Записки отца из немецкого плена

                г. Пархим, Германия, 28.08.1945      

       Сегодня <31.12.1941> чувствую себя лучше. За хлебом и баландой пойду сам, без помощи <товарищей>. Вчера, когда <они> меня вели с баландой в барак я насчитал по дороге 37 трупов. Это те, которые не смогли пройти 100 метров и умерли по дороге… Напротив меня, на вторых нарах стоит кружка с замёрзшей сырой водой. Через три человека справа от меня два мертвеца. Их не успели ещё убрать. Вчера утром слева и напротив <трупов> было четыре… Всего, говорят, вчера умерло 987 человек из оставшихся 32 тысяч, а было 40 тысяч. Сколько же умрёт сегодня? С такими думами меня застало последнее утро <уходящего> 1941 года <в трудовом лагере для военнопленных в Могилёве>.

       А в небольшое стёклышко забитого картоном окна видны бегущие по белорусскому небу серые и рваные облака. Плывут медленно, медленно и, кажется, в жизни я их вижу впервые.

     Может <всё прошлое уже> удалилось в бесконечность? Может не сегодня, так завтра жизнь прервётся как струна?  А я ещё не жил. Не видел света.  Не оправдал надежд родных и друзей… Не испытал семейного уюта и счастья … Зачем же я ограничивал себя? К чему? Может я ошибался?
 
       Может надо было жить не будущим, а сегодняшним днём? Не лучше ли было быть шофёром, учителем или каким-либо продавцом и жить спокойно? Может отец <крестьянин из деревни Кокшенёво> был прав, когда советовал мне бросить учёбу. «Поучился и хватит! Теперь и так можно прожить», - говорил он.
 
       Нет! Я был гоним жаждой к будущему светлому поприщу высших научных познаний. Ведь выше умственного свободного труда нет наслаждений в мире! Какое испытываешь духовное удовлетворение, когда ищешь ещё неизвестное миру и находишь?! Нет, уже то небольшое, что я сделал <уже> много больше того, что я сделал бы, если был не тем, кем был.

        Ну а что <я> сделал для себя? Ничего! Если выживу, - заживу по-новому! Буду жить и для себя. Буду пользоваться благами жизни. Может быть уехать в деревню и зажить спокойно?

        Нет, никогда, пока я жив, не покинет меня стремление к дальнейшему развитию, <как и> жажда знаний, желание быть выше, чем мне равные, <и моё> решение не пройти по жизни бесследно.
 
        Такие мысли сверлили мой мозг, истощенный голодом и тифом.
    
                ***

        Автор: Кокшенёв Борис Григорьевич (1911–1991)


Рецензии