Чтобы запомнилось!

***
На этих двоих внимание обратил ещё в начале семестра.

Один чуть хиповатый,  часто на лекциях в бандане, бледный,невысокий,  в модной курточке, в ботинках на толстой подошве.
Другой высокий... нагловатый, точнее излишне самодостаточный.... из серии « палец в рот не клади», грузин, судя по фамилии.

В потоке студентов держались вместе и непонятно по какой причине.
Скорее всего она была  в чём-то общей  для них,  но  вне института.
Но какая ?
На это вопрос ответа так и не был мной найден.

Долги у них тянулись со второго курса , и это явно их пугало , так как  защита диплома и Государственная Аттестационная Комиссия  уже сурово поднимались над горизонтом.
Паника в связи с этим у них начиналась , но не в том характере который можно было ожидать,с заискиванием, просьбами о консультациях, улыбчивостью и желанием понравиться , как часто бывало у других студентов ранее.
В чём-то была интрига , которая и меня  не оставила равнодушным.
Какая ?
И решил идти ва-банк.
Вызвал на кафедру обоих.
Пришли непонимающие.

- Значит так...Вероятность погашение академических долгов у вас маленькая, -оба обречённо молчали, - Значит у вас впереди накануне диплома либо академка, либо отчисление . Так ?
- Да мы это понимаем,- за обоих ответил «длинный».
- Но хочу предложить вам нестандартный вариант.
- Какой?

Выдержал паузу для напряга и продолжал.

- Хотя только октябрь, а не май, , но вы приступаете к диплому немедленно. Но к диплому очень непростому....Тема ?  Полная разработка дизайн-концепции дирижабля  отличие которого будет нестандартным  по питанию двигателей . Питание его будет на солнечных батареях.
- То есть ? -  с интересом задал вопрос тот который «в бандане».

- Смотрите, - я протянул ему статью с переводом из одного авиажурнала.... ,- Статья о первом самолёте на солнечном питании. Автор проекта, швейцарец, облетел земной шарик со своим другом в беспосадочном полёте.
Это самолет "Solar Impulse 2" по весу незначительно превосходит автомобиль (2300 кг). Его средняя крейсерская скорость составляла 80 км/ч. Благодаря использованию только солнечной энергии самолет обладал практически полной ресурсоавтономностью.
Основные характеристики у него были такие такие:
Длина - 22,4 метра,
размах крыльев - 71,9 метра,
 высота - 6,37 м,
общая площадь крыльев - 20 кв. метров,
на крыльях, фюзеляже и горизонтальном оперении были размещены солнечные элементы (17248 штук) с общей поверхностью в 269,5 кв. метров, с пиковой мощностью в 66 кВт.
Но это самолёт.... ему необходимо постоянное движение... Я же предлагаю подумать о дирижабле.

Первое ....
Это перспективно в связи с разработкой газа в приарктических зонах.
ВПП.. взлётно-посадочных полос там нет.
А груз доставлять надо.
Да и сделать там ВПП  невозможно для грузовых самолётов из-за вечной мерзлоты...она летом поплывёт.
Да и делать , то это дорого.

Второе...
Дирижабль более неприхотлив... может садиться где угодно и вопрос переходит в плоскость погрузки, снятие груза и доставки на место. Время в воздухе ограничено только питанием команды.
Сможет ли он доставлять трубы для газа?
Скорее всего да. Причём связками.

Например, для магистральных газопроводов установлены следующие их усредненные характеристики:
Диаметр труб – от 720 до 1420 мм.
Рабочее давление на контуре – от 5,4 до 7,5 МПа.
Глубина залегания – 80-100 м.
Материал изготовления трубы – нержавеющая сталь.
На таких рабочих параметрах функционирует газотранспортная сеть с пропускной способностью порядка 30-35 млрд м3.
Для  «Северного потока» труба идёт с диаметром — 1420 мм, под давление газа — 100 атм. под проектную мощность — 55 млрд м; в год.
Берём по максимуму длину трубы  13м... наружный диаметр 165мм, вес одного метра 21 кг для усиленных.
Дирижаблем выгодней перевозить связку труб.... потому ориентировочно берём под общий вес нагрузки в 16 тонн. Самолётом это сделать невозможно, вертолётом накладно.

