Сказ Второй. Глава Третья
«Расправа тогда, известно, какая была».
П.П. Бажов
Если кто-то думает, что здесь «Травник» древний рассекречен будет, с рецептами настоев вечной молодости, то смею вас огорчить. «Селебные» - производная от слова «Селить». Ближе по смыслу «Книги сыска и расселений». Помните по Первому Сказу о переписи Прокофия Кузьмича Елизарова в 1647 году? Я еще радовался, что наконец-то значительную часть родичей наших, Гилёвых, в землях Пермских переписали. И недоумевал, почему Чердынские поселения опять пропустили? А «ларчик-то просто открывался»: не было близ Чердыни серьезных владений монастырских, и Строгановы там не селились, а именно поиск беглых государевых крестьян и был главным заданием Елизарову.
И года не прошло после неторопливой переписи Прокофия Кузьмича, как завертелось вдруг все с удивительной силою. (И опять обращаюсь к сайту «Кунгурского уезда» и выражаю благодарность Хахилеву Юрию Владимировичу и терпеливым наборщикам текста – Владимиру Александровичу Могильникову, Матвею Кондакову и Роману Ладейщикову).
СЕЛЕБНЫЕ КНИГИ города Кунгура, 1648 – 1652.
«Лета 7156 (1648) году по Государеву Цареву и Великого князя Алексея Михайловича всеа Русии указу и по грамотам за приписью дияков Алмаза Иванова да Микифора Демидова воевода Прокофий Кузмич Елизаров велел Соли Камской пасацкому выборному человеку Ивану Суровцову да съезжие избы подьячему Антипе Вахутину Государевых прихожих крестьян вятчен и кайгородцов и Соли Вычегоцкой и Устюга Великого и иных городов из за вотченников и из за манастырей вывесть за Государя на Кунгур и на Степаново Городище на житье и поселить их на Кунгуре и на Степанове Городище в уречищах на той земле и межах что была на оброке Соли Камской за Вознесенским монастырем и порушные записи по ним в житье и в Государеве тягле взять что им за Государем жить и никуды не збежать и в котором числе которого крестьянина вывезут и где поселят на Государевых землях и с которого числа по которое число льготы дать и то велел в книгах описать имянно порознь по статьям
И по Государеву Цареву и Великого князя Алексея Михайловича всеа Руси указу и по наказной памяти воеводы Прокофия Кузмича Елизарова Соли Камской посадцкой выборной человек Иван Суровцов да съезжие избы подьячей Антипа Вахутин Государевым прихожим крестьяном вятченом и кайгородцом и Соли Вычегодцкой и Устюга Великого и иных городов выводу своего и селитбе где которой крестьянин на Кунгуре и на Степанове городище в уречищах поселен и сколко под дворы и под огороды и под пашню земли дано и сенных покосов и тому подали книги за своими руками.
И по Государеву Цареву и Великого князя Алексея Михайловича всеа Русии указу воевода Прокофий Кузмич Елизаров велел выводным Государевым крестьяном кунгурским и Степанова городища выбрать из вятчен и ис кайгородцов и Соли Вычегодцкой и Устюга Великого и иных городов четырех человек добрых и душею прямых и по своему расмотреть и по сыску и по скаскам выводных крестьян Государевых кунгурских и Степанова Городища по сем выводным и селебным книгам тяглом обложили то в сих книгах имянно написано порознь по статьям же».
В 1648 году положено начало основания Кунгура. Изначально он был заложен на 17 верст выше по реке Ирени от привычного нам места. (Теперь там село Старый Посад. В 1662 году был разорен Уфимскими башкирцами и Кунгурскими татарами. Новый Кунгур построен в 1664 году).
Первыми «под раздачу» попали старцы Пыскорского монастыря. Список найденных в монастырских землях беглых государевых крестьян – очень обширный. Приведу здесь лишь обобщающие записи.
«(Лист 369 об) И всего в вотчинах Пыскорского монастыря Усольского уезда в Обвинском и Инвенском и Косвенском станов беглых крестьян и бобылей сыскано и в Усольский уезд в Обвинский и Инвенский и Косвенский станы вывезено и в старые их дворы жить посажено крестьянских и бобыльских 26 семей, а людей в них 83 человек.
