Пейзаж в окрестностях Рима, 1809 год

Варнек А.Г. Окно. Между 1804 и 1809 гг. Х.м. 31,5х23. Государственный Русский музей.
Варнек А.Г. Пейзаж в окрестностях Рима. Х.м. 1809. 22х28. Государственный Русский музей.

Продолжая тему предыдущей миниатюры, связанную с пенсионерской поездкой выпускника Императорской Академии художеств  (ИАХ) Александра Варнека в Италию сроком на пять лет [1], обратимся к некоторым его работам периода 1804 – 1809 гг., выполненным им в Риме, которые отражали его собственные интересы и не были связаны с основной профессией портретиста. 

Следует заметить, что еще задолго до завершения учебы в ИАХ Александр испробовал свои силы в пейзажной  и исторической видах живописи, причем порядка  15 графических произведений и акварелей, относящихся к этим областям, находятся ныне в собрании Государственного Русского музея [2]. 

При этом не лишним будет сказать, что до поступления  такого рода ранних произведений художника в ГРМ, большинство из них находились в собрании известного русского коллекционера Аргутинского-Долгорукова  Владимира Николаевича (1874 -1941), бывшего секретарем посольства России во Франции [3].  И в одно из моих посещений Русского музея специалисты музея показали мне содержимое огромной папки с  работами нашего с братом Александром пра-пра-прадеда. 

Находясь в Италии,  Александр Варнек также выполнил примерно 50% графических и акварельных работ не по своей основной тематике, практически все из которых в последующие годы  находились в собраниях коллекционеров, но потом оказались в собрании ГРМ. 

Одним из владельцев девяти произведений художника был и его пра-правнук Варнек Александр Николаевич (1892 - 1972), школьный учитель из Ленинграда и наш с братом дед. В 1935 году он был репрессирован, причем в Деле № 23150, с которым мы смогли ознакомиться в 2004 году, написаны такие слова: «Осужден 20.03.1935 г. как социально опасный преступник за дворянство. В 1940 году реабилитирован». Вместе с женой и тремя малолетними детьми Александр Николаевич был отправлен в ссылку в Башкирию, из которой он уже и не вернулся. Тем не менее, девять произведений художника, в том числе четыре итальянских пейзажа,  он «успел» подарить Русскому музею.

Поскольку настоящая миниатюра посвящена в основном пейзажным произведениям А.Г. Варнека, выполненным им во время нахождения в Италии, привожу ниже небольшой список таких работ из собрания ГРМ.

1. Двое на фоне пейзажа. 1804 – 1809. Б., акв., кисть, перо, сангина. 13х18. Собр. : А.Н. Варнека до 1935 г., ГРМ [Р-2329].
2. Пейзаж с гробницей. 1804-1809. Б., акв. кар. 22х15,2. Собр. А.Н. Варнека до 1935 г., ГРМ [Р-2332].
3. Мост над водопадом. 1804-1809. Б., акв. кар. 20,5 х13,7. Собр. А.Н. Варнека до 1935 г., ГРМ [Р-2331]. 
4. Римский пейзаж. 1804-1809. Б., акв. кар. 16,5 х20,5. Собр. А.Н. Варнека до 1935 г., ГРМ [Р-2330]. 
5. Пейзаж с фонтаном на первом плане. 1804-1809.  Собр. Н.И. Кусова в Петербурге в 1839 г., в настоящее время местонахождение неизвестно.
6. Пейзаж с водопадом. 1804-1809. Собр. знаменитого доктора Ф.К. Мильгаузена в Симферополе в 1839 г., в  настоящее время местонахождение неизвестно.
7. Пейзаж в окрестностях Рима. Этюд.  Х.м. 1809. 22х28.  На обороте  надпись: Профессор Александр Григорьевич Варнек. 1809 г., Рим. Собр. И.Н. Огородниковой до 1912 г., ГРМ. [Ж-3322].

Анализируя этот небольшой список, задумался, а не стал ли художник-портретист А.Г. Варнек первым в России художником-пейзажистом, заложившим основы лирического камерного пейзажа? Рассмотрев несколько черно-белых иллюстраций с пейзажами художника в монографии В.С. Турчина, а также  работы первых русских художников, закладывавших основы пейзажной живописи в России (в альбомах и интернете), утвердился в этой мысли. 

Действительно, один из самых первых отечественных художников  пейзажной живописи Алексеев Федор Яковлевич (1753/1754 – 1824) был мастером городского пейзажа, создававшим панорамные картины  с видами Москвы и Петербурга. Его ученика, Воробьева Максима Никифоровича (1787 – 1855),  считают создателем русского лирического пейзажа. Но он, соученик и коллега А.Г. Варнека по Академии художеств, был младше своего товарища на пять лет, и первые его известные пейзажные работы относятся к началу 1820-х, причем они продолжают  тему его учителя – создание панорамных городских пейзажей.

Знаменитый Венецианов Алексей Гаврилович (1780 – 1847)  был постарше Варнека, но его самобытные поэтические русские пейзажи появились лишь в начале 1820-х годов.   

Знакомясь в книгах и альбомах по искусству, а также в интернете,  с биографиями многих русских художников, стал утверждаться в мысли, что портретиста А.Г. Варнека, как это ни парадоксально, можно вполне назвать одним из родоначальников русской пейзажной живописи. Но ознакомившись с биографией Щедрина Семена Федоровича (1745 – 1804), понял, что пальма первенства все-таки принадлежит ему, хотя и с некоторыми оговорками.

