По блату

Когда-то в 1959 году я окончил среднюю школу и передо мной встал очевидный вопрос – куда двигаться дальше? Большинство моих одноклассников подали заявления в ВУЗы, а я колебался  в размышлениях. У меня не было ясного понимания кем быть. Странно, но нет его и сейчас!

Многие ребята и девчата поступали в КАИ (авиационный институт). Это было очень престижно, ведь в небе уже несколько лет издавали позывные «бип-бип-бип» спутники земли! Кто-то пошел в КГУ (университет) как мой отличник-одноклассник на метеорологическую специальность географического факультета. Позднее он уехал в Новосибирск и стал там ведущим метеорологом.  Кто-то в КХТИ (химико-технологический институт). Призыв: «Химизация всей страны» еще не был забыт.

Я, конечно, тоже мог бы попробовать подать документы куда-то, но мой троечный аттестат вызывал сомнения. Я по тогдашнему определению учителей был учеником способным, но ленивым. Пятерки в аттестате по рисованию и черчению только подтверждали эту мысль! Но был еще вариант – отложить поступление в ВУЗ на два года и пойти работать. В то время трудовой стаж давал возможность поступать на учебу в институт вне конкурса, заодно и у меня должна была созреть мысль кем же мне стать?  Так укрепилась в голове решение пойти на завод.

Тогда в Казани начинал работать завод МАТМАШ (завод математических машин). Очень, надо сказать, модное по тем временам направление. Сегодня он, конечно, сгинул в вихре приватизации. А тогда было выстроено одно здание, и работал один цех. Завод еще продолжал строиться и люди, судя по всему, там были нужны. Решено – иду на завод. Но как туда попасть? Идти в отдел кадров? Но мне хотелось попасть в сборочный цех, созидать эти самые математические машины. Слово «компьютер» тогда употреблялось редко, и не было в ходу.

Тут кто-то из родственников вспомнил, что наш человек, чей-то дядя (сват, брат) работает на этом самом заводе начальником охраны. Вот оно! Нашли телефон, позвонили, договорились! В середине июля я пришел на встречу к проходной завода. Встретились, обсудили, и я попал в группу учеников слесарей сборщиков. Поскольку группа только набиралась, и занятия должны были начаться осенью, меня направили временно на стройку разнорабочим. Надо, значит надо!

Попал я в бригаду из трех человек, таких же, как и я молодых ребят. Они, помнится, были ребята из деревни и привычные к физическому труду. Строили пятиэтажные дома по улице ныне именуемой Сибирский тракт. Работа разнорабочего известна - выносили строительный мусор, разгружали вручную кирпичи из бортовых грузовых машин, копали канавы.

Однажды дали нам задание выкопать траншею шириной один и глубиной два метра. Какую-то трубу потом в нее разместили. Землю копать - не легкая работа. До метровой глубины как-то дело идет, а далее выбрасывать землю из траншеи становится все тяжелее. А что уж говорить о большей глубине на глинистом грунте. Вот тут-то я и почувствовал необходимость умения работать с двух рук. Ребята, работавшие со мной, этой техникой владели, пришлось освоить и мне - то с правой руки, то с левой.

В общем, освоил я специальность разнорабочего и в сентябре пошел на повышение, стал подсобником каменщика.

А умение работать с двух рук по жизни иногда бывает нужным. Недавно, окучивая картошку в огороде, я вспомнил о давно приобретенных навыках и написал этот рассказ.

Рустам Ишмуратов
ishmuratovr@mail.ru


Рецензии