- Вот и предлагаю вам хотя бы ориентировочно прикинуть , как дизайн- концепию проекта,  взять её темой на диплом. С темой диплома на двоих. К работе приступаете немедленно. Долги закрываю. От зачётов в сессию освобождаю. По другим дисциплинам с коллегами договорюсь, они тоже долги закроют, погасят .
Только учтите... Здесь либо пан , либо пропал....Будет промашка, просто за неуспеваемость из вуза вылетаете....оба.

«В бандане» и «длинный» стояли ошарашенные ,  в глазах прочитывался немой вопрос и сомнение, что в их силах сделать нечто подобное  но с вспыхивающим огоньком интереса.

 - Почему предлагаю эту тему вам? Потому , что с отличниками скучно быть руководителем... Там всё накатано.. Нет неожиданностей... С троечниками интересно, т.к. огонёк  любопытства в них горит ярче. Хотя  они и охломоны ,  но подчас выдают неожиданное.. Так понятно? А вы заядлые троечники.. Времени для раздумья ... минута. Время пошло .

- Согласны, - заорали оба не дожидаясь минуты, - Блин, это ж по кругу крутняк!!!

- Ну сленг оставьте для своих ровесников, а теперь по существу. Ориентироваться будем на новые технологии, несмотря на дороговизну. Поэтому гелий , он дорог ,  но у него подъёмная сила выше чем у водорода и он безопаснее, хотя у него есть текучесть через материал, и графен на облочку, как самый прочный материал  на случай от  столкновения с птицами и  от их возможного нападения и проклёва их при атаке.
Графен прочен.   
На графене толщиной в полиэтиленовую плёнку можно поднять без её разрыва слона.
Дирижабль будет двухконтурным , это вопрос безопасности.  При нарушении внешнего контура , сработает запасной- второй. Расчёт грузоподъемности , конструкции, вариант компоновки винтомоторной группы   помогу сделать , всё же по первой специальности авиационный инженер гражданской авиации.
Вся информационно- компьютерная подача ваша.

- Договорились?
- Да, - убеждённо ответили оба.
- И ещё....,- оба насторожились,- вы должны в мультимедийном формате сделать фильм по управлению дирижаблем , как будто полётом управляют невидимки , анимировав  всё управление и движение всех механизмов дирижабля на разных  режимах, визуально это в динамике показать в фильме.... на 10 минут, как  в рекламном ролике.Как ?
- Идёт,- был ответ.

И работа началась.....  даже для меня с интересом.

Форма?
Какая  должна быть у дирижабля форма?
После споров, раздумий, доводов пришли к мысли , что НЛО не случайны по форме, форма позволяет моментально менять направление поворота по горизонту с минимальным сопротивлением воздуха, принцип юлы,   чего не было бы при традиционном исполнении продольного корпуса.
Значит это будет, приплюснутый шар... эллипсоид.

Двигатели?
Для маневренности имеет смысл внимательнее рассмотреть  поворот винтов  , используя их в режимах полёта,  вертикального  подъема, диагонального подъёма и горизонтального  движения.
Значит надо внимательнее изучить самолёты вертикальной посадки в ВМФ отечественные и зарубежные  и использовать их данные.

Где должны быть солнечные батареи?
Они должны перекрыть всё верхнюю поверхность эллипсоида...Их площадь даст энергоёмкость всего дирижабля.
В часах эко-драйв поле на фотоэлементах часов даёт 1см = 1 ватт.

Экипаж.
Сколько человек в команде?
Две группы по 4е человека, экипаж -пилот , инженер-механик, инженер-электрик, инженер-радист-штурман,  две смены, вахтовая работа, значит надо продумать и разработать интерьеры  кают, их удобство, комфорт, кают –компании для приёма пищи, санузел, душ, распределить запас воды, питания по корпусу,  сохраняя баланс фюзеляжа, и т.д.
И понеслось.....

