Первый курс

  Сегодня забирал сына к себе на выходные и услышал от бывшей, что «с рождением ребенка ты должен был повзрослеть».
  Позже вечером читаю малышу вслух книжку, рассматриваю картинки. На странице девушка в красном сарафане с длиннющей косой провожает юношу. Вспоминаю..


 сентябрь 20..го:


 - Ну ты же не в армию уходишь, - вздохнула Злата и встала, чтобы расчесать свои длинные ниже пояса волосы, - зато Новый Год проведём вместе.
 Ее равнодушный тон притягивал. У меня оставалось меньше часа. В дверь позвонили.
 - Это ко мне.., я сейчас, - Злата вышла и вернулась, когда я должен был уже идти. Молча продолжила ухаживать за собой.
 Как за эти несколько месяцев она сумела завладеть моей волей? Вернись она на час позже, я бы все равно остался ее ждать, опоздав на поезд.

  По дороге на остановку я забежал домой. Отец спал под работающий телевизор. Сложив в сумку пакет с тем, что собрала в дорогу мама, я выскочил обратно на улицу и добежал до маршрутного такси.

 Дав проводнице мятые рубли, я зашёл в общий вагон. Забито не было и мне повезло найти верхнюю полку.
  Мысли не дали быстро заснуть.. Зачем я уезжаю отсюда? Ну пошёл бы на заочку, устроился работать. Появились бы какие-то деньги наконец. Кажется, я нравлюсь ее маме. Женимся.. Вместо этого, я еду учится в большой город, где никого не знаю..
  Я сам этого хотел.

 - Конечная! Просыпаемся! Дальше поезд никуда не идёт! - разбудил меня женский простуженный голос.
 Шесть утра. В проходе вагона уже стояла очередь из людей с чемоданами между. Каждый из них не замечал других и как будто продолжал спать. Я посмотрел в окно. На перроне люди в похожем состоянии, но заставляют себя двигать ногами и торопиться.
  Ещё темно. Холодно. До следующей электрички два часа.

 Студенческое общежитие было старым пятиэтажным зданием. Каждый этаж представлял собой длинный коридор с дверьми по бокам. Общий мужской туалет в одном конце коридора и общий женский в другом. Также на этаже была общие кухня с газовыми плитами и душевые без горячей воды.

 В комнате жили обычно по два человека. Меня поселили одного, чему поначалу я очень обрадовался.

 Считая до Нового года дни, я звонил Злате с автомата. Осенью было уже достаточно холодно а в тесной будке таксофона, пока мы говорили, становилось тепло. Иногда трубка пахла приятными духами, но чаще чьим-то одеколоном или больным желудком.
 
  Впрочем о себе я тоже мало заботился. Лишь сейчас, живя один, я обнаружил, что все, что умею готовить - это яичница с гречневой кашей. Я даже не знал, что делать с куском сырого мяса. Тарелка горячего супа стала моим желанием.
 А на учебу уходило много сил и потому часто хотелось есть. Через месяц джинсы начали спадать с меня. Мне был нужен теперь пояс.

 Помню как-то варил гречку на кухне а соседка по этажу, высокая блондинка, выкладывала сердечками ветчину на сковородке. К ней часто приходил скромный парень интеллигентного вида, наверное, одногруппник. Он приносил ей уже решённые лабораторные работы, свои конспекты и цветы.         

  Сегодня девушка была явно в приподнятом настроении, поскольку поздоровалась со мной сама в первый раз за все время. На ее щеках был румянец, то ли от того, что она торопилась, то ли от жара плиты.

  Когда она вышла, я прошёл за ней, делая вид, что случайно прохожу мимо ее комнаты. Того парня за ее столом, где они решали домашние задания, не было. Вместо него сидел незнакомый (после я видел его у неё раз в неделю-две) мне мужчина с голым атлетическим торсом. Красавчик курил прямо в ее комнате. Больше я рассмотреть не успел, дверь закрыли. 

