Ч. 162 О пользе внимательного чтения

Предыдущая страница  http://proza.ru/2021/06/02/741

По моему мнению, главными героями были не адмиралы, а те, кого называли нижними чинами, - матросы. Но приходится писать только об офицерах и адмиралах, потому что только о них сохранились письменные свидетельства минувших веков, поэтому прошу Вас, дорогой читатель, сквозь  страницы повествований об адмиральских судьбах постараться увидеть безвестных героев-матросов, которые ушли из жизни, не оставив после себя никакой документальной памяти.

О них упоминают в архивных документах только в численном выражении: офицер такой-то, а с ним столько-то нижних чинов. Но именно матросы несли самые большие тяготы, они умирали из-за невероятно тяжёлых условий жизни и службы, становились никому не нужными инвалидами.

Их могил мы не найдём на мемориальных кладбищах, и не только потому, что многие похоронены в море. Никому память о них не была нужна и на земле.

1830 год оказался насыщенным событиями разной степени значимости. В Европе было неспокойно. Во Франции летом началась революция. Всё, как положено, с баррикадами на улицах, грабежами и поджогами. Возмутителями спокойствия выступили студенты, которых поддержали часть солдат и жители Парижа.
 
Однако, как это всегда бывает при революциях, к власти пришли совсем не те, кто сражался насмерть на баррикадах, а те, у кого были деньги, причём, очень большие деньги - крупная буржуазия. Наступило время, именуемое в истории золотым веком французской буржуазии.

События во Франции отозвались громким эхом в Польше, находившейся под властью Российской империи. Польская шляхта никогда не расставалась с мыслью избавиться от русских и воссоздать Речь Посполитую в границах 1772 года.
 
Между прочим, речь шла о территориях, которые населяли украинцы, белорусы и литовцы, но их мнение польскими националистами в расчёт не принималось. Когда весть о французской революции пришла в Варшаву, поляки решили, что их час настал.
 
Революционное настроение охватило всё польское общество. Настроение быстро перешло в практические действия. Повстанцы захватили Варшаву, русские войска во главе с наместником, царским братом великим князем Константином Павловичем,  изгнали за пределы Польши.

Но радость восставших была кратковременной. Восстание подавили, все гайки, по традиции, крепко закрутили. Три тысячи поляков отправили служить матросами в Черноморский и две тысячи в Балтийский флот.
 
Тысяча человек попала в Отдельный Сибирский, и столько же в Отдельный Оренбургский корпус. Больше всего поляков, девять тысяч шестьсот человек, надели солдатскую форму Отдельного корпуса внутренней стражи.

Всем им предстояло тянуть матросскую и солдатскую лямки пятнадцать лет. Это, не считая расстрелянных, повешенных и отправленных на каторгу в Сибирь.

Вот в такое «весёлое» время крепостной дядька привёз из Курска в столицу поступать в Морской корпус Стефана, сына курского гражданского губернатора Лесовского.

Следуя наставлениям, полученным от Стефана Ивановича, дядька доставил мальчика к губернаторскому другу, который на следующий день вместе с отроком и сопроводительными документами явился в Морской корпус.

Директор Морского корпуса вице-адмирал Иван Фёдорович Крузенштерн - его назначили на эту должность в 1827 году - был отчаянно смелым в море и очень осторожным с начальством. Но это наша давняя традиция.

Иван Фёдорович полистал документы: действительный статский советник, курский гражданский губернатор Стефан Иванович Лесовский просил принять его сына на обучение.
 
Должность просителя большого впечатления на адмирала не произвела. Мало ли в России чиновников! Да к тому же, имя и фамилия явно польские. Он бегло перелистал бумаги, положенные на стол просителем, но внимательно читать не стал.

Официального указания не принимать поляков ещё не было, но Крузенштерн был не лыком шит и не хотел в будущем никаких неприятностей, потому что списки поступавших просматривал лично царь.

Вице-адмирал с сожалением развёл руками: рад бы, да мест нет, приём уже закончился. Кроме того, не хватает ещё нескольких справок. Посетитель, который привёл мальчика, спорить не стал. На нет и суда нет.
 
Он взял протянутые адмиралом бумаги, откланялся и вместе с мальчишкой ушёл. Крузенштерн облегчённо вздохнул, пододвинул стопку бумаг, лежавших на столе, и углубился в чтение, моментально забыв о посетителях.

А зря. Через две недели на его стол легли документы со знакомой фамилией. На сей раз они поступили с сопроводительной бумагой, подписанной начальником Морского штаба адмиралом Александром Сергеевичем Меншиковым:

«Государь император высочайше повелеть соизволил курского гражданского губернатора действительного статского советника Лесовского сына Стефана принять в кадеты Морского корпуса на имеющуюся в оном вакансию, а другого сына его, Аркадия, записать для поступления в сей корпус в кандидаты.

Уведомляя ваше превосходительство о сей высочайшей воле, для зависящего от Вас исполнения, честь имею препроводить при сём полученные мною от г. министра внутренних дел две выписки из метрик о рождении сыновей Лесовского, и четыре свидетельства об их познаниях и привитии им предохранительной оспы».

Крузенштерн задумчиво смотрел на сопроводительную с размашистой подписью светлейшего князя, размышляя, какие же высокие покровители имелись у Лесовского, чтобы так быстро добиться повеления императора о приёме уже не одного, а двух сыновей, причём на казённый кошт.

Вторая сопроводительная всё поставила на свои места:

«Милостивый государь Иван Фёдорович
Бывший курский гражданский губернатор Лесовский, по случаю определения детей его в Морской кадетский корпус, просил меня доставить к Вашему превосходительству формулярный о службе его список. Имею честь помянутый список  препроводить.
 Закревский».

Рассказывать Крузенштерну, что граф Арсений Андреевич Закревский был министром внутренних дел, не требовалось. Когда же он стал читать послужной список Лесовского, то пожалел, что не сделал этого с самого начала.

Продолжение http://proza.ru/2021/06/04/841

Директор Морского корпуса Иван Фёдорович Крузенштерн


Рецензии
Главное, вовремя поправиться.

Василий Овчинников   07.06.2021 06:23     Заявить о нарушении
Особенно, когда начальник поправит!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   07.06.2021 14:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.