Проблемы возникли с компьютерами.
Стандартные через некоторое время задохлись от переработки объёмов информации.
Программы 3D и  Autocad  вообще память в них жрущие..., а тут такой объём.
В какой-то момент наработанное исчезло вместе с компами после того как те загорелись.
Пришлось начинать заново.

Ребята сняли однокомнатную квартиру.
Сами  купили новые компы, , добавили в них память,  из-за чего те подросли до полутора метров в высоту... Работали круглые сутки , спали посменно не оставляя без присмотра  во избежание очередного пожара пока те молотили информацию, ,  бросили ходить на занятия,   но их по моей просьбе на кафедре не дёргали....О необычности диплома на кафедре поверили мне на слово...  и с интересом ждали результат моего эксперимента.

Ребята показывали мне эскизы, фрагменты, звонили по ночам , консультировались,  спорили, но мне и самому был интересно.... от неожиданной самим собой поставленной задачи. Наше содружество давно перестало быть руководством дипломом , отодвинуло моё профессорство, превратив всех в равных и заинтересованных соратников и единомышленников..
Работа шла.
Незаметно за работой  подкатилась и защита диплома.

Накануне оба приехали в институт.
С планшетами уже распечатанными.... готовыми.
Дело было уже к вечеру.

- Значит так....,- начал я,-  Время позднее, но нужно всё развесить уже сейчас, здесь в аудитории для защиты  прямо на стене... Площадь всё же диплома большая. Больше  12 квадратных  метров. Вешаем в два ряда. Встык один планшет к другому, чтобы получилось панно на тему.
Учитывая , что ваша защита на двоих, и вы не первые по защите , нечего другим смотреть и заранее составлять мнение.
Поэтому......
Сейчас идёте в строймагазин и покупаете , драпируете весь диплом в чёрную плёнку.... внатяг.
Завтра , в день защиты, приходите , как «Люди в чёрном».
 Чёрный костюм, белая сорочка, чёрный галстук, носки , до блеска начищенные ботинки....Можете  для понта даже надеть чёрные очки.
Плевать на всё что принято или не принято !
надо сделать шоу для себя!!!!
Чтоб запомнилось на всю жизнь!

Входите вдвоём .
Подходите к диплому и ОДНОВРЕМЕННО с двух концов срываете чёрную плёнку со всей стены..
ГАК явно офонареет.
Такого в институте ещё не было.
Это спектакль...
И всё должно быть сделано чисто и чётко.
Доклад по очереди..
Один по конструкции  и технологии, другой по мультимедео...с показом фильма.
Сначала доклад.... по планшетам , потом показ   на большом экране  монитора со звуком.
НУЖНО ВЫДАТЬ  ШОУ!!!
 
Всё ясно?

И наступил тот ожидаемый день.
Члены ГАК сидели ошарашенные от происходящего.
Обалдев и от спектакля подачи вне канонов академических защит дипломов, и от объёма диплома, и от увиденного фильма.
Никто не вспомнил ни  охломство студентов в течение обучения, ни их долги, никто не упрекнул, не указал , что средний  бал их обучения с трудом вытянутая тройка...

Фильм.
Кабина пилота была с невидимками.
Рычаги управления двигались.
Мигали сигнальные и  лампочки контроля операций пульта.
Синхронно с рукоятками сидение кресла изгибались эргономически словно кто-то невидимый в них сидел, управляя дирижаблем .
Панорама при полёте за командирским стеклом  менялась и далеко внизу  скользила тайга, снежные поля, изредка перекрываемые облаками прошитыми лучами солнца.
И всё это под ненавязчивый, спокойный  музыкальный фон который вообще создавал комфорт в пилотной кабине.

Защита прошла по сценарию и на УРА!

