Традиционная борьба у горцев-рутульцев

У рутульцев, одного из коренных народов Дагестана и современного Северо-Западного Азербайджана, известно несколько видов борьбы. Согласно исследованиям, дагестанского учёного М.А. Дибирова, в сел. Рутул, селении от которого происходит этот этноним, «борьба была поясная и борцы обязательно должны были держать друг друга за пояс до конца схватки хотя бы одной рукой». Схватка велась только в стойке без продолжения борьбы на земле.


В прошлом рутульцы были довольно воинственным народом и вплоть до присоединения Дагестана к России воевали с соседями — аварцами, лакцами, грузинами. Также нередкими были и столкновения между собой жителей отдельных рутульских селений. Такой ход жизни рутульцев, естественно способствовал появлению и развитию так называемой «боевой борьбы», в которой помимо техники обычной «праздничной» борьбы, разрешались разного рода болевые приемы с воздействием на суставы, броски с захватом за ноги, удушения, а также некоторые удары руками и ногами. С помощью такого своеобразного рукопашного боя с преобладанием борцовской техники, рутульские мужчины способны были вести бой с вооруженным врагом. В ХІХ ещё имели место состязательные и тренировочные поединки безоружного с вооруженным кинжалом. Мальчики в таких поединках пользовались бутафорским деревянным оружием.


Во многих рутульских семьях искусство борьбы передавалось по наследству — от отца к сыну. Кроме того, как и у многих других народов Дагестана, борьба активно практиковалась во время сезонных мужских собраний («сехбат», «шахlад маджлис»), которые проводились в специально арендуемых домах («шахlад хал»). В одном из трудов А.Г. Булатовой читаем:


«Зимой иногда все 3 месяца, иногда 1 или 1,5 месяца у народов аварской группы и эпизодически — у остальных народов Горного Дагестана молодые мужчины селения, женатые и неженатые…собирались по 8-10 человек и жили вместе в специально для этого выбранном доме. У рутульцев в этих собраниях участвовали все мужчины села…Они здесь хорошо питались, ухаживали за своим телом, смазывали его бараньим жиром трижды в день, считая, что это укрепляет здоровье. <…>После еды они тренировались в борьбе, выполняли разнообразные силовые упражнения под руководством главного, направленные на оздоровление, укрепление организма, бегали на определенное расстояние, бросали камни и т. д. В больших селениях, где было несколько мужских объединений, между ними проводились соревнования, в которых выявлялись сильнейшие…».


Помимо обычной борьбы участники этих собраний соревновались в разного рода простейших её видах: «У рутульской молодёжи, собравшейся на «шахlад маджлис» популярностью пользовались игры «таталдиин» и «тураи». Первая состояла в перетягивание палки к себе двумя партнерами, каждый из которых держался за нее руками. «Тураи» — в этой игре один против другого садились два человека с завязанными глазами и били друг друга мокрыми полотенцами».



Автор: ‘Али Албанви


Литература


1. Мандзяк А.С., Артеменко О.Л. Энциклопедия традиционных видов борьбы народов мира / А.С. Мандзяк, О.Л. Артеменко. — Минск, 2010. С. 404–405.


Рецензии