  Я постоял в коридоре ещё какое-то время, глядя на ее закрытую дверь. Мной овладело стыдное любопытство. Мое воображение было прервано запахом подгоревшей гречневой каши. Бегом вернулся на кухню. Почти успел..
 Уже у себя в комнате выскреб с кастрюли все, что не сгорело. Хотелось скорее завершить этот день и я лёг на кровать.

  В те годы я просыпался всегда от будильника, а не до него (это прекрасное свойство молодой нервной системы я могу оценить лишь сейчас).
 Тем утром будильник на мобильном не звенел, когда я открыл глаза. Потому сначала испугался того, что проспал, и потом того, что в комнате я не один. На кровати у противоположной стены кто-то негромко посапывал.

  Я огляделся -  все вещи и мебель были на своих местах. Выйдя за дверь с сигаретой, я стал у большого окна с открытой форточкой. Тогда курил ещё редко и по особым случаям. Делая длинные затяжки, я держал нос наружу к холодному воздуху. Мне почему-то казалось, что это делает перекур менее вредным.

 Вернувшись в комнату с коридора, я почувствовал запах спирта и пота.
 Зазвенел мой будильник. Когда же он вошёл? Так бесшумно, как ниндзя. Ладно. Отдыхай, вижу, ты устал очень. Брать тут у меня все равно нечего..
 Я тихонько оделся и пошел к троллейбусной остановке согласно своему расписанию…



 - Папа, а это хороший дядя? - сын показывает на картинку с румяным парнем в лаптях на печи.
 - Хороший и очень добрый, - отвечаю я…


 
 … Моего соседа по комнате, которого так бесшумно заселили ко мне ночью, звали Алексей. Студент третьего курса. С острыми чертами лица и хорошей осанкой. Ходил он быстрым шагом, гордо поднимая голову.

  Вечером Лёха работал официантом в ночном клубе и возвращался поспать под утро. В нерабочие дни он часто напивался с кем-нибудь из общежития. И, если никого не было, он начинал пить сам с собой в комнате.
  Пару раз я даже пробовал составить ему компанию. Но это было каждый раз неинтересно. Казалось, его не интересовал сам процесс. Лёха старался накидаться как можно быстрее. Даже когда он приносил с работы дорогой импортный алкоголь, он пил его одинаково безразлично, не расставляя акцентов на составе и годах выдержки.
  Достигнув нужной кондиции, Лёха доставал из своей тумбочки толстую книгу русских сказок и читал ее лёжа на кровати. Поначалу я не понимал его любовь к народному эпосу. Я видел в этом этакий мистический ритуал и относился к происходящему с большим уважением.

  Несмотря на первое впечатление, конченым алкоголиком мой сосед не был. Начитанный, он наизусть знал и цитировал Сергея Есенина.
  Когда он учился? Я ни разу не видел его за учебником, но мне он часто помогал. Особенно в естественных предметах. У него они шли как-то легко, совсем без надрыва. Он тратил часы объясняя мне принципы физики. Причём делал это от души, никогда не ожидая чего-нибудь взамен. Я понимал его лучше чем седых солидных лекторов нашего вуза.
  Лёха зарабатывал официантом нормальные деньги. Но его щедрость и куча приятелей, пивших за его счёт, не давали ему разбогатеть…



 - Яга..,
 - Да, сынок, Баба Яга, -
 С доброй улыбкой и метлой в руке, в этой книге она нарисована скорее как положительный герой. И чисто по-мужски мне ее жалко...
 


 … Через стенку в соседней комнате жила Светлана. Серьезная, самостоятельная и приветливая девушка с тёплыми оленьими глазами. Аккуратные черты лица, а вот ниже губ что-то пошло не так: будто весь оставшийся материал, чтобы не выбрасывать, пошёл в эту часть. Поэтому подбородок и скулы выглядят по-мужски крепкими.