Обормоты получили «ОТЛИЧНО С ОДОБРЕНИЕМ ГАК»,... и видно были , что горды, счастливы... и расстроены  тем ,  что всё закончилось.
После защиты отозвал их в сторону и сказал:

- Пока не вешайте в инет, по этой теме пока никто не работал, выясните где и кто занимается дирижаблями , слышал что есть какое –то бюро на Урале.. Узнайте, вдруг ещё и деньги заработаете, продав идею.

Через несколько  дней они позвонили и просили разрешения приехать в творческую мастерскую.
Приехали.
Довольные, счастливые и уже с дипломами в руках, с каким-то чемоданчиком среднего размера, который очень осторожно поставили на пол у двери.

- Ну, что, поздравляю вас,.. всё получилось так как бы задумано и молодцы , что не сорвались, хотя когда узнал , что всё сгорело вместе с компами расстроился, подумал что всё накрылось. Теперь можно и чуть выпить, КОЛЛЕГИ, - я улыбнулся.
- Да мы тоже... потом уже спали по очереди, чтобы повтора не было.

- ВФ....это вам, за всё,- тот « в бандане» протянул мне  кожаный футляр с молниями с коллекционным коньяком , в откидной крышке которого на молнии  был  набор для сомелье...
- О, уважаю,  благодарю, всегда любил такие штучки, спасибо большое.

Сидели , говорили о жизни, планах моих, их , перспективах,. Просто о жизни. Незаметно наступил вечер.
Ребята начали собираться.
- Чемоданчик не забудьте у двери,- сказал я.
- А это вам, - оба улыбнулись.
- То есть ?
- На память, - был ответ.

Что же это за чемоданчик,... после их ухода с интересом стал развёртывать упаковку .
Там оказались шахматы...
Штучной работы, из мрамора , видно , что ручной работы и под готику.

Люблю играть в них , но не фанат, потому долгое время они  просто лежали  на столе мастерской  под горой эскизов, даже в одном месте доску чуть оставила след  сигарета... потом на книжном шкафу в кабинете под бумагой..и очень понравились коту, который быстро превратил их в свою лежанку, дабы стороны доски была ему в самый раз под полметра.

Незаметно пролетело шесть лет.

Вчера , случайно листая интернет наткнулся на шахматы, китайские, армянские, канадские.
Их оказалось много по странам, стилю, предпочтениям .
Сколько же их  создано.... и какие они разные.
А где мои ?

Вот они!.....
 
Оооо!!!!........

Точно мои .

Британия?!!... Традиционные английские?!!... Спецзаказ?!...Резной мрамор?

ЧТОООО...!!!!????

5270 ЕВРО!!

ЭТО ЖЕ ПОЧТИ  500 000 р.!!!! ...............Машина, блин!!

Я ошарашено ......сел на кресло.

Интересно , кто - нибудь в мире ещё получал такие подарки от своих студентов на память ?.
***

РС.
Работа долгое время потом висела ещё в самой большой аудитории на стене, на кафедре.

Через некоторое время  прошла информация , что одно проектное бюро по дирижаблям на Урале стало рассматривать и приступило к ОКР по дирижаблю с солнечными  батареями на внешнем корпусе.

Ребята всё же не выдержали и повесили от гордости свой диплом в интернете.... почти сразу после защиты.


Рецензии
Какая великолепная положительная информация! Какое счастье, что Вы в студентов поверили, приобщили к настоящему делу! Им очень повезло, что именно Вы им в жизни встретились! Воспитали настоящих инженеров. Такими бывают только настоящие преподаватели. Вы ведь судьбу этих студентов спасли от возможной посредственности, это теперь люди, поверившие в себя. И детям своим и внукам будут рассказывать, с каким ЧЕЛОВЕКОМ повезло им встретиться! Спасибо за краткий и чрезвычайно содержательный очерк, радующий и возвышающий душу!

С искренним восхищением и уважением,

Кузнецова Любовь Алексеевна   16.06.2021 17:12     Заявить о нарушении
Благодарю за отклик, Любовь Алексеевна.. Удач вам..)).

Владим Филипп   16.06.2021 19:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.