(Лист 370) А государевы подати во всякие доходы за тех беглых тяглых крестьян на прошлые годы в Усольском уезде в Обвинском и Инвенском и Косвенском стане довелось по окладу на Пыскорских старцев взять 182 рублей 1 алтын и 4 деньги.
(Лист 370 об) И обоево усольских и посацких беглых людей и уездных крестьян и бобылей и Усольского уезду Обвенского и Инвенского и Косвенского станов крестьян же и бобылей в Пыскорской вотчине сыскано и к Соли Камской на посад и в Усольский уезд в Обвенский и Инвенский и Косвенский станы вывезено и в старые их дворы жить посажено и на Кунгур и на Степаново Городище поселено 36 семей, а людей в них 106 человек.
(Лист 371) А государевы подати во всякие доходы за тех беглых крестьян на прошлые годы у Соли Камской и в Усольском уезде в Обвенском и Инвенском и Косвенском станах довелось по окладу на Пыскорских старцев взять 46 рублей 10 алтын».
И еще, касательно Пыскора:
«(Лист 659) Вывезен из Спаса Пыскорского монастыря (л 659 об) прихожей крестьянин Кайгородцкого уезду Зюздинской волости Федка да Артюшка Филипповы дети, поселены в Кунгурском уезде в деревне Степаново Городище».
Это наши. Помните, в Первом Сказе:
«В Усольском уезде на реке на Каме Преображенской Пыскорской монастырь.
Деревня на речке Мечке.
А на той речке мельница монастырьская двоеколещатая. Да почти четыре десятка дворов крестьянских. В том числе:
Карпунка Семенов сын Гилёв. У него дети: Тимошка да Евсевейко. У него ж внучата: Фетка да Ефтюшка да Ортюшка Филиповы дети. Чердынцы».
Вот так вот, запросто, разорвали семейство Гилёвых на части. Перебрались внуки малые к дедушке жить, потеряв, судя по всему, отца своего Филиппа, а не положено! Им то какая разница, в чьих землях дедушка живет, главное выжить было, а вот поди ж ты, попали под «Уложение». С государевых земель пришли мальцы, и после 1626 года? Значит беглые! А теперь выросли и подлежат «выводу»! Без вариантов!
Отметим для себя, что теперь Федор с Артемием и в других записях как Филиповы будут значиться. А Евтихей – Евтей, их третий брат, толи не вырос еще и с дедом остался, толи где-то затерялся. С возрастом их (вгр), в первой родословной Гилёвых, я крепко не угадал, надо бы исправить. (Каюсь, в Первом Сказе я «много где» не угадал, и придется Первый Сказ переписывать. Но, не напечатай я его, не прочти знающие люди, и отзывов бы не было и поправок с уточнениями).
И еще отметим, что в 1648 году родичи наши и в Кунгурских землях поселились, в Степановом Городище. Современное название – село Ленск.
Завершив с Пыскорскими старцами, и до Вознесенского монастыря добрались.
«(Лист 408 об) И всего в вотчинах Вознесенского монастыря Усольского уезду Инвенского и Косвенского станов беглых крестьян и бобылей сыскано и в Усольский уезд в Обвинский и Инвенский и Косвенский станы вывезено и в старые их дворы жить посажено 33 семьи, а людей в них 101 человек. А государевы подати во всякие доходы за тех беглых тяглых крестьян на прошлые годы в Усольском уезде в Обвинском и Инвенском и Косвенском стане довелось по окладу на вознесенских старцах взять 423 рубли, 28 алтын и полденьги.
И с обоего усольских посацких беглых людей и уездных крестьян и бобылей и Усольского уезду Инвенского и Косвенского станов крестьян и бобылей Вознесенского монастыря в вотчине сыскано и к Соли Камской и в Усольский уезд в Обвинский и Инвенский и Косвенский станы вывезено (Лист 410) и в старые их дворы жить посажено и на Кунгур и на Степаново Городище поселено 44 семьи а людей в них 137 человек
А государевы подати во всякие доходы за тех беглых тяглых крестьян на прошлые годы у Соли Камской и в Усольском уезде в Обвинском и Инвенском и Косвенском стане довелось по окладу на вознесенских старцах взять 591 рубли 16 алтын и полденьги».
