По волнам моей памяти

П О    В О Л Н А М     М О Е Й     П А М Я Т И .
 Жизнь очень напоминает мне спираль .где каждый виток сменяется ,приятными и не очень ,воспоминаниями .  И каждый такой виток возвращает меня в моё  детство . В одесские дворики и дома ,где по воле судьбы мне довелось жить .  Пусть не везде и далеко не всегда  мне было комфортно и радостно ,но всегда главным оставался тот факт ,что я  родилась в Одессе . Пожалуй этого было порой достаточно ,чтобы почувствовать себя  счастливой и наслаждаться этим замечательным чувством . Возможно именно атмосфера этого необыкновенного города делала всех его жителей ,независимо от статуса благосостояния и веры исповедания ,  счастливыми , Но так ,или иначе ,все его жители впитывали это чувство с материнским  молоком и уже никогда не расставались с ним . Его ,это чувство ,постоянно подпитывала необыкновенная атмосфера города у моря ,на протяжении многих лет воспеваемая поэтами и писателями ,художниками и композиторами , историками и архитекторами . Вобщем ,всеми теми ,кто лишь однажды ступив на эту землю - навеки срослись с нею в единное целое .  Но у каждого из нас остались свои ,личные воспоминания и именно поэтому наш город так многогранен и так любим . И конечно особое место в этих воспоминаниях занимают одесские дворики ,в котрых мы все росли и в которых и заключён тот особый шарм нашего города . И совсем неважно в каком  именно районе был расположен тот или иной двор , все они в целом и создавали необычный калорит ,юмор и нравы ,которые и отличали наш город от всех других городов . С годами Одесса очень изменилась и к великому огорчению одесситов не в лучшую сторону . Но до тех пор ,пока ещё остались дворики нашего детства ,наш город будет жить и процветать .
Мои первые и пожалуй самые яркие воспоминания связаны  с двориком на улице Коблевской 37 ,где я родилась и прожила до девяти лет .  Это были незабываемые для меня годы . Я выросла в семье , где чувство семейственности ,любви и взаимопомощи -всегда ценились очень высоко и именно такая атмосфера была и в нашем дворе . В памяти отлично сохранились буквально все жители этой маленькой ,но очень дружной ячейки общества .  И несмотря на тот факт,  что это были люди разного социального уровня , всех их объединяло одно неоспоримое качество -любовь к своему двору.  Начиная с дворнички ,тёти Кати ,которая каждое утро подметала и вычищала наш уютный дворик , но даже профессор медицины Прендель – самый уважаемый житель нашего двора ,всегда следил за тем ,чтобы дети не сорили фантиками от конфет ,которыми он всегда угощал их . У меня сохранились самые тёплые воспоминания об этом добром человеке .

