Отдельная реальность. Часть первая

Я неспроста позаимствовал этот термин для заглавия у самого Кастанеды. Ведь иначе никак данное рассуждение не назвать. А порассуждаю сегодня я маленечко о больших боссах. Ну, может, не самых больших (а там как получится), но достаточно.
«И что же ты, автор, о больших боссах имеешь сказать? – наверняка спросит кто-то, коли ты сам не они, а видел их, разве что, со стула напротив их стола из массива дуба? Да и это если повезло, и, опять-таки, мельком, когда отчитку получал по полной программе, не решаясь и взглянуть толком».
Может оно и так. Но ведь видел же!
И вот что, как видавший их, имею сказать: «Ни хрена не понимаем мы в больших боссах!» – такое открытие. Смотрим на них, как на таких же людей и пытаемся что-то усвоить. А не выходит! И тут начинаем себе что-то придумывать. Только фантазия не в дугу.
Надо в первую очередь, чтоб не напрягать понапрасну свое хиленькое воображеньице, усвоить одну вещь: у больших боссов и глаза другие, и уши, и реальность у них отдельная. Вот почему, так сказать, Кастанеда, каким, то есть, боком, и он тут как тут. И понять этот их мир чтобы, нам бы по-хорошему и глаза б поменять, и мозги тоже (про уши вообще молчу). Ведь у них, больших, этих самых, боссов не какие-то там банальные провидение, интуиция или кругозор. Тут другое. Мало того, что видят, так ведь и создают реальность по-своему. Как фотографы композицию. Те ж сами подчас не понимают, зачем тут хорошо бы стул поставить, а вазу со стола убрать. Или резкость на левое ухо навести, размыв правое, но получается, как надо. Так и с реальностью большого босса. Не буквально фокус на ухе или расфокус, нет! Какое ему вообще дело до чужих ушей! Реальность компонует по непонятным вам правилам. Вы ж видите только, что все работает, вопреки всяким вашим прогнозам. Жаль только, без вас. Потому что вас уволили – не вписались вы в боссову компоновку реальности, как та ваза.
«Пора бы уже, автор, перейти к конкретике, - уместно заметит всякий читатель, - и говорить, если что по делу, а если по делу ничего и нету, то и зачем начинал».
Потому, вот и конкретика.
Эпизод первый.
Приходите Вы, стало быть, в офис, такой вышколенный, компетентный, институт с отличием, стаж лет шесть, а еще лучше семь с половиной. Мало – учились, еще и на практике все поопробовали, руку набили, глаз навострился, да так, что амбиции стали расти, как и брюшко со щеками. И вот Вам уже тесно быть простым начальником отдела, где вы последнее время прозябали почем зря, и замахнулись Вы разом на вакансию должности производственного (допустим) зама большого босса в другую фирму. Ну а почему нет, хорошо, коли люди растут.
И – вот ведь бывает, вас взяли! Но не спешите поздравления принимать и проставляться товарищам, потому что тут по незнанию история происходит некоторая.
Пришли Вы, как полагается, на новую работу, кружку свою принесли, вешалку и обувь сменную в шкаф поставили. Огляделись, как водится, пару дней, с коллективом чаек попили на кухне, и решили, что настал ваш час знания свои являть и уважение снискивать. Глянули наметанным оком, а тут все как-то не по наработанному Вами за года канону. Хорошо бы технологический процесс подправить. Ну, Вы ж человек новый, боитесь обидеть кого иль подставить, потому сперва в коллективе за чаем это самое обсуждаете, до босса не доводя. А тут юристка, допустим, подслушала разговор. Тарахтит, как из пулемета, мол, это надо посчитать, а это прикинуть, да и вообще, нужно все взвесить, издержки и выгоду. Вдруг, это экономически нецелесообразно. Вы ей, как здравомыслящему человеку ответите, что как, мол, это может быть нецелесообразно, коли цепочка сократится, и отходы снизятся. А она – считать! Насколько снизятся? Это важно! А как цифра будет, что это есть в рублях – тогда и решать. Неужели не понятно?!
В общем, поговорили и разошлись. Вы про себя знаете, что юристка ж в производстве не очень, а просто хотела разговор поддержать – ладно, простительно. И, пару недель спустя, описав на бумаге всю суть предлагаемых мероприятий и вконец уверовав в грядущую Вам похвалу, поднимаете уже вопрос на планерке у главного.
«Хорошо бы, Султан Ибрагимыч, вот тут добавить, а тут убрать. Вот, стало быть, презентация, тут оно вот как, а здесь вот так. Сюда, правда, кой-что добавится, зато отсюда и там уберется. Такое мое предложение» - заканчиваете Вы доклад.  И еще думаете, хорошо ж выступил, вот молодца! Интересно, сразу похвалят или обождут, когда все внедрим? Глядишь, в квартале еще и премию успеют назначить! Хоррошо!
