Какие фрукты ели древние тюрки у себя на историчес

Какие фрукты ели древние тюрки у себя на исторической родине?

Джаред Даймонд: «Из двухсот тысяч диких видов растений люди употребляют в пищу лишь несколько тысяч, и лишь несколько сотен из них в той или иной мере одомашнены". А.А.Формозов: «Вавилов утверждал, что ареалы предков культурных растений очень узки. Следовательно, нельзя предполагать повсеместное возникновение земледелия. Оно зародилось в немногих местах, а уже оттуда, путем заимствований и миграций, распространилось на другие территории».
Академик Н.И. Вавилов писал:«Для того чтобы познать все многообразие культурных
растений, необходимо не только изучать их географию, но и определить первичные
районы их распространения, а также точное место происхождения…Кавказ является
одним из мировых очагов происхождения важнейших культурных растений —
пшеницы, ячменя, ржи, большей части европейских плодовых культур».
Виноград, гранат, сливу, алычу, яблоко, абрикос, кизил, персик, вишню, черешню, инжир, айву, хурму  древние тюрки до распада тюркской общности точно ели.
Общетюркские названия этих фруктов сохранились у большинства современных тюркских народов, которые с давних времён живут там, где растут упомянутые фрукты.
Академик П. М. Жуковский. «Культурные растения» пишет: «Передняя Азия приобрела выдающееся значение как обширный ботанико-географический центр происхождения культурных растений. Территория в совокупности охватывает Иран, Ирак. Закавказье, Малую Азию, историческую область Палестину".
Как известно понятие "историческая прародина" традиционно ассоциируется с локальной территорией, неким "первичным очагом", в границах которого складывались архаические элементы физического типа, языка и культуры современного этноса.
На основании лингвистических, археологических, антропологических и генетических данных мы выяснили, что на Южном Кавказе предки современных тюркских народов примерно 7,0 тыс. лет тому назад освоили отгонное скотоводство. Около 5,0 тысяч лет тому назад начался распад древнетюркской общности. Часть древних тюрков по западному побережью Каспия, в поиске новых пастбищ двинулись на Север. Другая часть, начиная с середины III тыс. до н.э., переселилась на территорию Алтая и смежных регионов Южной Сибири (афанасьевцы, окуневцы, андроновцы, карасукцы, пазырыкцы, таримцы, скифы, хунны и др.).

Как известно на территории Сибири, равной территории всей Европы, вместе с
другими гражданами России живут около 1,0 млн. тюрков, то есть 0,5 % всего современного тюркского мира (в настоящее время около 200 млн. тюрков живут в Европе и Средней Азии).
В современной исторической науке господствует гипотеза о том, что именно юг Сибири  (Алтайско-Саянское нагорье) является прародиной всех тюркских народов. А
некоторые российские авторы в качестве территории зарождения пратюрков называют пустыню Ордос на северо-востоке Китая.
Базируясь на материале и выводах, получаемых методами лингвистической палеонтологии, то есть путём определения природно-экологических ареалов, в которых обитали далекие предки современных тюркских народов, я попытался решить вопрос о локализации пратюркской прародины.
Исходя из нынешнего географического расселения все современные тюркские народы
распределены по четырем ареально-региональным группам.
Ареально-региональное размещение (с запада на восток) современных тюркских языков:
I группа- Южный Кавказ и Передняя Азия-120 млн.человек: (юго - западные тюркские языки -азербайджанский, турецкий);
II группа- Северный Кавказ, Восточная Европа- 20 млн. человек: (северо-западные тюркские языки -кумыкский, карачаевско - балкарский, ногайский, крымско-татарский, гагаузский, караимский, татарский, башкирский, чувашский):
III группа- Центральная Азия- 60 млн. человек: (юго-восточные тюркские языки туркменский,узбекский, уйгурский, каракалпакский, казахский, киргизский);
IV группа – Западная Сибирь- 1 млн. человек: (северо- восточные тюркские языки -алтайский, шорский, хакасский, тувинский, тофаларский, якутский).
 Нами были рассмотрена тюркская культурная лексика (фрукты и бахчёвые) у древних и современных тюркских народов. Кроме того, мы сделали выборку рассматриваемых слов по южноевропейским и азиатским народам (греки, арабы, грузины, персы, армяне, таджики, монголы и китайцы), чтобы выявить возможные источники заимствования рассматриваемых слов.

