Казацкая Украина. 1. Предыстория

               

История украинского казачества интересна нам именно потому, что связана с историей возникновения самой Украины и становлением украинской народности, что придаёт ей черты самобытности и наивного откровения.          

Чтобы правильно ответить на вопрос, когда появилась страна под названием «Украина», необходимо иметь в виду три исторических фактора.
Во-первых, население древней Руси, то есть, жителей Киевщины, Черниговщины и  Переяславщины, уже с конца XI века активно мигрировало на север и запад. Этот феномен отмечают практически все историки, расходясь во мнении только относительно главных причин. Одни указывают в качестве главной причины «давлении половцев»,  другие выделяют работорговлю и княжеские междоусобицы. В 1169, 1203, годах Киев подвергался страшному разорению самими русичами. В 1240 году он был сожжён монголо-татарами. Символом «конца» древней Руси резонно считать нашествие хана Тохты на Киев в 1299 году и летописное известие о том, что киевский митрополит Максим, «не стерпев татарского насилия», собрался со всем своим клиром и уехал на север, поначалу в Брянск, а потом во Владимир на Клязьме. «Тогда и весь Киев-град разбежался», — констатировал летописец.
Во-вторых, захиревшие русские княжества из будущей Белой Руси (Полоцкое, Минское, Витебское и др.) и будущей Малой Руси (Киевское, Черниговское, Брянское, Северское и др.), в середине XIV века завоевала Литва; формально они вошли в состав нового государственного объединения под названием «Великое княжество Литовское, Русское, Жемойтское и иных» (ВКЛ). Червонная Русь и западная Волынь «достались»  Польше. А в 1385 году посредством Кревской унии Польша и ВКЛ объединились в  конфедеративное государство. Именно в этом государстве и появился на белый свет украинский народ и заселённая им территория (Украина).
В-третьих, захват Царьграда в 1453 году турками и их дальнейшая экспансия в татарский Крым и в православные княжества Молдавии и Валахии привели к новой волне «давления» на южные украины польско-литовского государства со стороны Дикого Поля. Захват литвинов, поляков и москалей в плен с целью их продажи в турецкое рабство оказались для крымских татар таким доходным промыслом, что они совершали набеги на Польшу, ВКЛ и южные границы Московского царства по нескольку раз в год. 
Плодоносное междуречье нижнего Днепра, Буга, Днестра превратилось в дикую пустыню. Это не фигура речи. Вот что писал П. Кулиш в своей трилогии «История воссоединения России»: «Киев едва держался на старом своём пепелище и оставался иногда совершенно безлюдным. Васильков стоял до 1586 года пустым городищем. Белая Церковь, Канев и Черкассы были сборными пунктами для смельчаков, которыми предводительствовали королевские старосты. Население края вообще состояло из хуторов и пасек, которые появлялись и исчезали по мере большей или меньшей безопасности со стороны Крыма и нижнего Днестра, занятого ногайцами и турками». 
Изречение М. Грушевского: «Київські землі з обох боків Дніпра майже зовсім вимерли від цих нападів. Але саме ці розкішні, дикі пустелі, цей край хрещеного світу, якій і дістав спеціальну назву України», — розумно считать знаковой констатацией ПОНЯТИЯ УКРАИНЫ, КАК ИМЕНИ СОБСТВЕННОГО.
«Смельчаки», о которых пишет Кулиш, это — казаки. В польских летописях известие о казаках-воинах впервые упомянуто под 1489 годом. Во время похода польского короля Яна Ольбрехта на татар дорогу его войску на Подолье якобы указывали «казаки-христиане».
В начале XVI века у королевских властей наметилась привычка отдавать города-замки с прилегающими к ним землями и населением под управление лицам знатного рода — «старостам». Для безопасности эти старосты должны были учреждать из местного населения воинские отряды, готовые к отражению татарских разбойников (набеги совершали, как орды под предводительством ханских наместников, так и «вольные» татарские казаки). Воинские отряды набирались из городских мещан. Они сразу же стали делиться на «послушных», то есть, собственно, мещан, отбывающих воинскую повинность под предводительством старост, и «непослушных», то есть, собственно, казаков, выбирающих себе атаманов вольными голосами. На первом этапе они были так тесно связаны, что слово «козак» в официальных бумагах даже не фигурировало. В 1533 году на Сейме в Пиотркове староста черкасский и каневский Евстафий Дашкевич говорил о необходимости держать от правительства казацкую сторожку на днепровских островах. Затем его преемник Дмитрий Вишневецкий построил укрепление на острове Хортица и поместил там казаков. Где-то к середине XVI века (никто точно не знает!) появилась и Запорожская Сечь. Вот