Ларионов Михаил Фёдорович

Ларионов Михаил Фёдорович (22 мая [3 июня] 1881 – 10 мая 1964), живописец, график, театральный художник, теоретик искусства. Один из основоположников русского авангарда.

Родился близ Тирасполя в Херсонской губернии. Сын военного фельдшера. В 1891 г. Ларионовы приехали в Москву, и Михаил поступил в реальное училище Воскресенского. В 1898–1910 гг. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. А. Серова и И. И. Левитана. Там же познакомился с Натальей Гончаровой, ставшей его спутницей жизни и единомышленницей в творчестве.

В 1902–1906 гг. работал в стиле позднего импрессионизма («Куст сирени в цвету»). В 1906 г. по приглашению Сергея Дягилева участвовал в русской секции парижского Осеннего салона.

С 1907 г., испытывая воздействие фовизма и наивного искусства (лубок, ремесленная вывеска и т. п.), писал в примитивистской манере (резкий рисунок, сочная декоративность цвета) острогротескные сцены из провинциального быта и жизни солдат («Отдыхающий солдат», 1911; «Весна», 1912).

«Ларионов смеялся над обывателями, видя в их лености угрозу творческому и жизненному началу. При всей ларионовской отрешенности, в самых броских по цвету картинах он сохранял нежность отношения к живописи. Его эпатаж был, конечно, внешней формой воздействия на зрителя. Он заявлял, что идет рука об руку с „малярами“. „Малярами“ он называл народных мастеров, иконописцев и „вывесочников“, искусством которых он всегда вдохновлялся. Он один из первых назвал народное ремесло художественным феноменом. В своем же „ремесле“ художник стремился к соединению народного и профессионального мастерства». – По материалам сайта artlot24.ru.

С конца 1900-х гг. Ларионов (совместно с Н. С. Гончаровой) – организатор выступлений «левых» художников, инициатор выставок «Бубновый валет» (1910), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), «№ 4. Футуристы, лучисты и примитив» (1914).

В 1911 г. создал новую художественную концепцию – лучизм, один из первых примеров абстрактного искусства в разряде так называемого «беспредметного творчества», где формы образовывались в результате пересечения лучей, отражённых от различных предметов. Художественная критика советского периода признавала лучизм «бесперспективной художественной системой».

«Необходимо заметить, что „лучизм“ был лишь небольшим эпизодом в творчестве Ларионова, рабочим моментом в постижении кубизма и футуризма. Главная особенность творческого гения Ларионова состояла в раскрытии исконной красоты народной традиции, любви к живописности природы и яркости повседневной жизни». – По материалам сайта artlot24.ru.

В 1910-е гг. М. Ларионов выполнял иллюстрации к изданиям поэтов-футуристов («Помада» Кручёных, 1912).

В 1914 г., после начала Первой мировой войны, был призван на военную службу. Комиссовавшись по ранению, Ларионов поселился в Париже, где в 1915–1929 гг. вместе с Гончаровой работал для С. П. Дягилева, создавая костюмы и декорации к постановкам его «Русских балетов»:
– «Полуночное солнце», хореограф Л. Мясин, музыка Н. Римского-Корсакова, 1915;
– «Кикимора», хореограф Л. Мясин, музыка А. К. Лядова, 1916;
– «Русские сказки», хореограф Л. Мясин, музыка А. К. Лядова, 1917;
– «Шут», Ларионов выступил также в качестве хореографа совместно с Тадеушем Славинским, музыка С. С. Прокофьева, 1921;
– «Байка про лису, петуха, кота да барана», хореограф Б. Нижинская, музыка И. Стравинского, 1922;
– «Байка про лису, петуха, кота да барана», хореограф С. Лифарь, 1929.

Был сценографом балетов С. Прокофьева:
– «Классическая симфония», хореограф Т. Славинский («Опера-балет Мишеля Бенуа», театр «Пигаль», Париж), 1931;
– «На Днепре», хореограф Серж Лифарь, 1932.

Находясь в эмиграции, М. Ф. Ларионов никогда не терял связи с Россией и ее культурой. Он принял активное участие в организации Всемирной выставки в Париже в 1925 г., помогал в создании русской секции на выставке современного французского искусства, проходившей в Москве в 1928 г. В живописи Ларионов вернулся к ранней, фигуративной манере, камерному жанру и натюрморту.

Именем Михаила Ларионова названы улицы в Тирасполе и в Даниловском районе Москвы.


Иллюстрации.
Слева: М. Ф. Ларионов. Акации весной (Верхушки акаций). 1904 г.
Справа: М. Ф. Ларионов. Лучизм. Композиция. 1912 г.
Изображения взяты из открытых источников.
Подбор иллюстраций, композиция: Герои Российской Истории.


Рецензии