  У Светы был свой персональный компьютер, какие до этого я видел в игровых клубах. В общежитии они начали появляться недавно и были скорее роскошью. Меня они интересовали исключительно как средство для просмотра художественных фильмов. Собственно моя любовь к кино подружила меня со Светой.
  Я покупаю дешевые шоколадные конфеты и напрашиваюсь на чай. Света ставит фильмы и вдобавок угощает меня бутербродами с сыром.
  Стараюсь быть интересным собеседником. Личные темы не поднимаю, но думаю, что она давно одна.

  Этажом выше живет подруга Светы Влада. Они обе на пятом курсе и с одного города.
  По моим представлениям Влада по-настоящему красивая девушка. Большие глаза с кошачьим изгибом по бокам. Маленький рот и пухлые от природы губы. Правильные пропорции плеч, груди и бёдер. Здесь даже были стройные ноги с узкой коленной чашечкой.

  Вчера к Свете пришла автобусом передача от родителей. Ее холодильник плотно забит продуктами. Влада крутится вокруг Светы как правило в эти дни.
  Я зашёл помочь настроить принтер. В ее комнате по-домашнему уютно, даже не хочется уходить. Посередине стоит шкаф, разделяющий площадь на маленькую кухню и спальню с окном.
  Влада сидит за кухонным столом. Не стесняясь меня, она продолжала есть. Я сел напротив неё. Первый раз могу так любоваться ею вблизи. Она даже не замечает меня. Взгляд холодный, но ей это идёт. 

  Хозяйка суетится с тарелкой для меня, но я делаю вид, что не обращаю на еду никакого внимания:
 - Я бы не отказался от чая, - вежливо отвечаю а в животе слышу жалобное урчание.

  Обе старше меня. Смотрю на них скорее как на взрослых женщин. Стесняюсь. От моих красных щёк сейчас можно получить ожог.

 Света, по теплому, как мама:
 - На выпускных вечерах рассвет ещё встречают?
 - Да, я со сторожем встретил, -  стараясь казаться старше, я ответил вдумчиво. И, делая паузы между предложениями, продолжил:
 - Я пошёл девушку провожать, а вернулся уже к закрытым дверям школы, где предложил сторожу вина, чтобы разделить остаток моего праздника. Вот так, на скамейке, вдвоем мы встретили мой выпускной рассвет..
  - А у вас все серьезно? - Влада первый раз заговорила со мной.
  - Со сторожем? Нет, с тех пор я его не видел.
 Девушки громко засмеялись. Особенно Света: искренне, широкой улыбкой. Я заметил, что у неё нет одного зуба сбоку в верхнем ряду. А над уголками рта - маленькие черные усики, как будто она не до конца вытерла губы после еды.

  Влада с интересом слушает и смотрит мне в рот. Затягивает приторный рассказ про свой выпускной. Мне становится неинтересно. Не дослушиваю ее, допиваю чай, встаю и иду к письменному столу настраивать принтер.
 Она долго смотрит в мою сторону, будто угрожает превратить меня взглядом в камень.
  За спиной у меня они какое-то время сидят и потом Влада обиженно уходит. 
  Плохо иметь рядом врагов, но без них мне ещё хуже.

  От Светы я ушел поздно ночью. С кухни слышу Лехин голос и радостно спешу туда. Однако останавливаюсь.. с ним Влада. Меня они не видят. Подслушиваю приблизительно следующий диалог:
   Лёха, всхлипывая (он опять был пьян) :
     - Как ты можешь быть такой жестокой..?
   Влада, с раздражением:
     - У нас даже ничего не было. Я думала ты все понял полгода назад. Забудь меня уже..



 - Мама! - сын показывает на снегурочку в синей шубке, со снежинками на плечах и ресницах.
 - Да, и вправду похожа…- говорю...



  ...С тех пор Алексей перестал ходить на работу. В институте я его не видел. Он пропадал днями и не ночевал. Иногда водил к нам каких-то непонятных незнакомых мне людей. Вместе они пили. Он занял у меня первый раз деньги. Потом ещё.
  Мне было тяжело наблюдать за его траекторией. Но помочь ему я никак не мог. Лёха никогда не обсуждал со мной свои личные переживания.