Действительно, в заметке о творчестве С.Ф. Щедрина отмечается, что лиричностью его пейзажи напоминают французскую живопись, а своей жанровостью – голландскую [4].  В то же время, на его панорамных картинах мы видим в основном дворцы и парки Павловска, Гатчины и Петергофа, но камерности в работах данного художника практически нет. 

Замечу, что некоторые ученики А.Г. Варнека в Академии художеств, учившиеся у него в 1820 –1830 –е гг. – Хруцкий Иван Фомич (1810 – 1885),  Чернецов Григорий Григорьевич (1802 – 1865)  и Легашев Антон Михайлович (1798 – 1865) – стали в определенной степени художниками – пейзажистами, и это связано, по-видимому, с влиянием на них их учителя [5].

Сравнительно недавно я обнаружил в интернете неизвестный мне ранее портрет одного молодого художника-педагога – Зайцева Ивана Кондратьевича (1805 – 1891), выпускника Арзамасской школы живописи, основанной соучеником и другом А.Г. Варнека, Ступиным Александром Васильевичем (1776 – 1861) [6].  Оказалось, что портрет этот принадлежит кисти А.Г. Варнека и находится он в собрании Полтавского художественного музея. 

Ознакомившись с имеющейся в интернете биографией И.К. Зайцева, узнал, что художник  бывал в 1830-е годы в Петербургской академии художеств, наверняка познакомился здесь с профессором А.Г. Варнеком, который, очевидно, и написал в это время его портрет. Но любопытно  и другое, о чем хотел бы здесь сказать.

Попытавшись найти в интернете собственные произведения И.К. Зайцева, без проблем нашел их и узнал, что писал  он лиричные акварели – пейзажи русской зимы. Рассматривая их, увидел ту же манеру живописи, которая характерна для ранних акварелей-пейзажей А.Г. Варнека. Как видно, Александр Григорьевич не только написал портрет молодого художника, но и познакомил его со своими произведениями, передав ему тем самым свой собственный опыт.

После такого вступления процитирую вкратце комментарии В.С. Турчина  к тем итальянским пейзажам Варнека, которые воспроизведены в его монографии [2]. Замечу, что полный список работ художника, приведенный в ней, начинается с 1800 года, за который ученик ИАХ выполнил свои первые 35 произведений – зарисовок и набросков фигур, аллегорических и мифологических сцен, а также  пейзажей.

А так как опыт написания пейзажей у пенсионера Варнека был уже задолго до его поездки в Италию, Турчин свои комментарии начинает со слов: «В Италии А.Г. Варнек продолжал интересоваться пейзажной живописью, часто обращаясь к акварели. Видимо, с натуры им были написаны акварели «Пейзаж с гробницей», «Мост над водопадом», «Римский пейзаж». Исполнен им был и небольшой этюд масляными красками.

Практика написания этюдов с натуры, тогда еще крайне редкая для русского искусства, безусловно, давала художнику новый опыт. Не случайно, конечно, он и впоследствии чувствовал себя достаточно хорошо знающим специфику пейзажного жанра и даже взялся за руководство пейзажным классом Академии художеств в Петербурге.

В «Пейзаже с гробницей» запечатлен стоящий среди парка саркофаг, который зарисовывает приютившийся под деревом художник. Неяркий колорит выдержан в общем тоне, листва написана серовато-зеленоватыми оттенками, стволы деревьев – серовато –коричневыми, серые тени лежат на желтом песке аллеи. 

В пейзаже «Мост над водопадом» изображен ветхий переход над пропастью с потоком воды, вдали видны строения небольшого городка.

В «Римском пейзаже» показана широкая панорама с видом на город, окруженный крепостными стенами с поднимающимися куполами соборов.

Масляный этюд «Пейзаж в окрестностях Рима» (приложен к миниатюре), датированный 1809 годом, передает холмистый рельеф с дорогой и ручьем, над которым нависло сероватое с голубыми просветами небо. По умелой фиксации определенного состояния природы этот этюд является предвестником пленэрной живописи».

Рассказывая в своей монографии о французском художнике Ф. Гране, поразившим всю Европу своими живописными интерьерами со скользящими по стенам лучами солнечного света и приехавшим в начале 1800-х в Рим, Турчин пишет: «Возможно, его пример как-то косвенно мог повлиять на Варнека и привить ему интерес к изображению комнат».

Такое предположение автор монографии сделал, упомянув картину «Окно», написанную Варнеком во время итальянской командировки и также приложенную к миниатюре.

По мнению Турчина В.С., данная картина представляет уголок мастерской Александра Варнека в Риме на  улице Бабуино, дом 41.

Мне показалось, что картина «Окно» по своей цветовой гамме вполне соответствует «Пейзажу в окрестности Рима», а обе картины хорошо передают ощущение об Италии тех далеких лет. На той и другой картине мы видим игру света и теней. Поэтому я и приложил их рядом к настоящей миниатюре. 

ПРИМЕЧАНИЯ

1.  Владимир Варнек. Проза.ру  «Итальянские портреты работы Александра Варнека» - миниатюры, 01.06.2021.

2. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.: Искусство,1985.–168 с.

3. Банников А.П., Сапожников С.А. Собиратели и хранители прекрасного: Энциклопедический словарь российский коллекционеров от Петра I до Николая II. 1700 – 1918 гг. М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. 607 с.

4. Альбом «Русские художники от А до Я». М.: Слово. 2003.

5. В.А. Варнек. Художник-портретист и педагог А.Г. Варнек. Новосибирск. Издательство СО РАН. 2007.

6. Владимир Варнек. Проза.ру. Первый опыт Александра Варнека - миниатюры,

03.06.2021.


Рецензии