Зачем я пришёл в этот мир?

Эпиграф:
Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения...(Печорин).

      Появление мое на свет было не просто случайным, как у всех, а вопреки сложнейшим препятствиям.
      Моя бабушка по маме Мариам (Мария) была в Одессе 1905 года и чудом спаслась от знаменитого погрома, описанного Катаевым. Они с мужем, Яковом (Янкель-Борух) имели 2х детей: мою тетю Бузю и сына. Больше расширять семью не собирались. Мой дядя умирает в раннем детстве от скарлатины. Вот тогда-то и возникает моя мама Сарра в 1918 в Одессе. Как они все выжили в Одессе тех лет, ума не приложу.
      Вплоть до начала войны жизнь Сарры была не хуже, чем у основной массы населения. Семилетка, техникум, университет и аспирантура. Никто из родственников под репрессии не попал. Болезненный удар нанёс родной отец, уехавший из Одессы в Киев. Но Сарра со старшей сестрой часто гостили у любимого папы в его новой семье. У них было два родных города: Одесса и Киев: и там, и там полно родственников и друзей. Жених у мамы был киевлянин Семён Блейхман. Пожениться они должны были, как только Сарра закончит свою аспирантуру - осенью 1941. Кстати Семён прошёл всю войну от первого до последнего дня в инженерных войсках без малейшей царапины. Тот мальчик, который был бы вместо меня, родился бы в 1946-47. Его звали бы Яков (или Борис) Семёнович Блейхман (дедушка скончался в 1943). 
      Летом 1941 маму посылают, как аспиранта, на уборочную на село в отдаленную область Украины. Сестра с мужем, белобилетником, дочуркой и бабушкой Марией убывают в эвакуацию. Немецкие танки легко могли оказаться на поле рядом с мамой, но этого не случилось, и я прошёл ещё одно препятствие.
Вернувшись домой Сарра ухитряется попасть на один из последних пароходов да ещё и не подорваться на мине. Как бы она выжила одна в эвакуации - не ясно. Но в Херсоне семья радостно воссоединилась. И конечный пункт эвакуации был Майкоп, где жизненные условия были терпимыми.
      Перейду к моему папе Борису. Окончив Одесский Педин в 1939, он женился и с женой, выпускницей того же вуза, поехал по распределению учительствовать в украинское село. Ему не нужно было учиться жить в деревне, ведь детство его проcшло в Яськах на Одещине. У них родилась любимая дочка Наташа. Сдав экзамены в аспирантуру при Педине, Борис переезжает в Одессу. Жена с дочкой остаются то ли отбывать распределение, то ли ждать открепления по семейным обстоятельствам.
И вдруг война. Папа имеет аспирантскую броню и делает попытку вывести семью, но буквально упирается в линию фронта. Но здесь его бог миловал для меня. В ту пору всех, оказавшихся под немцами считали убитыми. Слава Богу, они не были евреями и выжили.
       Папа попал в Майкоп гораздо позже основного контингента и не имел жилья. Моя тётя с мужем хорошо знали его и приютили в своей квартире. Вот там родители и познакомились, горячо полюбив друг друга. Они сняли комнату в Октябре 1941 и стали вести общее хозяйство. Это был настоящий оазис радости среди всеобщей подавленности.
      Забегая вперёд, скажу, что в последнем письме с фронта к моему дедушке Евдокиму, папа написал: «В Сарре я нашёл все, что может желать мужчина с моими запросами, не говоря уже о чувствах. Познакомься с ней поближе и оценишь ее не ниже...»
      Неожиданный удар обрушивается на счастливую молодую семью в начале Апреля 1942. У Бориса броню отбирают в связи фронтовыми катастрофами и призывают в действующую армию. По счастью он не попадает сразу же на фронт, а становится курсантом военного училища в Красндоре в двух часах на автобусе от Майкопа. Почти каждый выходной мама приезжала к нему, и лучшего курсанта беспрепятственно отпускали в увольнение. Они даже снимали комнатку. Вот тогда-то я и появился, как говорят, в проекте.Все родные настоятельно советовали убить меня, так как время опасное, тяжелое и совсем не подходящее, но папа с мамой решили мня спасти. Ещё одна препона преодолена мной была.
      Дальше события напоминают страшный сон. В начале Июля 1942 училище эшалоном покидает Краснодар в неизвестном направлении. Как говорили на базаре - под Сталинград. А Сарра с родными едет поездом в новую эвакуацию. Поездка тяжелая, изнуряющая, теплушечные бытовые условия невыносимы. Скорость перемещения черепашья с многонедельными остановками.
      К очередному счастью в Ташкенте встречают их родная тетя Франя с сыном Сюней, белобилетником, которые в своей эвакуации вели сносную жизнь.Решено оставить Сарру с моей бабушкой в Ташкенте, так как по моим срокам уже нельзя было ждать конечного пункта назначения. Мама стала преподавать в институте. В положенный день моя бабушка - профессиональная акушерка приняла меня прямо дома. На завтра мама уже была на работе. В гости пришла тётя Франя. Взглянув на то, что лежало в кроватке, купленной по карточкам, как и пеленки, с болью в сердце воскликнула: «Гитлеру бы такого ребёнка». И я верю, что она была права, если вспомнить все беды и голод, испытанные мамой в месяцы вынашивания меня.
Думаю, что мои первоначальные шансы на выживание были не ахти какие. Бабушка буквально меня спасла и выходила.
      А дольше новое воссоединение с семьей в Байрам Али. Жизнь была терпимая, тетя Бузя души во мне не чаяла и с удовольствием и гордостью гуляла в свободное время с дочкой Иришей и мной, мама преподавала. Бабушка ездила по кишлакам и лечила тамошних женщин от их недугов. Получала плату едой и подкармливала всю семью. Начав говорить, я называл моих родных женщин ‘мама-тетя-Сарра’ и ‘бабка-мать’, слыша как к ним обращались Ирочка и Сарра.
     Но наконец-то освобождена родная Одесса и можно возвращаться домой. По формальным причинам маму не пускают обратно. Мы с бабушкой переезжаем в Ашхабад под крыло другого маминого двоюродного брата Шуры Барского, прочно устроенного. Маме там все нравится, не говоря уже о работе. Возвращаться в Одессу она не особенно и  хочет. Благодаря усилиям старшей сестры вызов в Одессу все же получен. А ровно через два года в печально знаменитом землетрясении Шура теряет троих детей из четырёх. Как писал Пушкин: «И я бы мог...»
       Испытал две приличные автобусные аварии: на пути от Одессы к знаменитому Софиевскому Дворцу в Умани и  по дороге на Эльбрус из Минводов.
        В 1968 был готов вторгнуться в Румынию,призванный как офицер связист запаса 3 месяца жил в лесу под Кишиневом. Неизвестные рубили нам кабели и даже подкинули гранату возле нашего рукомойника. Один наш солдатик вовремя заметил, пришел сапер, отогнал всех и все машины подальше и толкнул ее анафему пиропатроном . Узкий столб огня размахнулся ввысь на несколько метров. Листочки на дереве - как тля источила. Осколки мы честно поделили. Вернувшись в конце концов домой подарил их 12 летнему шурину. А в соседней части танк переехал одного такого же как я, уютно уснувшего в копне.

Значит провидение меня хранило для выполнения некоей задачи.


Рецензии