка, и, возможно, проживёт с ним чудесную жизнь, мы рады за неё; но какого чёрта нас тащили через полтора часа смертной скуки к финалу, которым обычно заканчиваются незамысловатые развесёлые водевили.


Рецензии