А тут опять юристка, вот странная баба, берет слово и тарахтит тож самое, что и тогда, за чаем. Считать, мол, а потом делать. Султан Ибрагимыч (который босс, да к тому же, большой) послушал ее и спрашивает, к Вам обратившись: «Цифру мне можете сказать, как это отразится на себестоимости?»
Оп, запнулись. Цифры-то нету. Плечами водите, головой качнули туда-сюда.
«Этот вопрос значит пока не вызрел. Нет расчета, и говорить не о чем!» - итожит ваш шеф.
Вы в некотором роде даже недоумеваете, ведь, что считать, когда дело ясное. Было бы что считать? Экономия ж налицо. Сколько – это, в общем-то, не к Вам вопрос, а к главному экономисту. А тот сидит молча, в бумаги нос опустил, будто нюхает, чем его отчеты попахивают.
А по Вам все. Проехали. Пошли другие докладчики и другие вопросы.
Вы, главное, такой, думаете себе, чего Вы этой юристке сделали, что она лезет? Уж не влюбилась ли в вас? Всю неделю коситесь через коридор на ее рабочее место. Хотите пофлиртовать попробовать. А ее целыми днями и нету. У нотариуса, говорят.
Но, впрочем, коситесь Вы не целыми днями (стало быть, не знаете наверняка, целыми днями ее нет или только частями), а пытаетесь сделать ответ для босса – цифру, то есть, дать. Сходили два раза к экономисту, но он, зараза, только вас завидит, сразу нырь в бумаги и носом водит – все нюхает их как будто бы. «Много дел, - говорит, - много дел. Ведь квартал, не могу» - говорит. То ли спел, то ли поиздевался.
Вы тогда сами, весь свой пыл туда – берете блокнот в руки и ото всюду данные выясняете, а потом считаете, сколько что, калькулятором. А вышло не много, ни мало – рубль экономии с каждой штуки! Радость закипает внутри, где-то в области мочевого пузыря!
Как раз и неделя позади, и опять планерка. Вам слово опять. Вы, как и в тот раз, про процесс, но с триумфом, аж голос звенит, этими самыми, басами! Заканчиваете, чуть не прыгая в восторге от самого себя: «Вот и цифры, Султан Ибрагимыч. Рубль на штуке!». Ликуете, фантазируете, сколько это будет Вам премии за такую выгоду для компании. Жаль только юристки нет. Она у нотариуса.
«А кто считал? - Спрашивает босс, вертя в руках вашу табличку, - Михалыч, участвовал?»
И видите Вы, что главный экономист на вас такой взгляд швырнул, что аж в животе заурчало.  «Нет, мол, Султан Ибрагимыч, квартал же, много дел, а людей не хватает. Ничего не успеваю!»
И босс со словами «посмотрим, мол», откладывает вашу бумагу в сторону. А Вы с тоской замечаете, как вскоре она тонет под грудой других бумаг от других докладчиков.
Что? Этим история закончилась? Да если бы. А то вот есть у нее, у этой истории, самое главное – концовка. И она вот такая вот…
Прошло еще недели две. Вы, конечно, давно смекнули, что босс над вашим вопросом и думать забыл, но не надоедничаете, делаете вид, что ждете.
А потом ко случаю это все за круглым столом поминаете, мол, то мое предложение. Ждет решения. Юристка тут, как очнулась – сразу завела пластинку: надо считать.
Вы себя щиплете, может, просто заснули (Вы ж еще человек новый, Вам спать на совещаниях совсем чревато). Нет, щипнули, слава Богу, не сон. «Все посчитано!» – в сердцах ответствуете оной, но она опять отвлеклась, не слушает. Босс только головой покачал на вашу несдержанность и ничего не сказал. Только – вот же странность, заканчивает босс заседание такими вот самыми словами: «Наша Инна Иванна, - говорит босс, - юристконсульт которая, что б мы без нее. Всё в голове держит, и в производстве подковалась, и за финансы беспокоится. Сколько всего на ней. За то и ценим!» 
В общем, если поздравления тогда, когда Вас взяли, не принимали поспешные, то и хорошо, потому что уволили Вас еще пару недель спустя. Но не надо расстраиваться. Это все ж опыт. Ведь, что, собственно, произошло, и какой урок надо усвоить? Вы по неопытности поверили своим глазам и в той юристке увидели зарвавшуюся пустышку, любительницу напустить пыли в глаза. Но если в следующий раз захотите в замы к большому боссу, верьте его глазам. Там реальность совсем иная. 
Эпизод второй
Приходите, Вы, значит, в офис на должность заместителя по экономике. Эх, нет. Что я все «Вы» да «Вы». Забыл ведь, что Вы производственник. Пусть это будет Вася. Так вот. Приходит, значит, Вася на энту должность. Весь такой из себя молодец, структуру посмотрел, налоги посчитал, расходы проанализировал. И делает выводы: расходов много, структура неэффективная и налоги можно еще сократить.
