Против пелевинщины в соцсетях

   Субъективное восприятие и критическое отношение к фанатам творчества Мэтра и пелевинским цитатам в соцсетях.
 
   Всем привет! Во мне долго созревало и наконец вызрело желание высказаться по поводу всех таких различных, и одновременно одинаковых, как по шаблону, пелевинских групп в Сети. На каждом Сайте по сотне групп наберётся. То же самое можно сказать и о кастанедовских группах, то есть о тех, где собираются фанаты творчества одного автора. Какого выбрать автора в качестве иллюстрации для своих размышлений без разницы, поэтому я остановился на том, которого знаю, читал, люблю, чьё творчество мне нравится, но является неоднозначным, и чья личность загадочна. Для меня Пелевин – человек необыкновенный, талантливый, интересный и притягательный, как и для многих. О его личности ничего сказать не могу, так как с ним не знаком, а доверять слухам не имею желания. Но не для всех. Много и тех, кто равнодушен к личности писателя и его творчеству, и тех, кто негативно настроен, не воспринимая его текстов, не находя в них ничего талантливого и, хотя бы интересного, не понимая ажиотажа вокруг его имени и того напускного тумана, которым окружил себя писатель, обвиняя в искусственном создании имиджа Провидца, не принимая и не признавая его как великого русского мистического писателя. И каждый имеет право на свою точку зрения и своё отношение к пелевинским произведениям. Они могут нравиться, ими можно восхищаться, о них можно спорить, их можно критиковать, и есть за что, а можно не замечать.
   Но я не о Пелевине хотел ведь сказать и не обсуждать его произведения. Людям, которым интересно, близко, понятно его творчество создают группы, сообщества, фан-клубы, где и тусуются. Обычное дело. Кто-то фанатеет от любимых артистов, спортсменов, политиков, кто-то от писателей. Людям нужны авторитеты, вожди, лидеры мнений, образцы, идолы и «звёзды». Но всё ещё проще – люди хотят общаться и тусоваться, искать себе подобных, чтобы не чувствовать себя одинокими и разнообразить свою серую действительность сотнями оттенков серого. Дело в том, что яркость того же Пелевина, их кумира, резко оттеняет серость его поклонников, сбивающихся в любое стадо, чтобы совместно ощущать общность интересов и желаний. Только стадный инстинкт никого ведь не сделал ярче.
   Разве люди выражают свою индивидуальность, выдёргивая из чужих текстов цитаты и печатая их в Сетях? Это их уровень интеллекта и творчества? Разве такие занятия можно считать творчеством и самовыражением? Конечно, они считают, что они сама скромность и их задача – это популяризация творчества любимого ими писателя. А он их просил об этом, а ему оно нужно? Ему нужно, как и любому автору, чтобы покупали и читали его книги, размышляли об им сказанном, спорили, осмысливали, и чтобы сами могли сформулировать свои мысли, а лучше бы, воодушевлялись к тому, чтобы стать лучше в своих способностях, раскрывая свой талант, зажигаясь от его искр и становясь звёздами. Но они режут тексты на цитаты и выкладывают, прикрепляя картинки. Детский сад! Творчество на уровне детского сада! Это всё, на что они способны?! В такой способ выразить свою любовь и благодарность, признательность и почтение? Ложная скромность! Они своё тщеславие подогревают, а не прославляют своего кумира – греются в лучах его славы. Моё мнение – это скучно и пошло, ограничено и примитивно. Я немного резок, но то, что во мне назрело приходиться надрезать. Там не нектар, а гной, и это мой гной, а не ваш? Можете и так отнестись к сказанному мной.
   Блин, меня всегда интересовало, как сам Виктор Олегович относится к подобным группам в его честь и под его именем? Думаю, что иронически и саркастически, а, пожалуй, что критически и с большой долей цинизма. Знали бы его фанаты, как он к ним относится! Ага, с любовью и признательностью!
   Особенно «прекрасны и умны» комментарии, если находятся те, кто берётся комментировать пелевинскую цитату. Это же читать невозможно! Опять же, особенно выпукло их убогость выглядит под пелевинским текстом, пусть даже обрезанным очередным эстетствующим и интеллектуально напыщенным Прокрустом. Тем, что они выкладывают чужие умные мысли, авторы постов рассчитывают продемонстрировать уровень своего умственного развития и широкого кругозора? Сомнительны их претензии на что-либо. Ничего кроме своей узости мышления и беззубости своего речевого аппарата они не способны продемонстрировать. Искренне жаль. Ведь большого ума не надо, чтобы взять в руки вордовские ножницы и искромсать любой текст, и тем попытаться выдать себя за умного и начитанного. И множат, и множат цитаты! Другие же, ещё более тупые, ленивые и пошлые, которые и книгу не удосужились прочесть, довольствуются обрезками и слюнявят пальцем экран смартфона, ставя лайки. И этого достаточно, чтобы узнать о таком крутом перце как Пелевин, ознакомиться с им написанным! Ещё проще фильм посмотреть, снятый по мотивам произведений. Ага, или комиксы «Чапаев и Пустота».
   Может ли цитата стать полноценной пищей для ума для неспособных самостоятельно мыслить, читать длинные сложные тексты, а привыкших потреблять укороченный вариант мысли, живущих в стиле «лайт», когда пелевинские цитаты глотаются не прожёвываясь, а как чипсы под «Пепси» или пивасик? Поколение - П с «клиповым мышлением» это нынешний социальный стандарт?
   Наверное, каждый создатель пелевинской группы, как и каждый её участник, в тайне мечтает, что Пелевин их заметит. Что они являются проводниками его творчества в массы. Но они сами являются массой, и не более чем распространителями рекламных листовок на Сетевых перекрёстках и в подземных переходах. Не нахожу никакого креатива в существовании подобных групп, хотя и сам являюсь участником нескольких в ВК и ФБ. Гораздо интереснее заниматься творчеством чем постить объедки с чужого стола. Приготовить самому и попробовать, что получилось, и пригласить друзей на угощение гораздо продуктивнее и питательнее, вкуснее, плодотворней, чем ходить побираться. Но для этого в тебе самом должно что-то быть.
   Вроде как Пелевин разбивает стереотипы мышления и поведения, его тексты могут удивить, заставить размышлять, сдвинуть точку сборки, но при этом они же становятся источником и средством торжествующей серости, ищущей самоутверждения путём прокрустинации и кретинизации любого яркого самобытного творчества. И само имя Пелевина, и его творчество превратилось в один из символов массовой культуры. Сам же Пелевин пытается шифроваться и скрываться, чтобы остаться загадочным явлением, продавая при этом на рынке бренд «Пелевин». Снова противоречия и провокации, пытаясь каким-то хитроумным способом совмещать эксклюзивность и массовость.
   Если он не очень-то стремиться общаться с журналистами и СМИ, то такое же отношение, если не более пренебрежительное, у него и к фанатам разного рода. О чём с ними говорить? С кем? Всё, о чём лично он хотел бы сказать миру, он говорит в своих книгах. Там ведь и о нас пишется. Если мы можем узнать самих себя.


Рецензии