Фрукты и бахчёвые.
Груша.
Распространение. Кавказ. Эндемик Кавказа. Встречается повсюду в лесистой части Кавказа, в горных и равнинных достаточно увлажненных районах, часто по долинам рек.

ДТС (стр.53) - armut.

Iгруппа – Южный Кавказ (юго-запад): азерб.-армуд, тур. –армут;

IIгруппа - Северный Кавказ, Восточная Европа (северо-запад): кум. –гармут, кар.балк. -кертме, ногай. –aрмыт, крым.тат. --, гаг.-армут, караим. –армут, чув.-груша,татар. армыт, башк. –армыт;

III группа – Центральная Азия (юго-восток): туркм.-армыт,  узб. -нок, уйг. -амут, каракалп. -алмырт, каз.- алмуртt, кирг.- алмурут;

IV группа - Сибирь (северо-восток): алт.- груша, шор.-албырт, хак.-албырт, тув.-груша, тоф.- груша, якут.- груша;

Греки - ахлади, персы -голаби, арабы- камузра, грузины -мскхали, армяне - тандз, таджики -нок, монголы -лийр, китайцы -ли.

Виноград.
Виноград был культивирован несколько тысячелетий до нашей эры.
Распространение: Турция, Иран. Закавказье, Молдавия, Крым, Причерноморье, Предкавказье, Средняя Азия - южные районы.

ДТС (стр.631) - юзюм,

I группа – Южный Кавказ (юго-запад): азерб.- юзюм,, турк. – юзюм;
II группа - Северный Кавказ, Восточная Европа (северо-запад): кум. – юзюм,,
кар.балк. - юзюм,, ногай. – юзим, гаг.- юзюм, крым.тат. - юзюм, караим. – юзюм,
башк. – йозом, татар. – йозем, чув.- исем;
III группа –Центральная Азия (юго-восток): туркм.- юзюм, узб. - узум, уйг. - юзюм,
каракалп. - юзим, каз.- юзим, кирг.- йизим;
IV группа -Сибирь (северо-восток): алт.- виноград, шор.- виноград, хак.- виноград, тув.-
виноград, тоф.- виноград, якут.- виноград;

Греки -стафулия, персы -ангор, арабы - алеанаб, грузины -гурдзени, армяне -khaghogh, кхагхогх, таджики - ангур, монголы -усан юзэм, китайцы -путао.

 I группа (юго-запад)– Южный Кавказ: азерб.- aлмa, турк. – aлмa;
 II группа (северо-запад) - Северный Кавказ, Восточная Европа: кум. – aлмa,
кар.балк. - aлмa, ногай. – aлмa, крым.тат. - aлмa, гаг.- aлмa, караим. – aлмa,
чув.– улма, татар. – алма, башк. - алма;
III группа (юго-восток) –Центральная Азия: туркм.- aлмa, узб. - oлмa, уйг. - alma,
каракалп. - alma, каз.- alma, кирг.- aлмa;
 IV группа (северо-восток) - Сибирь: алт.- яблоко, шор.- alma, хак.- alma,
 тув.- яблоко, тоф.- яблоко, якут.- яблоко;

Греки -мило, персы - сиб, арабы -туфаахатан , грузины - васхли, армяне -  кхндзор, таджики -себ , монголы -усан юзэм, китайцы -пинггуо.

Дыня.
ДТС (стр.406) – гагун;
I группа (юго-запад)– Южный Кавказ: азерб.- говун, турец. – кавун;
II группа (северо-запад) - Северный Кавказ, Восточная Европа: кум. - кавун,
балк. - xaуун, ногай. – каун, крым.тат. - гавун, гаг.- каун, караим. – кавун, татар. – кавун, башк. – каун;
III группа (юго-восток) –Центральная Азия: туркм.- гавун, узб. - ковун, уйг. - когун, каракалп. - каун, каз.- каун, кирг.-kаун;
IV группа (северо-восток) - Сибирь: алт.- дыня, шор.- дыня, хак.- дыня, тув.- дыня, тоф.- дыня, якут.- дыня;

Греки -пепони, персы -харбозе, арабы - шамам, грузины -несви, армяне - секх, таджики -харбуза , монголы -тарвас, китайцы -гуа.


Слива.

