От прошлого не уйдешь. Это всё было

Памяти Кочкина Геннадия Владимировича
Газета «Красная звезда»: http://redstar.ru/kochkin-gennadij-vladimirovich/

Геннадий Владимирович Кочкин – Член Военного Совета (ЧВС) – начальник Политического управления Краснознаменного Среднеазиатского военного округа (КСАВО). Кто служил в КСАВО в 80-х годах прошлого века должны помнить этого человека. Неординарная личность. Наверняка многие будут говорить о нём положительно, а в военных судьбах других он принял негативное участие. Ну, что есть – то есть… В те суровые времена многие вопросы решались жёстко...
В моей военной судьбе Геннадий Владимирович сыграл определенную роль, последствия которой я оценил уже через годы.
Сразу скажу: я не жалею всего, что со мной было, не раскаиваюсь в принятых решениях. Как кто-то сказал: нет правильного и неправильного решения, есть принятые решения и их последствия. Я с этим полностью согласен!
В первые я его увидел на партийной конференции нашей 80 гвардейской  учебной мотострелковой дивизии КСАВО («Отарская учебка»), тогда он  был еще первым заместителем  начальника Политического управления  КСАВО, генерал-майором. Очень интересного внешнего вида человек… Как руководитель был очень жестким и требовательным, при этом за всем, что происходило в округе следил внимательно и кадровый  фильтр у него был жесткий.
Как-то на мероприятии, уже на комсомольском у нас  в «Отарской учебке» (пгт Гвардейский Красногорского района Джамбулской области Казахсткой ССР), кто-то из бравых и холеных офицеров в хорошо пошитой форме сказал что-то типа: «…а вот у нас в ГСВГ…» (Группа советских войск в Германии). Я при этом присутствовал и слышал крик: «Это  - САВО, - кричал уже к тому времени ЧВС Кочкин, запомните все:  здесь САВО!!! Это вам не Германии с Венгриями, это Средняя Азия!!! И здесь своя специфическая жизнь, свои законы!»
А потом он меня спас… Это было в 1984 году, когда Коммунистическая партия вдруг с удивлением обнаружила, что в армии есть неуставные взаимоотношения…! И серьезно озаботилась этим обстоятельством... Было принято  соответствующее Постановление поэтому поводу. У нас в «Отарской учебке» все было печально в этом отношении: сержанты – били курсантов, не отличался высокой дисциплиной и военнослужащие постоянного состава. Так, за первое полугодие 1984 года было убито, в прямом смысле этого слов 5 человек…
Понятно, что все жертвы были комсомольцами и убийцы тоже состояли в этой молодежной организации. Я же имел несчастье был комсомольским вожаком нашей учебной дивизии, а если говорить правильно – помощником начальника политического отдела дивизии по комсомольской работе.
На Военном Совете КСАВО рассматривался вопрос недопущения неуставных взаимоотношений в войсках округа. Наряду с другими командирами и политработниками,  по данному вопросу заслушивали и меня. Присутствовал и Член Военного Совета округа Первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Кунаев Динмухамед Ахмедович, другие члены Военного совета, командующий 32 армией, 17 армейским корпусом, ВВС и ПВО, командиры дивизий и начальники соответствующих политорганов. Как я помню, Кунаев Д.А.  тогда очень внимательно всё слушал и задавал вопросы.
Меня – тогда капитана заслушивали по вопросу примерно такому: «Меры, принимаемые комсомольскими организациями дивизии по недопущение неуставных взаимоотношений среди комсомольцев».
Вел заседание  Дмитрий Тимофеевич Язов, в то время - Командующий войсками округа.
Я сказал только пару слов, как меня остановил Язов Д.Т. и началось «избиение младенца», потом через минут 10 своей пламенной речи, вперемешку между матом и стихами, Дмитрий Тимофеевич, учтиво извинившись, попросил продолжить выступление, я сказал еще несколько слов и меня опять начали воспитывать… и так полчаса, или больше я уже и не помню…
В заключении Командующий сказал: «…с должности этого капитана - снять и направить командиром взвода в дальний гарнизон!»