 У него была дочь . Её также ,как и меня ,звали Леночка и была она на год младше меня . Но с детьми во дворе она никогда не играла .что очень удивляло меня . У неё была личная воспитательница ,фребеличка . Леночка всегда ходила на прогулку с ней за ручку . Гуляли они всегда на Соборной площади . Но однажды ,выходя из нашего двора ,Леночка увидела меня сидящей на скамеечке с книгой . Подойдя ко мне она спросила что я читаю ?
Это была книга “Волшебник изумрудного города”,которую я взяла в библиотеке находящейся  в нашем дворе .  Мне было тогда пять лет .  Видимо Леночку удивило , что я уже умею читать .Придя домой она рассказала об этом своему папе -профессору Пренделю . Услышав это он разрешил дочери пригласить меня в гости . Никогда не забуду то чувство ,которое я испытала   впервые переступив порог их квартиры . Это были настоящие дворцовые хоромы с ванной комнатой и туалетом ,а также огромными комнатами обставленными старинной мебелью . Если учесть тот факт ,что наша семья состоящая из шести человек ,жила в полуподвальном помещении на площади восемнадцати метров ,без туалета и душа ,то можно представить мою реакцию . Но больше всего меня поразила библиотека в кабинете профессора . Я никогда не видела такого количества книг ,даже в той маленькой детской библиотеке ,где я брала свои первые книги . С тех пор я часто приходила играть с Леночкой и мне даже давали читать её книги ,чему я была несказанно рада .
В центре нашего дворика был огромный палисадник ,огороженный красивым кованным забором . Внутри этого цветника стояли лавочки ,где собирались все дети нашего  дворика . Но главным достоянием этого садика были два дерева шелковицы ,которые мы очень любили . Когда приходило время цветения, во дворе стоял такой необыкновенный аромат , что казалось мы все  пропахли им . Но больше всего мы ,дети радовались появлению плодов этой шелковицы . От неё руки наши и одежда окрашивались в чёрный цвет ,что очень расстраивало наших мам ,но мы были счастливы. Вообще ,развлечений у нас было не очень много , но при этом чувство радости никогда не покидало нас . Если у кого то из соседских ребят появлялась новая игрушка ,то все дети играли с ней . Также как и запах вкусного украинского борща ,раздававшийся из открытого окна ,привлекал всех своим ароматом . Помню как моя младшая сестра ,всегда любившая покушать ,услышав этот аромат ,бежала домой за ложкой и потом подходила к источнику  этого  запаха и ждала своей порции .
Я могла бы до бесконечности вспоминать это чудное ,несмотря на бедность ,а иногда и голод, время . Но прожила я в этом замечательном дворике неполных девять лет .


 В те далёкие годы моего детства ,приходилось мне бывать в дворике на Молдаванке , на улице Мечникова 116 ,где жила моя бабушка . Надо сказать ,что это был совсем другой мир ,непохожий на тот ,в котором я выросла . Для меня ,маленькой девочки ,был этот мир непонятен и чужд и я с большой неохотой посещала этот дворик .  Вся атмосфера этого двора ,его жители , абсолютно всё удивляло и иногда даже пугало меня . Мне казалось ,а возможно так и было на самом деле ,что там всегда как-то по особому неприятно пахло .  А ещё было там всегда очень шумно . Даже когда жители этого двора не сорились ,а просто общались друг с другом ,там стоял такой гам и шум ,что казалось сейчас будет драка . Даже разговаривали они на своём особом языке ,не всегда понятном мне . В этом дворике не стесняясь во всеуслушанье обсуждались  “и браки ,и аборты” ,как поётся в известной песне . Это был особый мир ,со своей самобытностью ,говором и нравами ,так прочно закоренившийся в душах старожилов ,что всегда  удивлял  тех ,кто впервые попадал в этот диковинный мир .
 Потом мы переехали жить на Вторую станцию Большого фонтана . Это был новый  пятиэтажный дом ,хрущёвской постройки ,как их тогда ,в начале шестидесятых годов ,называли .  Они , эти дома , росли в то время как грибы ,в нашем городе . Да и пожалуй во всей стране . Это была уже совсем другая жизнь ,вовсе не похожая на нашу жизнь в дворике .
Дом распологался рядом с маленьким парком ,который протянулся от второй до третьей станции Большого фонтана . В центре этого парка находился летний кинотеатр Спутник , в котором показывали все новинки советского и не только , кинематографа . Все жители близлежащих домов с удовольствием  посещали этот кинотеатр ,часто сетуя на то ,что он работает только в тёплое время года . Окна нашей квартиры выходили на телевизионную башню и мне очень нравилось наблюдать ,как с наступлением темноты ,загорались яркие ,красные лампочки на этой вышке . А ещё недалеко от нашего дома ,на третьей станции Большого фонтана , находилось одесское Артиллерийское училище . Многие дети ,особенно мальчишки ,любили стоять у кованного забора этого училища и  наблюдать за военной техникой ,выстроенной на территории . В доме  нашем  жила очень разношерстная публика и поначалу мы все ,и дети и взрослые ,приглядывались друг к другу . Но продолжалось это недолго . Учитывая ,что одесситы -народ жизнерадостный ,в скором времени и дети и взрослые быстро нашли общий язык и интересы . Каждый день у дома собиралось много детей . Девочки  играли в класики или скакалки ,мальчишки гоняли мяч и частенько разбивали окна в квартирах на первом этаже ,но скандалов по этому поводу никто не устраивал . А вечерами ,выпросив у родителей немного картошки ,мы разжигали костёр на краю парка и вымазавшись в золе с удовольствием ели печённую картошку . И небыло ничего вкуснее этой еды для нас .  В этом парке часто по вечерам сидели наши родители , обсуждая радости и печали ,а мы ,немного уже повзрослевшие -делились своими секретами и первыми влюблённостями . Совсем рядом находилась и наша школа , которую посещали все дети нашего и близлежащих домов . Именно в этом парке собрались мы после выпускного вечера и именно здесь мы прячась от родителей в кустах влюблялись и целовались . Закончив школу и получив образование ,я жила здесь до тех пор ,пока не вышла замуж .
А потом жизнь забросила меня в маленький дворик на Малой Арнаутской ,тогда  ул Воровского 91 ,угол Шалашного переулка . Этот район пользовался когда-то не очень лестной славой , но это было давно ,а тогда ,в конце семидесятых годов ,это был обычный и очень типичный одесский дворик .