При скрещивании тёрна с алычой было получено растение, полностью идентичное сливе домашней. Вероятно, дикая слива в ходе эволюции получилась именно таким путём. Довольно давно за рубежом проводится работа по скрещиванию сливы с абрикосом. Гибрид между ними называется племкотом, а гибрид от повторного скрещивания (то есть гибрид племкота и сливы) — плюотом (плум — «слива», априкот— «абрикос»).

Географическим центром происхождения сливы можно считать территорию, простирающуюся от Восточного Кавказа до восточного побережья Адриатического моря, включая Балканский полуостров и Малую Азию. Википедия.

I группа (юго-запад)– Южный Кавказ: азерб.- гавалы, турк. –ерик;

II группа (северо-запад) - Северный Кавказ, Восточная Европа: кум. – ,

кар.балк. - h;yar, ногай. – kabak, крым.тат. - kabak, гаг.- kabak, караим. –, чув.–слива , татар. – кара;имеш , башк. -;ара емеш ;

III группа (юго-восток) – Центральная Азия: туркм.-ерик,  узб. - олхори, уйг. -плум,  каз.- алхоры, кирг.- кара орюк;

IV группа (северо-восток)-Сибирь: алт.-слива, шор.-слива, хак.- слива, тув.- слива, тоф.- слива, якут.- слива;

перс.-алоо,  тадж.- олу, араб. - фазифат мухтарама, груз.-клиави,  грек. -дамаскино,  арм. - салор, монг.-хар чавга,  кит. -лизи, инд.-бер.

Алыча.
По М. Фасмеру, слово алыча происходит из азербайджанского alu;a — «мелкая слива».
В диком виде и в культуре алыча распространена в гористой местности на Тянь-Шане, Балканах, в Средней и Малой Азии, в Иране, на Северном Кавказе и Закавказье, Крыму, в Молдавии и на юге Украины.

I группа (юго-запад)– Южный Кавказ: азерб.- алча, турк. –кираз ериги;

II группа (северо-запад) - Северный Кавказ, Восточная Европа: кум. – ,

кар.балк. - , ногай. – , крым.тат. - , гаг.- , караим. –, чув.– , татар. – чия слива, башк. - ;

III группа (юго-восток) – Центральная Азия: туркм.-алча ерик,  узб. -олча олхори , уйг. -алуча,  каз.- шие ;ара орик, кирг.- алча орюгю;

IV группа (северо-восток)-Сибирь: алт.-, шор.-, хак.- , тув.- , тоф.- , якут.- ;

перс.-,  тадж.- олу олу, араб. -албаргуг валкарз груз.-алиблис клиави,  грек. -керасы дамаскино,  арм. -бали салор , монг.-интоорын чавга,  кит. -йингтао, инд.-.
Абрикос
I группа (юго-запад)– Южный Кавказ: азерб.- ерик, турк. –кайсы;

II группа (северо-запад) - Северный Кавказ, Восточная Европа: кум. – ,

кар.балк. - , ногай. – , крым.тат. - , гаг.- , караим. –, чув.– абрикос, татар. – абрикос, башк. -абрикос;

III группа (юго-восток) – Центральная Азия: туркм.-ерик,  узб. -орик , уйг. -юрюк,  каз.-орик , кирг.- орюк;

IV группа (северо-восток)-Сибирь: алт.-, шор.-, хак.- , тув.- , тоф.- , якут.- ;

перс.-зард алоо,  тадж.- зардолу , араб. -машмаш , груз.-гаргари,  грек. -верикокко,  арм. -тсиран , монг.-чангаанз,  кит. -хинг.

