Как вермахт прорвал Линию Мажино

Как вермахт штурмовал "непроходимую" систему французских укреплений.

Небольшое предисловие.

Многие российские любители военной истории, как оказалось, не знают, что во время знаменитой 6-недельной войны, в ходе которой вермахт разгромил Францию и ее союзников, немцы прорвали (именно прорвали, т.е. взяли штурмом) Линию Мажино. Виновата в этом, судя по всему, школьная история времен СССР, которая утверждала, что эта мощнейшая линия укреплений была лихо обойдена немцами с фланга - через Голландию, Люксембург и Бельгию. Однако, как всегда, все оказалось несколько сложнее: во-первых, Линия Мажино прикрывала всю границу Франции, от границы со Швейцарией до атлантического побережья (т.е. и границу с Бельгией), т.е. немцы ее, грубо говоря, все-таки прорвали на бельгийском участке, а во-вторых, 14 июня 1940 года немцы начали операцию "Тигр", цель которой - прорыв укреплений, сооруженных французами непосредственно на границе с Германией.

И, если бельгийский сектор Линии Мажино был, так сказать, относительно слабым, то уж на немецкой границе французские военные архитекторы оторвались вовсю. Но это им не помогло.

Небольшая справка
Линия Мажино - система укреплений построенных на границе с Германией общей протяженностью около 750 км. Включала в себя 5 укрепленных районов (бельгийские пограничные укрепления, крепостной район Мец, Саарский район, крепостной район Лаутер, рейнские пограничные укрепления), подразделявшихся на 18 укрепленных секторов. Названа по имени благословившего ее создание военного министра А. Мажино. Строительство было начато в 1929 году. Введена в строй в 1936 году. Основная цель - пассивная оборона границы с Германией, поскольку, как полагали французы (и, кстати, правильно) основные боевые действия должны были развернуться на бельгийской стороне.

Основным элементом линии был "ouvrage" - большое фортификационное сооружение, состоявшее из нескольких блоков, соединенных системой подземных галерей. "Овражи" могли быть "большими" (англичане называли их "крепостями") и малыми ("форты"). Большие "овражи" вооружались артиллерией: пушками (75-мм), гаубицами (75-мм и 135 мм) и минометами (81-мм). "Крепостей" было построено 44, а "фортов" - 58. Помимо них был построен 341 пулеметный каземат. Защищали все это богатство около 140.000 человек.
Войска, оборонявшие линию, получили красивую эмблему с не менее красивым девизом "On ne passe pas", который несколько вольно можно перевести как "Через нас не пройдешь".

Операция "Тигр"
Задача прорыва германского участка Линии Мажино была поставлена перед войсками генерал-полковника фон Лееба. Однако, приступить к ее выполнению генерал смог только к середине июня. Объяснялось все очень просто: в его распоряжении не было осадной артиллерии.

Как оказалось, немецкие стратеги уже в середине 30-х годов прикинули, что им придется штурмовать мощные укрепления французов, и отдали приказ по подготовке соответствующих орудий. Однако, к началу кампании (напомню - 1940 год) они готовы не были, и ставку пришлось делать на орудия времен первой Мировой войны и гаубицы (305-мм и 420-мм), захваченные у чехов. Однако и они были заняты - на штурмах бельгийских фортов. Только в начале июня немецкая "осадная артиллерия" была переброшена к фон Леебу.

Впрочем, и здесь все пошло не так - французские укрепления оказались не по зубам осадной артиллерии вермахта. Например, башня 75-мм орудий крепости "Fermont" выдержала прямое попадание 305-мм снаряда чешской гаубицы.

Без предварительного подавления огневых точек французов атака оказалась невозможной. В этом немцы убедились при штурме самого слабого участка ее участка в районе Саара - в течение 14 июня части 1-й армии не смогли прорвать линию укреплений, потеряв до 1.000 человек погибшими и более 4.000 ранеными.

Выход был найден с чисто русской смекалкой: для уничтожения французских ДОТов немцы подтянули свои позже ставшие знаменитыми 88-мм зенитные пушки (8,8 cm FlaK 18/36/37). И пушки эти оказались, что называется, на высоте: с дистанции, недоступной артиллерии противника, они всаживали снаряд за снарядом в одну точку до тех пор, пока амбразуры штурмуемого оборонительного сооружения не превращались в груду искореженного металла или щебня с торчащей арматурой. После этого к самому сооружению подходили саперы, и французам оставалось или геройски погибнуть или сдаться. И чаще всего они сдавались.

Кстати, далеко не все знают, что на эти пушки впервые обратил внимание Гитлер. Он сказал, что из пробивная мощь очень велика. Она была испробована на учениях против фортов на границе с Чехословакией (это государство было подарено немцам на тарелочке с голубой каемочкой Британией и Францией, но укрепления на границе с Германией остались. На них-то и потренировались немецкие артиллеристы). Вообще 88-мм орудия оказались универсальными. Они были и зенитными, расстреливали прямой наводкой наши танки Т-34 и КВ-1, их устанавливали  на немецкие подводные лодки, на немецкие танки «Тигр».

Уже 15 июня немцы, учтя полученный опыт, смогли прорвать Линию Мажино на Рейне, несмотря на мужество гарнизонов, оборонявшихся до последней возможности: практически все сооружения были захвачены после выведения из строя вооружения и гибели до половины состава защитников.

Лучший результат показала 215-я пехотная дивизия: после того, как артиллерийская подготовка (было выпущено 3.000 снарядов) результатов не дала, на прямую наводку были выкачены зенитки, расстрелявшие бронеколпаки наблюдения и расчистившие путь саперам. С такой тактикой за один день 19 июня дивизия взяла 22 каземата, потеряв 31 человека убитыми и 108 - ранеными. Французы потеряли 15 человек убитыми, а 1480 сдались в плен. Дивизия прорвала Линию Мажино в центре т.н. "большого овража".

Эпилог
Таким образом, немцы не только обходили Линию Мажино через Бельгию (если, конечно, забыть о ее бельгийском участке), как часто говорят сегодня бывшие советские школьники, но и в целом успешно штурмовали ее в лоб, прорвав на самом сложном отрезке - линии границы с Германией. Причем в нескольких местах. 24 июня 1940 года генерал-полковник фон Лееб получил Рыцарский крест, а 19 июля 1940 года был произведен в генерал-фельдмаршалы.


Рецензии