 Был он совсем маленький и мягко говоря ,не очень уютный .  Во дворе жило всего восемь семей ,многие из которых даже не имели элементарных удобств и пользовались общим дворовым туалетом .  Ходить по этому дворику было мягко говоря очень опасно ,особенно женщинам на высоких каблуках . Был он весь разбит и маленькие дети ,а они были почти в  каждой квартире , часто ходили с разбитыми коленками .Но жили в нём замечательные люди . Я сразу подружилась с одной прекрасной семьёй  Лазебник . У них было два сына и их младший сынок был ровесником моему ,только что родившемуся сыну . Даже имена у наших сыновей были одинаковы . Мальчики с раннего детства были очень дружны ,вместе ходили в школу и занимались бальными танцами ,которыми и руководила моя замечательная соседка Милаша . Эта семья сразу стала мне родной . Я прожила в этом дворике десять нелёгких для меня лет ,но всегда чувствовала поддержку этих замечательных людей .В конце восьмидесятых годов мне пришлось уйти из этого двора ,а чуть позже эта семья эмигрировала в Америку . Но дружба наша только окрепла за эти годы . К моему глубокому  сожалению этих прекрасных людей постигло страшное горе . Их младший сыночек трагически погиб в Америке . Он очень любил наш город и всегда мечтал приехать в Одессу ,но жизнь распорядилась иначе . После  его смерти родители нашли тетрадь со стихами ,которые на протяжении многих лет писал Владик . Все они были  посвящены нашему любимому городу Одессе . Родители издали эту книгу и я получила её в подарок . Часто читая её ,я не перестаю удивляться тому ,как маленький мальчик ,прожив в Одессе чуть более двенадцати лет ,смог полюбить и почувствовать этот город . Его стихи пронизаны такими замечательными, тонкими чувствами , в них столько любви и искренности ,что сразу понимаешь как глубока была его любовь к Одессе .
Позже ,уже в девяностых годах ,я в разное время жила и на посёлке Котовского ,и на посёлке Таирова . Но это уже были высотки ,двенадцати ,четырнадцатиэтажные  дома и жизнь в них была совсем не похожа на жизнь в одесских двориках . Точно также ,как не похожа стала на себя та Одесса моего детства . Пройдут годы и в одесских двориках по прежнему будут рождаться дети , но к сожалению они уже не увидят той ,моей Одессы  и будут писать уже о своих одесских двориках . А пока ,живи моя Одесса и процветай ...


Рецензии