  Между тем, дело шло к сессии. Первый экзамен. Готовлюсь как всегда в последний день. К полночи у меня еще больше половины невыученных билетов.
Глаза устали и болят от слабого света настольной лампы. Производительность резко падает. Тянет на сон.
 Хорошо, что есть банка растворимого кофе. Размешиваю две столовых ложки и быстро выпиваю, обжигая язык. Догоняюсь сигаретами. И так продолжаю готовиться в течении ещё двух часов пока не пришёл Лёха.
 Он был не один.

 За нашим кухонным столом сидела бледная девушка с мутными глазами. На лицо лет пятнадцать. Школьница. В грязных штанах и растянутом свитере. Если бы не бандана на голове и проколотый кольцом нос, подумал бы, что она бездомная.
 Я вышел, чтобы им не мешать.

  Гуляю по коридору до другого крыла и обратно. Идеально тихо. Лишь за одной дверью играло: 
                «Я возьму тебя и прижму
                Как родную дочь..»

 Знаю всех за каждой дверью, что прохожу:
  - Что же вы спите уже, студенты?! Или вам так давно было по семнадцать лет..? Скучно.., - обращаюсь ко всем про себя.
  А до утра остаётся не так много. По-хорошему надо бы ещё пару часов поспать.

  Вернулся в комнату. Свет выключен. Слышу на моей кровати шуршание и шёпот. Я с шумом подошёл к столу забрать учебники. Затихли. Пахнет откровенно несвежим нижним бельём. Я поспешил поскорее убраться обратно в коридор.
  Сразу, как закрыл за собою дверь, возня за ней возобновилась. На секунду представил все происходящее там и тот запах.. меня почти стошнило.

  На душе тоскливо и темно, как в этом коридоре. Иду на кухню. Тут хорошее освещение и есть стол. Жаль, забыл учебник. Я все ещё не готов к завтра… Нет, лучше пойду на пересдачу, чем снова зайду к ним туда..
  Сидя за столом, засыпаю.

 Мне снится длинный коридор с одинаковыми дверьми. Я иду на голос Златы, дергаю каждую дверь за ручки. Все закрыты. Наконец, одна открывается. Но она ведёт в другой, точно такой же коридор.
  Все повторяется несколько раз, пока не подхожу к уже полуоткрытой двери. За ней вижу Злату. Пытаюсь сделать шаг, но не могу открыть дверь шире, чтобы войти. Начинаю стучать по двери ногой…

  Меня разбудила пожилая уборщица. Она тыкала мне в ногу под столом шваброй:
 - Чего ходули свои, как осьминог, расставил! Видишь, я полы тут мою!
 - Простите. Доброе утро, - я извинился перед бабушкой.
 Было где-то часов семь утра. Мои наручные часы в тот день пропали из комнаты, я их больше не видел.
 
 Вечером того же дня Лехи уже дома не было. Я открыл нараспашку окно, чтобы проветрить. Скинул на пол постельное белье и, закурив, присел на голый матрас. Кровать подо мною плавно съехала в сторону, скрипя сломанными ножками.
 Я пошёл искать по общаге инструменты.
 После того разговора у Светы, Влада меня не замечала, даже не здоровалась. Поэтому было неожиданно, когда встретив меня на этаже, она попросила донести до душевой ведро нагретой воды.

 Я смотрел на ее голые коленки, вызывая в ее глазах самодовольство, какое часто видишь на лицах красивых женщин, когда на них пялишься. Но, на самом деле, глядя на полное ведро воды и миниатюрную Владу, я вспоминал, как мой отец спокойно обходился всего лишь одним чайником.

 - Спасибо. Что я могу сделать взамен? - спросила Влада
 - Найди мне отвертки, - вежливо попросил я.