Вопрос этот поднимает, а бухгалтерша главная, как оголтелая на его доводы – мне расходов не хватает!
Да ведь как не хватает, - думает Вася, когда их ого-го как много. Надо только оформить. Ну и говорит это вслух для Ивана Никанорыча (бывают такие боссы, нет?).
А бухгалтерша Жанна Сергевна опять свое: я ж, мол, не против налоги уменьшить, но как, коли расходов не хватает. Давайте, я, дескать, Вам, Иван Никанорыч, буду премию начислять всякий раз, у меня расходы и вырастут, и вопрос решен. А тот, мол, да, почему нет, молодец, Жанна Сергевна. Делай, конечно. Вася с дуру ума чуть не вопит, что это как раз делать нельзя ни в принципе, ни вообще никак, потому что с премии надо будет налоги уплатить и немалые. Жаль Васю. Не работает он там уже. А все потому, что главбухшу неграмотной выставил.
«Но она ж неграмотная!» – Скажете Вы. Для Вас да. И для меня, может быть, тоже. Но, как говорится, «если увидишь на клетке слона надпись «Буйвол» не верь глазам своим». Боссу ж видней!
Эпизод третий.
Теперь уж у нас герой Игорь Юрич. Хороший мужик Игорь Юрич. Принципиальный. И не то, что с боссами большими отношений не имел – имел. Опыт, дай Бог каждому. Но вот ситуация нестандартная, и он опять, как вчера родился, глупость за глупостью сотворяет. А происходит вот какая оказия. Берут, значит, этого Игоря Юрича замом в большую фирму. А по должности Игорь Юрич коммерческий директор, между прочим. И смотрит наш Игорь Юрич, что тут, в фирме за дела вообще. Не ворует ли кто?
И падает его глаз на главбуха. А тот такой пухленький, с мокрым ртом и в очочках. Костюмчик у него дорогой, по фасону. Часы швейцарские. Подтяжку недавно делал, сам говорит, не стесняясь. А еще квартиру прикупил в хорошем районе – тоже ни для кого не секрет. Ремонт делает. Вот только зарплата – мягко говоря, обычная. И взыграла в нашем Игоре Юриче профессиональная страсть. Вора уличить!
Он к боссу и так, и этак. «Сами, мол, посудите, Олег Федрыч!» А тот – нивкакую: «Саныч, - говорит, - да никогда! Он мне каждый день за всякую копейку отчет дает». И показывает Юричу исчерканную бумажку от Саныча, где корявым почерком написано, кому он и сколько отдал. С несколькими исправлениями.
«Откуда квартира такая дорогая?» – не унимается Игорь Юрич. «Ипотека», - спокойно парирует босс. «Там платеж один – как его вся зарплата» «Ну он экономный. И подрабатывает – где-то, я слыхал, на доставке». «А как же ремонт? Несколько мильонов только ремонт! И это за полгода. Прикиньте сами!»
Босс, как будто малость задумался: «Какие, - говорит, - предложения?»
«Ну, в первую очередь кассу отдать кассиру. Только кассира вы сами назначайте, чтоб, так сказать, никто не имел мнений особенных. Тем более, я».
Так и сделали. Приказ написали. Нет больше кассы у Саныча, слава Богу. А он ремонт как наворачивал, так и продолжает. Всем похваляется новыми дверями, портьерами. Как так? Может, впрямь, того, на доставке? Как спайдермэн!
Юрич к кассирше: «Юлька, а ну, расскажи, что почём? Кассой-то руководишь?». «Какое там, Игорь Юрич. Саныч каждый день кучами забирает, а потом отчитывается. Вот его отчет» - чуть не плача, Юлька-кассирша протягивает порядком измятый листик с корявым почерком Саныча, где написано кому и сколько отдал. С несколькими исправлениями.
Юрич с этой бумажкой к главному. «Это ли не доказательство? Приказ-то не выполняется. Миллионами выгребает, зараза! Его надо выгонять!»
Босс листочек взял, главбуха к себе призвал и долго-долго с ним наедине беседовал. А утром вызвал, значит, Юрича, и уволил – дорого, мол, обходишься мне, трат много, еще и коммерческого содержать. Накладно».
Закругляясь, скажу, что даже не смейте спрашивать, какая она, боссова реальность, ведь бизнес преуспевает. К сожалению, не увидать и не уловить. Поэтому не фантазируйте понапрасну и поменьше рассуждайте – пустое! Верьте боссу, и все у вас будет. Будут ценить, как Инну-юристку, как главбухшу Жанну Сергевну, а повезет, так и ремонт дорогой сделаете в просторной квартире, как Саныч.


Рецензии