Три дерева. Период полураспада, ритм и живая душа

Пантеон | Мелодия. Три дерева. Период полураспада, ритм и живая душа

/ Руслан Богатырев, 2021.
/ Арт-журнал «Пантеон»: https://panteono.ru/2021-06-03

Период полураспада… Известный в физике термин. Он определяет то время, в течение которого радиоактивное ядро или элементарная частица распадается с вероятностью ;.

Как известно, период полураспада кадмия — 9 квадриллионов лет, калия — 1,25 млрд лет, углерода — 5730 лет, радия — 1600 лет, плутония — 88 лет, цезия — 30 лет, водорода — 12 лет, кобальта — 5 лет, железа — 45 дней, фосфора — 14 дней, фтора — 2 часа, азота — 10 мин., кислорода — 2 мин., бериллия — 82 аттосекунды (10^(;18) сек.)

Как правило, в течение периода полураспада и уменьшается вдвое количество выживших частиц.

В искусстве, как и в науке, можно тоже вводить эту метрику.

Есть песни, живущие очень мало. И они не просто выйдут из моды, а вообще исчезнут с горизонта истории, с горизонта нашей культуры. Как будто никогда их и не было. Это та самая пыль, та самая взвесь, те самые загрязняющие вещества, которые мы вынуждены вдыхать в условиях мегаполиса.

В любой песне есть четыре составляющие: слово, мелодия, ритм и гармония. Сегодня превалируют ритм и гармония. Слово и мелодия отодвинуты на задний план.

Нашему композитору-классику Софии Губайдулиной принадлежит собственная концепция истории мировой музыки. Она компактно выражена в трёх формулах-деревьях, которые представляют собой единое эволюционное кольцо.

Три дерева. У каждого дерева есть корни, ствол и листья. Каждое время рождает свою музыку. И каждое время расставляет свои приоритеты.

1. Первое дерево. До XVII века корнем была мелодия (М). Стволом — ритм (Р). Листьями — гармония (Г). Формула приоритета: МРГ.

2. Второе дерево. В XVII–XIX веках корнем стала гармония. То, что раньше было листьями. Стволом — мелодия. А листьями — ритм. Формула: ГМР.

3. Третье дерево. Начиная с XX века ритм из аутсайдеров становится лидером. Был листьями, стал корнем. Ствол — гармония. Ну, а мелодия превратилась в листья. Практически в опавшие. Формула: РГМ.

Можно предположить, что закономерность эта носит циклический, спиральный характер. Тогда это означает, что нас неизбежно ожидает в будущем возврат к приоритету мелодии.

Ритм в последние два века играет роль несущего каркаса, на который опирается вся музыка. Но каков он, этот ритм? Не секрет, что ритм — порождение жеста, танца. А в этой области довольно чётко сформировались свои правила и направления.

Если взять великосветскую музыку Российской Империи, там доминировали вальсы, польки и мазурки. В Советском Союзе градация была иной: марши, вальсы, танго.

Если песня опирается на такой каркас и отражает дух своего времени, период её полураспада резко увеличивается. Она живёт много дольше.

Сергей Рахманинов: «Если мы хотим настоящей музыки, нам необходимо возвратиться к основам, благодаря которым музыка прошлого стала великой. Музыка не может ограничиться краской и ритмом; она должна раскрывать глубокие чувства».

* Йозеф Гайдн: «Вся прелесть музыки — в мелодии».
* Джузеппе Верди: «Голос и мелодия для меня всегда останутся главными».
* Сергей Прокофьев: «Самая существенная сторона музыки — мелодия».
* Дмитрий Шостакович: «Мелодия — душа музыкального произведения».

Выдающийся итальянский теоретик музыки эпохи Возрождения Джозеффо Царлино в своём трактате «Установления гармонии» ссылается на античное (платоновское) определение мелодии и предписывает композитору «воспроизводить смысл (soggetto), содержащийся в речи». В духе античной традиции он различает в музыке четыре начала. Это гармония, метр, речь (oratione) и художественная идея (soggetto — «сюжет»). Первые три из них составляют собственно мелодию. Сравнивая выразительные возможности мелодии (в узком смысле) и ритма, он отдаёт предпочтение мелодии как обладающей «большей силой изменять изнутри страсти и нравы».

Но в наши дни господствует именно ритм: биты хип-хопа, латина, восточные ритмы. Могут ли они стать основой долгоживущих песен, которые смогут выдержать несколько десятилетий? Какие-то смогут.

Но в массе своей эта мимолётная заморская музыка для нас так заморской, фоновой, вторичной и останется. Это музыка танца и жеста. Но не музыка мысли и слова. У танца и жеста период полураспада заметно меньше.

Мимолётная музыка... Надо ли её искоренять? Конечно нет. Мы ведь в городах привыкли дышать загрязнённым воздухом. То неизбежная плата за удобства цивилизации. За наше стремление к повседневной суете, к комфорту, к миру развлечений.

Но когда захочется чистоты — духовной, душевной, сердечной — нас неумолимо потянет на природу. В те места, где поменьше людей и повседневного шума, сутолоки, мишуры, где царствуют чистый воздух и вечная гармония мира.

Вот тогда мы неизбежно вспомним об иной музыке. Простой. И запоминающейся. О музыке живой души… А душа настоящей музыки — это всегда мелодия.


• Фото: Вячеслав Лузанов (Симферополь), 2017.
• Название: Японские мотивы Нового Света.


• Соджетто о соджетто: http://proza.ru/2020/09/27/1704
• Соджетто. Эмоция и мысль. Жизнь just for fun: http://proza.ru/2021/03/28/970
• Соджетто. Паноптикум жизни. Чудаки и сумасшедшие: http://proza.ru/2021/03/10/1399
• Соджетто. Тогда и сейчас. Настоящее и надуманное: http://proza.ru/2021/05/21/1037


Рецензии