Кто там следующий? Федор Строганов оказался.
«(Лист 427 об) И всего в вотчинах Федора Строганова Усольского уезду Обвинского и Инвенского и Косвенского станов сыскано и в Усольский уезд в Обвинский и Инвенский и Косвенский станы вывезено и в старые их дворы жить посажено 14 семей а людей в них 33 человека.
А государевы подати во всякие доходы за тех беглых тяглых крестьян на прошлые годы в Усольском уезде в Обвинском и Инвенском и Косвенском стане довелось по окладу на Федоре Строганове взять 150 рубли 24 алтына и 2 деньги.
И с обоего усольских посацких беглых людей и уездных крестьян и бобылей и Усольского уезду Инвенского и Косвенского станов крестьян и бобылей в вотчинах Федора Строганова сыскано и к Соли Камской на посад и в Усольский уезд в Обвинский и Инвенский и Косвенский станы вывезено и в старые их дворы жить посажено и на Кунгур и на Степаново Городище поселено 19 семей а людей в них 46 человек
А государевы подати во всякие доходы за тех беглых тяглых крестьян на прошлые годы у Соли Камской и в Усольском уезде в Обвинском и Инвенском и Косвенском стане довелось по окладу на Федоре Строганове взять 173 рубли 1 алтын и полденьги».
И мимо Андрея Строганова тоже не прошли.
«(Лист 441) И всего усольских посацких беглых людей и Усольского уезду Обвинского и Инвенского и Косвенского станов крестьян и бобылей в Ондреевой вотчине Строганова сыскано и к Соли Камской на посад и в Усольский уезд в Обвинский и Инвенский и Косвенский станы вывезено и в старые их дворы жить посажено 12 семей, а людей в них 39 человек. А государевы подати во всякие доходы (Лист 442) за тех беглых тяглых крестьян на прошлые годы в Усольском уезде в Обвинском и Инвенском и Косвенском стане довелось по окладу на Андрее Строганове взять 138 рубли 11 алтына и полденьги».
Не обошли стороной и Соликамских предпринимателей: Томилу Елисеева и Ивана Суровцева. И крестьян с их земель под царское «тягло» загнали, и неустойку выплатить заставили.
1648 - суровый год для всех крестьян в землях Пермских оказался. Нашел в «Селебных книгах» запись, что по времени первая крестьянская семья еще в 1633 году с земель государевых в монастырские сбежала «от оскуднения», и вот теперь, спустя аж пятнадцать лет, их заставили бросить все и переселиться в земли Кунгурские. Понятное дело, что многие крестьяне, узнавая про все новые и новые «выводы», не раз перекрестились: уберег их господь от многих соблазнов к старцам монастырским перебраться, или в Строгановские вотчины, под защиту крепкого рода. Всех тех, кто оставался в тягле на землях государевых, не тронули. Пока.
Подводит итоги крестьянских «выводов» запись в Новгородском приказе:
«В Новгородском приказе в вывозных и в новоселебных Кунгурских книгах Чердынских и Усольских, воевод Прокопья Елизарьева, да стольника князя Петра Прозоровскаго, да стольника ж Семена Кондырева 156, 157, 158 и 159 (1648 – 1651) годов написано: по указу отца нашего, блаженныя памяти Великаго государя и Великаго князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя России сомодержца, из Чердыни от Соли-Камской с посадов, и с уездов, из монастырей и за вотчинников новоприходцов вотчин Соли Вычегодской, Устюга Великаго, Кайгородцов, посадских людей, уездных крестьян и бобылей вывезено и на Кунгуре и на Степанове городище, по Сылве и по Ирени рекам поселено 647 семей, а под дворы и под огороды и под пашню дано им, новоселебным крестьянам, в Чердынском уезде 1646 четвертей в поле, а в дву потому ж, да сенных покосов по Сылве, и по Иреню, и по Кунгуру, и по Кишерти и по иным рекам, меж поль и дубров, 17991 копна».
Свидетельство о публикации №221060401301