Ну, Отар, скажем, тоже н ближний гарнизон…Солдаты говорили: «Кто прошел Отар, тому не страшен Бухенвальд».
Пару слов для картинки «Отарского гарнизона»: летом +40, зимой -30…. Ветер… Полупустыня, пески Муюнкум, знаменитая Чуйская долина, известная всем наркоманам Советского Союза…
А еще, зимой эпидемия менингита, весной и осенью – «желтуха», т.е. - гепатит, а летом – дизентерия… И это не только у солдат, но и у офицеров… У нас в полку почти все взводные переболели желтухой…
Меня, в общем, испугать чем-то было трудно. О чем я Члену и сказал, когда Кочкин после заседания Военного Совета, вызвал к себе и спросил: «Ну, как капитан? Ты все понял? Что тут не детский сад!»
 Я ответил, что все понял и готов к новой должности, в Семипалатинске, или где там еще: в Усть-Каменогорске, Сары Озеке, Курдае и так далее…
«Нет, – сказал Кочкин, - у тебя недостатки в работе выявлены, тебе их и исправлять…»
Через год меня заслушали уже на совещании Политического управления округа и, еще через пол-года … назначили старшим инструктором отдела комсомольской работы Политуправления.
Вот такие коллизии военной судьбы.
Последний раз Геннадия Владимировича я видел в году 2000 – был юбилей  55 лет Великой Победы и в МЧС России проходило торжественное собрание. Мне, в общем-то, тогда было не до торжества. Я должен был подписать один документ по совершенно безумному проекту, ныне покойного, а тогда -  заместителя министра МЧС России Кондратьева Георгия Григорьевича по строительству охотничьего хозяйства  где-то в Ярославской области. Мне поручено было этим заниматься,  как заместителю начальника Центрального регионального центра МЧС России по войскам. В общем, нужно было согласовать какие-то документы, по совершению марша подразделений Центра, которые к этому привлекались. 
Кстати, с Георгием Григорьевичем меня судьба ранее тоже сводила, он был Заместителем Командующего Туркестанского военного округа, и с ним у меня тоже была не очень приятная встреча на полковых учениях с боевой стрельбой на том же «отарском полигоне», но уже в 1990 году. В то время я проходил службу в должности заместителя командира 30 мотострелкового полка по политчасти 8 гвардейской мотострелковой дивизии имени  И.В.Панфилова.
Так вот, я отвлекся… В коридоре здания МЧС на Давыдковской  встречаю Геннадия Владимировича Кочкина и самое интересное, что он меня узнал.
- О! -  сказал генерал-полковник в отставке, -  Уже полковник – поздравляю! Я тебя помню…, -  он замешкался.
Я подсказал: «Капитаном…»
- Точно, сказал он,  – САВО, Отар, Политуправление…
- Так точно!
- Молодец! - сказал Кочкин, -  кем здесь служишь?
Я представился по должности
- Ну, это считай – заместитель командующего округом, да?
- Да, примерно так, - улыбнулся я
- Поздравляю, рад что сыграл в твоей судьбе определенную роль, - сказал Геннадий Владимирович и попросил после торжественного мероприятия довести его домой…
- Не хочу, - сказал он, - по Москве, да по метро,  таким нарядным ходить… Не нужно это…, ну, было и было… Мундир надел – в честь своих родителей и дедов погибших, я же в суворовское училище, как сирота попал… Поможешь по старой службе?
Довез я его до дома,  мы попрощались, обнявшись на прощание …
Больше я его не видел.
Можно по-разному относиться к этому человеку, но то, то он сыграл свою роль в той военной жизни – несомненно. Служил в то время, так, как того требовали законы и обстоятельства.
Можете бросать в меня камни те, кому он перешел  военную дорогу, а  я ему благодарен.
Светлая память,  уважаемый Геннадий Владимирович!

Светлая им всем память и вечный покой.. Были времена - были люди того времени, сейчас другие времена - другие люди...


Рецензии
Да, очень точно - другие люди...
Спасибо.

Николай Старорусский   09.06.2021 10:35     Заявить о нарушении
Спасибо огромное, Николай! Удачи Вам!

Александр Муровицкий   09.06.2021 14:00   Заявить о нарушении