Итак, как мы убедились,что названия большинства  культурных растений (фруктов и бахчевых) таких как алма (яблоко), узюм(виноград), слива (гевалы), алыча (алча), груша (армут), абрикос (ерик), дыня (говун), употребляющиеся в современных тюркских языках, образованы на основе исконно тюркских слов. Это свидетельствует о том, что большинство этих слов появились в языках современных тюркских народов до распада древнетюркской общности, которое произошло во II тыс. до н. э. на Южном Кавказе.
Отсутствие в языке алтаесибирских тюркских народов общетюркских терминов для фруктов -алма (яблоко), узюм (виноград), говун (дыня)и других, свидетельствует о том, что тюркские народы включили эти слова в свой словарный фонд в местах произрастания этих культур, то есть на исторической прародине на территории Южного Кавказа. Предки алтаесибирских тюрков, переселившись на новые территории, где эти фрукты никогда не росли, за 5 тыс. лет подзабыли эти слова.
Сторонники Ордосского и Алтайского происхождения тюрков (Норманская, Дыбо) голословно утверждают, что тюрки с виноградом ознакомились в восточных регионах Азии (Север Китая, Западная Сибирь итд).
Между тем китайские историки сообщают, что семена винограда были завезены в Китай  только в конце первого тысячелетия до н.э., когда китайский посол Чжан-Цянь посетил в 128 г. до н. э. нынешнюю Фергану и долину Зеравшана (Согдиана), где нашёл процветающее виноградарство и виноделие. Тогда же им здесь были взяты семена винограда и перенесены в Китай. Вот что об этом сообщает китайский историк Бань Гу: «Правитель Давань Чаньфэн договорился с Хань ежегодно преподносить в дар две небесные лошади, а ханьский посол, возвращаясь, захватил с собой семена винограда. Сын Неба повелел расширить до пределов видимости площади под виноградом рядом с загородным дворцом».
        Российский редактор книги известного американского учёного Э. Шефера  «Золотые персики Самарканда» Л.Н.Меньшиков в предисловии к книге пишет: «Севернее Индии и западнее тогдашнего Китая жили народы тюркского и иранского происхождения, которым Китай обязан коневодством, многими сельскохозяйственными культурами (джут, рами, виноград, люцерна) и множеством других полезных вещей, без которых сейчас невозможно представить китайскую цивилизацию».
        О том, что во время хунно-китайских войн виноград ещё не рос на территории Китая косвенно подтверждается тем, что в переписке между китайцами и хунну всегда упоминается только рисовое вино. Так, например, В.С.Таскин приводит из книги Бань Гу «История династии Хань» следующие сведения: «В 89 г. до н. э., т. е. через год после одержанной победы, шаньюй Хулугу отправил к У-ди посла с письмом, в котором говорилось: «На юге есть великое государство Хань, а на севере могущественные хусцы; хусцы — это любимые Сыны Неба... Ныне я хочу открыть вместе с Хань большие заставы для торговли, взять в жены дочь из дома  Хань, хочу, чтобы мне еже¬годно посылались 10 тыс. даней рисового вина, 5 тыс. ху проса, 10 тыс. кусков различных шелковых тканей, а также все остальное согласно прежнему договору, и в этом случае на границах не будет взаимных грабежей».
       Известный российский хуннолог Н.Н. Крадин сообщает, что представители  высшего хуннского общества имели возможность в среднем в день потреблять полтора литров рисового вина: «Китайцы поставляли ежегодно хуннскому шаньюю 10 тыс. даней рисового вина. При ежедневной норме потребления это составляло более 550 л в день условно на каждого члена хуннской высшей военной элиты, от тысячников и выше (вряд ли такой дефицитный товар доходил до простых воинов), приходилось более полутора литров рисового вина!».
       Кроме рисового вина китайцы ежегодно поставляли сюнну в большом количестве солод из клейкого проса.  В.С.Таскин пишет: «Непрекращающиеся набеги тревожили Вэнь-ди, поэтому он отправил шаньюю несколько писем с предложением о восстановлении мира, заключенного в 162 г. до н. э. Для Китая мир был тяжелым и позорным. Вэнь-ди признавал сюнну равным по силе государством и обязывался ежегодно отправлять в подарок шаньюю определенное количество солода из клейкого проса». Вот что об этом написано в письме китайского императора: «Хань и сюнну — равные по силе соседние государства. [Владение] сюнну расположено в северных землях, где холодно и рано наступают убийственные морозы, поэтому чиновникам приказано ежегодно отправлять в подарок шаньюю определенное количество солода из клейкого проса, золота, шелковых тканей, шелковой ваты и прочих вещей».
   Н. И. Вавилов определил следующие основные центры происхождения винограда и введение его в культуру: Закавказье; переднеазиатский, охватывающий внутреннюю Малую Азию, Иран и горную часть Туркменистана;  среднеазиатский, охватывающий Северо-Западную Индию, Афганистан, Таджикистан, Узбекистан, Западный Тянь-шань; В этих регионах виноград представлен огромным разнообразием культурных и диких   форм.


Рецензии