  Инструментов не нашёл. Взял чайную ложку и стал пытаться закрутить ей на кровати шурупы. Вроде починил, но с трудом. Так увлёкся, что даже не повернулся в сторону Влады, когда она зашла…
  Что ей нужно? Я  вспомнил как она наяривала бутеры тогда у Светы. А у меня тут только кастрюля слипшихся макарон, даже масла нет..

  Влада подходит и прижимается ко мне. За распахнутым окном зимний холод. Она в том же синем халатике после душа.
 - Ты бы хоть дверь закрыла что-ли, - говорю я ей с улыбкой. Это скорее всего какой-то розыгрыш с ее стороны.
   Чувствую запах ее кожи и переживаю, что сейчас зайдёт Лёха… Но, с другой стороны, может мне отомстить за него?
 
  Кладу свою руку на ее подколенную ямку и медленно веду ладонью вверх до бёдер. Ее нога шершавая, в мурашках от холода..
 На этом шаге я всегда получал от Златы по рукам - наши отношения с ней были чистыми, практически платоническими.

  Шепчу Владе, держа руку у неё под халатом:
 - Пошла вон..

 Злата была холеным избалованным котёнком. Сейчас же я лежал со взрослой кошкой.
  Впрочем, Злата ведь просто младше ее и уже сейчас она была жестокой. Я начал вспоминать теплые моменты наших отношений.. Ничего подходящего вспомнить не получилось..
  Предложение «Пошла вон» поднялось от груди к голове, постучало по вискам, потом вернулось к груди. Затем медленно сползло к животу и заглохло где-то ещё ниже...

 С окна дует снегом. В комнате максимум плюс пять. Мне жарко и дыхание сбилось, как после стометровки.
  Влада распаренная, вместо мурашек у неё на бёдрах красные пятна от моих рук. Пальцами водит по моей лысой пацанячей груди, положив голову мне на живот. Бессовестно смотрит мне в глаза:
 - Что тебе сделать? Не стесняйся, - ее тело и ноги покачиваются.
Наглость шевелила ее губами и языком.
 - Принеси мне отверток, - говорю.
 


 Переворачиваю страницу.
На белом коне, в кольчуге, богатырь стоит перед камнем.
 - Куда дядя пойдёт? - почти засыпая, спрашивает сын.
 - Он и сам не знает пока...



 … Влада стала ходить в гости регулярно. Не стеснялась.
 Лёха, выселился с общаги, не предупредив. Только оставил мне на тумбочке всю сумму, что назанимал. Было немного обидно, что он даже не попрощался. Но все равно к нему у меня остались самые тёплые дружеские чувства.

  К концу декабря кровать стала уже приседать на две передние ножки, как дрессированная лошадь в цирке.
 Очередной раз подкручивая болты, звоню по мобильному Злате:
 - Я скучаю. Ты в порядке? - спрашивает она.
 - Да норм.
 - На Новый Год я с родителями на юг поеду...
 Я вспомнил наше с ней последнее лето, песок и горячее солнце пляжа. Злата выходит из моря и выжимает свои длинные волосы мне на горячую спину: «чтобы не сгорел»…

  И почему я не хранил это воспоминание поближе? Нужно держать все такие моменты в памяти на каждый случай, как этот набор отверток. И доставать по необходимости. Может тогда б не наделал глупостей..

 - У тебя точно все хорошо? - переспрашивает меня Злата.
 - Да.., сплю только мало. Слушайся маму там….



  Мой малыш уже тихонько сопит. Глаза красивые от Влады. Она родила, когда я был на втором курсе. Я перешел на заочную форму обучения, чтобы работать и снимать нам хоть какое-нибудь жилье.
  Следующие несколько страниц с иллюстрациями вырваны. Да и вспоминать не хочется. Неважно. Линию между взрослыми и детьми провести так и не получилось.

  Я выключил в спальне свет и сел на диване в зале. На колени ко мне тут же прыгнула Света. С ней уютно, как и тогда на первом курсе. Передо мной бутерброды с сыром.
 - Посмотрим что-нибудь? -  спрашивает она.
 - Давай только что-нибудь веселое. 


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.