Как я не стал преподавателем

               
     Мой отец, учитель литературы, русский, а мама доцент математики. Я проучился в Одессе 2 года на Физмате в Университете, однако диплом получил в Институте связи.
     После защиты кандидатской диссертации в области передачи данных начал поиски преподавательской работы. Подавал в Сельхозяйственный Институт на Кафедру Математики по приглашению молодого заведующего, моего хорошего знакомого по Университету. Месяц август, а ожидаемый преподаватель пошёл в другой институт. Отказали, якобы по звонку из родного института, где сообщили о моей малоактивности. Насколько надо  быть активным, чтоб объяснить интеграл?
    Мамин коллега и соавтор, профессор, открывал в Строительном Институте кафедру программирования и позвал меня доцентом. Я даже составил  конспект лекций. Но в день конкурса я все ещё не успел получить Диплом. 
  Тогда были пертурбации в ВАКе. ( Пришла в голову хохма - не вакайте). Кое-что для меня было хорошо. Существенное ограничение допустимого объёма текста и категорический запрет на банкеты. Храбрые все-таки справляли, а я струсил и сэкономил. Плохо, что проволынили около года, зато не было «чёрного оппонента».
    Другой мамин коллега по кафедре, ранее работавший в Артучилище, дал сигнал: есть вакансия на Математике, горящая. Звоню. Завкафедрой  оказался мой сокурсник по Физмату, щирый украинец. После того, как я представился, авторитетно сообщил, что преподаватели не требуются. Тогда я понял, надо биться в родном институте.
     Для начала взял почасовую нагрузку ассистента на смежной кафедре, продолжая работать научным сотрудником на своей. Вёл упражнения, лабораторные и курсовые. Мне самому кое-что стало даже понятнее. Студенты меня уважали и хорошо сдавали экзамены. На кафедре мной были довольны. Оставалось ждать газетной публикации об объявлении конкурса. Но каждый раз оказывалось, что конкурс на определенного человека. И вот чудо. Кто-то по недосмотру выпустил объявление об ассистентской позиции на кафедре, где я преподавал, не подкреплённый личностью. Я понял, наступил мой час: для кандидата наук конкурентов не будет. А  настоящие кандидаты наук побрезгуют. Тогда вызывает меня зам. зав. кафедрой (сам заведующий постеснялся).
« Мы Вас уважаем и ценим, но у нас есть лаборант, он недавно овдовел, имеет двух детей, и мы хотим ему помочь. Конечно, он Вам не конкурент, но мы просим отозвать ваше заявление...»     Мой дорогой отчим, бывший заместитель декана, пенсионер, пояснил: «Скажи спасибо, что они так мягко тебя устраняют. Если откажешься, жди провокации. Лучше  попросись на приём к Ректору. Чем черт не шутит.» 
     И я вошёл  в кабинет. Тоном Акакия Акакиевмча представляюсь. Ко мне поворачивается одутловатое лицо неопределенного цвета:
-« Зачем Вы говорите это мне? Вы меня знаете?”
-«Я Вас знаю».
-«И я вас знаю и ценю Ваш благородный поступок. Категорически обещаю Вам первое  место на любой кафедре,  которое появиться».
     Я ещё почти два года прослужил в институте под его командованием, объявлений о конкурсе в прессе не появлялось, а так в жизни обычно не бывает. 
    Полагаю,  что меня все время подводило мамино имя Сарра. На беседе с американским консулом в Риме о статусе беженца ссылался и на этот факт моей биографии, как на пример гонений.


Рецензии
На тему трудностей продвижения по научной лестнице из-за фамилии и имени я уже кажется читал на "прозе.ру" что-то подобное.Кажется, это был какой-то другой автор. Хотя не исключено, что это был ваш же текст, только восприятие оказалось несколько иным. По крайней мере тогда написанное показалось мне изложенным более прямолинейно и даже как бы в лоб. А вот теперь почему-то ваша зарисовка привлекла этакой мягкой амбивалентностью смыслов и как бы запрятанном внутри повествования вопросом "а гонения ли то были?".Или это было что-то иное? Или не совсем то, что казалось? Даже для фиксации статуса беженца такого рода гонения -это как бы и с какой-то натяжкой получается. По крайней мере -таково мое восприятие этого текста сейчас.И в этом на мой взгляд его художественная ценность.В сомнениях. В маятнике настроений, ситуативно меняющихся. В самом деле-были ли то -гонения? Или просто дурно пахнущая отрыжка холодной войны? Ведь не только ваша судьба вписалась в сюжетную канву катастрофического мира...Но это очень длинный разговор.Может быть, даже и тупиковый. Ведь ваша бабушка пострадала от погромов. А мой "раскулаченный" дедушка сгинул в нарымских болотах. А прадедушка погромщика из БЛМ был линчёван на хлопковой плантации. А папу и маму мигранта, стреляющего в гренобльского полицейского обидели, обделив пособием...

Насчёт уместного "оживляжа" текста. ВАК-вакать - очень симпатичная находка. Фольклорный элемент, говоря на птичьем языке филологозавров.

Юрий Николаевич Горбачев 2   22.09.2021 05:48     Заявить о нарушении
Уважаемый Юрий спасибо за благожелательность.
Это мое единственное сочинение на тему.
Ваш анализ оказался интересен.
Приятно, что вы и другой мой опус прочли.

Николай Андреевич Гардба   24.09.2021 07:00   Заявить о нарушении