Избранник Божий

Святителя Игнатия Брянчанинова называют избранником Божием от чрева матери, и это действительно так.

Интересно проследить биографические вехи отца Игнатия, подтверждающие этот тезис.

Прежде всего, на это указывает сами обстоятельства рождения будущего святителя: он появился на свет в 1807 году в Вологодской губернии в состоятельной дворянской семье ПОСЛЕ МНОГОЛЕТНЕГО БЕСПЛОДИЯ МАТЕРИ, что побудило ее длительное время вымаливать у Бога появление на свет ребенка в домашних молитвах и многочисленных паломничествах.
 
Как известно из Священного Писания, долгое время оставались бесплодными и молились о рождении чада также Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иоаким и Анна, Захария и Елизавета и другие знаковые библейские фигуры. Дети, рожденные по длительным молитвам благочестивых родителей, видимо, изначально появляются на свет, отмеченные особым Божьим благословением.

Долгожданный ребенок в семье Брянчаниновых, появившийся в СВЕТСКОЙ по своему укладу семье и нареченный Дмитрием, на удивление, с детских лет полюбил уединение и стал часто молиться Богу (по причине, как он пишет в произведении «Плач мой», что ему некому было излить свое сердце), и находил в этом духовную радость и утешение.

Уже в 15 лет он твердо решил стать монахом, однако не посмел ослушаться отца, который настоял на поступлении сына в Главное инженерное училище в Петербурге с перспективой карьеры военного инженера.

И его действительно ожидала блестящая карьера – в училище он был первым учеником, проявившим талант не только к естественным наукам, но и на литературной стезе – он являлся также прекрасным чтецом (в том числе и своих произведений) на литературных вечерах, в которых участвовали И.А. Крылов, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин и другие знаменитые люди. За его успехами следил и благоволил к нему сам император Николай I.

То есть, Господь с молодых лет не только указал своему избраннику путь к познанию истины (многие стремятся к этому всю жизнь, а большинство его так и не находит), но и наделил разносторонними талантами, и прежде всего литературным, позволяющим донести слово Божие до людей.

Надо отметить, что многие, очень многие люди получают различные таланты от Бога, но используют они их в большинстве случаев для достижения мирской славы и богатства, а для прославления Бога, как это и должно быть, – очень немногие. И что в итоге получает это ослепленное бесами большинство?  Долгие годы они нередко терпят лишения, карабкаясь на вершину мирского признания, однако в конце жизни неизбежно признают ошибочность этого пути, а за порогом смерти – еще и НЕПОПРАВИМУЮ трагичность своей участи.

На примере Брянчанинова ясно просматривается тот благоприятный для судьбы каждого вариант, который показывает, что происходит с человеком, когда он ТВЕРДО РЕШИЛ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СВОИ ТАЛАНТЫ ВО СЛАВУ БОЖИЮ.

Такому человеку, как правило, на его поприще во всем способствует удача!
 
Обучаясь в училище, Дмитрий настойчиво продолжал искать ответы на вопросы о жизни, которых не могли дать изучаемые им науки. Он сблизился с монахами Александро-Невской Лавры, в том числе Господь послал ему такого замечательного духовника, как старец Леонид (будущий старец Оптиной пустыни Лев), о котором Брянчанинов писал, что «почувствовал такое влечение к этому старцу, что как бы век жил с ним».

В итоге произошел окончательный разрыв Дмитрия с миром, и после окончания училища он – выходец из состоятельной семьи! – подал прошение об отставке, намереваясь уйти в монастырь и прекрасно понимая, какая полная самоограничений жизнь в будущем ждет его.

Царь Николай I поначалу отставку не принял, крайне недовольными были и родные Дмитрия, в результате чего Брянчанинову пришлось год проработать по специальности в Динабургской крепости.

Но что значит воля родных, общества и даже царя, когда САМ БОГ ПОМОГАЛ Своему избраннику в его добровольном благочестивом выборе!

Следим за дальнейшей судьбой Брянчанинова. В 24 года он был пострижен в монашество с именем Игнатий в честь священномученика Игнатия Богоносца. В 26 лет стал игуменом Пельшемского Лопотова монастыря, и в том же году сам император Николай I предложил ему возглавить Санкт-Петербургскую Троице-Сергиеву пустынь, настоятелем которой он и стал в этом возрасте, а в 27 лет уже был архимандритом и долгие годы плодотворно служил на этом месте.

В 1857 году отец Игнатий удостоился сана епископа Кавказского и Черноморского, однако в 1861 году подал прошение об уходе на покой по состоянию здоровья и поселился в Николо-Бабаевском монастыре, продолжая уже давно начатую им работу над своими знаменитыми сочинениями, принимая посетителей, окормляя своих духовных чад и ведя с ними активную переписку (известно около 800 писем святителя). Его наставлений искали многие выдающиеся люди России: Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, А.А. Плещеев, Н.С. Лесков, князь Голицын, адмирал Нахимов и другие.
 
В 1867 году Брянчанинов тихо отошел к Богу. В кармане его подрясника обнаружили несколько копеек – все его материальное богатство.  Прославлен в лике святых в июне 1988 года.

Однако жизнеописание Игнатия Брянчанинова было бы неполным без упоминания его главного жизненного испытания – сопровождавших всю его жизнь СЕРЬЕЗНЫХ БОЛЕЗНЕЙ. Еще в юности он ушел в отставку с инженерной должности по причине легочного заболевания, имевшего все признаки чахотки, а затем подключилась оспа, ревматизм и другие хронические хвори.

И в этом нет никаких противоречий! Со времен первого пришествия Христа «Царство Божье силою берется», и всем нам не миновать неизбежных при этом страданий и болезней, ведь страдал и Сам Господь, и Его апостолы, и остальные последователи. Страдания эти не только очищают человека («страдающий плотью перестает грешить»), искупляют его грехи, но и означают через сораспятие Христу своей плоти и отвержение мирских ценностей ТОРЖЕСТВО ДУХОВНОГО В ЧЕЛОВЕКЕ и единство его с Создателем.

А выводы из жизнеописания Игнатия Брянчанинова важны тем, что в отличие от жития многих святых, кажущихся нам порой легендами и сказками за давностью передаваемых из уст в уста сведений, факты его биографии доступны, подробно описаны и очень показательны для примера верующим.

Основные поучительные выводы таковы: матерям нужно молиться о своих детях до их рождения и после (молитва матери очень сильна перед Богом); данные Богом таланты обязательно нужно направлять на прославление Бога, что проявляется, помимо всего прочего, и в помощи ближним (а, например, музыкантам, художникам и т.д. важно прославить Господа в своих творениях); и, кроме того, необходимо также смиренно и терпеливо переносить неминуемые в нашей жизни скорби и болезни.

   



 


Рецензии