как писал об этом историк Николай Костомаров в своём очерке «Малороссийский гетман Зиновий-Богдан Хмельницкий»: «Край, называемый тогда Низом (имеется в виду низовье Днепра), стал приютом для всех тех, кому только почему-нибудь было немилым житьё на родине. Запорожская Сечь установилась прежде всего на острове Томаковка, близ впадения в Днепр реки Конки. Через несколько времени Сечь переносилась ниже на Микитин Рог (близ нынешнего Никополя), а потом ещё несколько ниже и надолго основалась близ нынешнего села Капуловки. Главный центр её был на одном из островов, до сих пор называемых Сечью... В разных местах на днепровских островах и на берегах образовывались казацкие селитьбы и хутора. Таким образом, за порогами слагалось новое людское сообщество с военным характером, населяемое выходцами из Южной Руси, совершенно независимыми от властей».
Тут надо уточнить, что «выходцы из Южной Руси» — это термин, выдуманный Костомаровым. Если под «выходцами их Южной Руси» понимать коренных русских жителей Киевщины, Черниговщины и Переяславщины, то они «разбежались» ещё в XII-XIII веках. В основном переселенцами в Украину в XVI веке, а затем и в Запорожскую Сечь, были потомки русичей из Центра ВКЛ, то есть, из земель теперешней Белоруссии, а также Волыни и Галичины. Но приходили туда и беглецы из Московского царства (особенно в лихие годы правления Бориса Годунова и самозванцев), и мелкие польские шляхтичи (немало гербовых шляхтичей в ту пору просили милостыню и умирали с голоду). Кроме того, в Украину стекались татары, литовцы, поляки, немцы, венгры, евреи и молдаване. Немало там сохранилось и «аборигенов» из обрусевших потомков тюркских племён (берендеев, торков и половцев). Короче говоря, о какой-то «этнической чистоте» предков новой зарождающейся «малороссийской» народности говорить не приходится. Тогда ни одно панское имение не имело определённых границ, и за них приходилось сражаться. Это называлось «граничиться». Для войн паны набирали слуг, тоже пополнявших ряды казаков.
В 1569 году произошло событие, которое стало роковым для украинской истории. В соответствие с Люблинской унией, образовалась Речь Посполитая. Вся власть на территории Литовского княжества, включая бывшие русские земли, перешла к польской шляхте. Более того, Киевщина, Подолье, Волынь и Брацлавщина были непосредственно переданы польской короне. Сеймовое положение от 1590 года от имени короля гласило: «Государственные сословия обратили наше внимание на то обстоятельство, что ни государство, ни частные лица не извлекают никаких доходов из обширных, лежащих впустую наших владений на украинском пограничье за Белой Церковью... Мы будем раздавать эти пустыни, по нашему усмотрению, в вечное владение лицам шляхетского происхождения за их заслуги перед Речью Посполитою». В 1590 году князю Александру Вишневецкому, черкасскому старосте, пожалована «пустыня реки Сулы за Черкассами». В следующем году князь Николай Рожинский получил во Владение «пустыню урочища над реками Сквирою, Раставицею, Упавою, Ольшанкою в Каменицею». Сеймовым постановлением 1609 года Валентию-Александру Калиновскому отдана «неизвестная пустыня Умань во всём объёме своих урочищ». И т.д. Замечательным в этой связи является письмо казацкого гетмана Северина Наливайко польскому королю Сигизмунду III с просьбой выделить казакам пустующую землю между реками Бугом и Днестром, «на которой со дня сотворения мира никто не жил». Мол, казаки будут её охранять для блага его королевской милости и Речи Посполитой.
 
Католический прессинг и крепостное право, «экспортированные» из Польши в земли Литовской Руси, гнали людей на пустые окраины. «Повторное заселение» этих земель происходило гораздо быстрее, чем их «запустение» три века назад. Слухи о плодородии украинской почвы привлекали сюда хозяев, которые находили здесь неисчерпаемые источники обогащения. «Травы были такие высокие, что огромные волы скрывались в них почти по самые рога, а плуг, оставленный в поле, в несколько дней покрывался густой растительностью», — писал очевидец. Другой очевидец сообщал о земледельцах, которые собирали по 10 тысяч волов в виде десятины со стада и о пасечниках, собиравших в виде десятины ежегодно по тысяче бочек мёда. Паны из Центральной Польши, видя богатства своих украинских собратий, в короткое время удесятерёнными темпами принялись работать над колонизацией пустошей. Движение внутри государства к украинам было так велико, что, по словам наблюдателя, «многолюдные некогда земли, местечка и сёла серединных областей совсем делались пусты, а необитаемые прежде пространства Украины наполнялись жителями, к неисчислимому вреду их прежних помещиков».      


Рецензии