Самсон заходит в парикмахерскую. Иван Стрелкин

Вы не находите, что вот эта хваленая пьеса под названием «Сейчас», с которой все так носятся уже сколько веков подряд, крайне дурно и непрофессионально поставлена? Невыносимо затянута, не разделена на акты и, вообще, скучна? Что актеры глупы и отталкивающе физиологичны? Нет? Странно... Хотя, возможно, вы не театральный режиссер? Если так, тогда еще ничего. Вам можно.

А вот театральному режиссеру, похоже, уже нельзя.  «... если человек выпадает из времени и проваливается в глубины своей страсти, его уже не спасти, нет. Человека поражает глухота: он перестает слышать музыку уходящего мгновения, повторяющее ся эхо его шагов, марш эпохи… »

Автор выпал. Окончательно и бесповоротно. Его страсть — театр. Мир нестерпимо скучен, если воображение не перекраивает его во что-то, что не стыдно было бы поставить на сцене современному режиссеру. Стоило бы назвать роман: «Жалость и отвращение», потому что этими двумя эмоциями, по большей части, и исчерпывается отношение автора к миру.

По стилю — очень изящное, тонкое, остроумное и местами злое произведение. Как ни странно, мне не хватило именно страсти, о которой автор столько пишет. Страсть не делится между жалостью и отвращением. Что-то одно нужно убрать. Я предлагаю жалость. Тогда, оставшись наедине с ненавистью, со временем автор доберется до поистине селиновских высот. Кстати, в тексте есть места, которым и так уже не очень до них далеко.

Впервые опубликовано в журнале Звезда (номер 4, 2020) под названием «Восхитительно, Мария», и является своеобразным ответом на роман Елены Скульской «Самсон выходит из парикмахерской», опубликованного там же годом раньше (номер 3, 2019). Отсюда смена названия, не всегда понятные отсылки, и адресат Мария Драй.

Прочитать книгу полностью можно на сайте премии
https://pushkinprize.ru/2021/05/14/иван-стрелкин/2/
А еще можно проголосовать за нее на сайте год литературы (в самом низу страницы)


Рецензии