Правители тоже плачут Борис Годунов, опера Мусоргс

 Правители тоже плачут

"Борис Годунов", опера Мусоргского, историческая сцена Мариинского театра, 2 июня 2021 года

"Подружиться" с оперой "Борис Годунов" мне никак не удается, хотя слушаю ее давно и многократно, в разных театрах и даже странах. И умом понимаю ее значимость. И песню Варлаама "Как во городе было во Казани" могу напеть и знаю ее с детства, а все-таки такого потрясения, как от "Хованщины" здесь у меня не наступает. И я все пытаюсь понять, почему.
Вчерашний спектакль повернул для меня эту оперу новой гранью. Я с удивлением услышала, что первая часть увертюры - это слегка видоизмененная медодия припева знаменитой "Дубинушки", русской народной песни о русской удали и непокорности. Полагаю, это не совпадение, все-таки опера как раз про бунт и смуту, в которой народ играл важную роль, да и в спектакле видно, что он готов к нешуточному бунту и фактически помогает Лжедмитрию захватить Москву в начале XVII века и почти на целый год воцариться на русском троне. Да и крестьянская война Ивана Болотникова была не за горами.
Всегда в операх Мусоргского поражает присутствие в музыке и мощь набата, тревожного колокольного звона, возвещающего о больших бедствиях. В "Борисе Годунове" многие мелодии наложены на эти явные низкие звуки тревоги и подчинены ритму огромного звучащего колокола. Есть это в увертюре, в народных сценах и везде, где появляется царь Борис. Не хотел он быть царем, судьба заставила, бояре вынудили. Он - носитель внутренней трагедии, которая мучает его из-за убийства царевича Дмитрия, с ним связана и смута внешняя - и бояре, и народ винят его во всех бедах в стране: неурожай, голод, беспорядки. И ничто не может унять эти упреки - ни раздача хлеба и денег голодающим, ни реформы, ни безжалостная борьба со смутьянами и предателями.
Оркестровка Шостаковича сделала эти набатные ритмы и звуки абсолютно явственными и устрашающими. Не зря в постановке (режиссер Андрей Тарковский) это визуализируется и в виде громадного колокола, и в виде гигантского маятника. Страна в страшной опасности - народ недоволен, бояре строят козни, никому доверять нельзя, не на кого положиться! И еще Литва с поляками все время войной грозят. (Прямо революционная ситуация по Ленину - низы не хотят жить по-старому, а верхи не могут управлять по-старому). Ни одного проблеска надежды!
Казалось бы, светлая семейная сцена общения Бориса Годунова с детьми Ксенией и Федором. Но и тут слышны страх и настороженность. Всегда интересный образ царевича создает Екатерина Сергеева - чуткого, восприимчивого, преданного сына, которому царь Борис собирается оставить царство. Слушая его советы, думаешь, знал бы он, на что обрекает 16-летнего отрока! Ведь он проведет на троне всего два месяца и будет предан армией и убит боярскими наемниками вместе с матерью. Правда, вскоре от руки убийцы погибнет и Лжедмитрий. А Василий Шуйский, этот интриган и коварный властолюбец, устроит переворот и захватит власть, но ненадолго.
И начнемся настоящая смута Семибоярщины, когда Москву на полтора года займут поляки.
И только потом народное ополчение, созданное в Нижнем Новгороде, под предводительством Минина и Пожарского Москву освободит, поляков прогонит, а на трон взойдет первый представитель новой царской династии - Михаил Романов.
Любил Мусоргский народные сцены в своих операх и создал целую галерею народных образов: тут и шинкарка, и беглые монахи, и юродивый, и крестьяне. Неплох был Варлаам Геннадия Беззубенкова, хотя вокально он мог бы быть и ярче. В этот раз мне запомнился юродивый Евгения Ахмедова. Очень колоритная получилась фигура, она так подчеркивает ужас происходящего и оттеняет пронзительными мелодиями хвалебный хор в честь прихода в Москву Лжедмитрия. Не всегда смена вызывающей раздражение власти приводит к добрым переменам!
Трагичной фигуре царя Бориса в исполнении Михаила Петренко все-таки не достает мощи и драматизма, хотя сцена смерти царя впечатляет.
Интересно, что после спектакля об опере думаешь, вспоминаешь историческую картину того времени, но ни одна мелодия, кроме набата и набатных тем в сознании не возникает.
И, конечно, мысленно, я возражаю декорациям Андрея Тарковского, созданным в 1983 году для постановки в лондонском
Ковент-Гардене. Руины, металлический пол со следами крови, как в бойне, около них - хлипкие мостки с кое-как сколоченными перилами из жидких реек. Видимо, таков у режиссера образ
России. Но если бы Россия соответствовала этому имиджу, то ее давно бы постигла участь той же Польши до Первой мировой войны - ее бы просто не было, ее бы разделили между собой более могущественные державы. Но этого не случилось. На днях видела в учебнике истории карту мира начала ХХ века и невольно рассмеялась! Огромная Российская империя и всего 9 стран Европы, которые по сравнению с ней просто карлики. Никакой Польши, Финляндии, Чехии, Словакии, Литвы, Латвии, Эстонии и прочих европейских неофитов. А Россия, благодаря ее неубиваемому народу, выстояла не только в смутное время в XVII веке, но и трижды возродилась в ХХ веке: после революции в 1917 году, после войны в 1945 году и после развала СССР в 1991 году. Ее не задушишь, не убьешь, если только мы сами не постараемся, как при Борисе Годунове, и не приведем к власти какого-нибудь очередного Лжедмитрия. Как когда-то бездумно позволили и сами помогали развалить Советский Союз.


Рецензии