Выбрать свою тропу роман

                Глава 9.   Артём начинает  поиски
В первую же субботу Артём отправился в село, где жила Людмила. Сначала он попытался узнать адрес  в деканате, хотя в университет его не тянуло по известной причине. Но там, кроме секретарши, никого не было. Артём попросил её поискать адрес Людмилы, обещал заплатить за поиски. Но та сразу ответила, что в комнате, где лежат документы, покрашен пол, и он высохнет не раньше, чем через две недели. Однако ждать Артём не захотел. Во время путешествия у него было печальное настроение, так как предстоящая встреча (даже если она состоится) не сулила ничего радостного. В любом случае он или задаст Люде резкий и неприятный вопрос, или просто промолчит (но хотя бы увидит её!).
При поиске он решил не называть её имени, а просто искать Чугунковых. Несмотря на всё, произошедшее между ними, он не хотел её подвести, не хотел, чтобы кто-то мог передать её родственникам о том, что ею интересовался молодой человек, чтобы не было сплетен и неприятностей для неё.
Когда Артём доехал до автостанции, первое, что ему пришло в голову, зайти в ближайший магазин и попробовать узнать что-то у продавцов, так как в селе они, должно быть, знают многих людей. Одна из продавцов была занята с покупателями, он подошёл к другой и, извинившись, спросил о Чугунковых.
- Да, знакомая фамилия, - отозвалась девушка, - есть у нас такие (и даже не одни). Но вот,  где живут – не знаю. Да вы на почту бы сходили. Почтальоны ещё не ушли, у них и узнаете. Продавец объяснила, где примерно находится почта.
- Как это я, дурак, сам не догадался на почте узнать?! – подумал про себя Артём, выходя из магазина.
На почте можно было потихоньку зайти в комнату, где находились почтальоны. Их было всего трое. Он подошёл к каждой из них, для двоих эта фамилия была знакомой. Артёму удалось получить три адреса, это уже было неплохо.  Когда он вышел, его догнала одна из почтальонов.
- Вы с машиной? – спросила она.  –  Может, подкинете меня до участка, как раз покажу вам дом Чугунковых?
  Но из разговора по пути стало ясно, что это не те Чугунковы. Почтальона он довёз до места. Она ему подсказала, как можно добраться до остальных двух адресов.
- Последний адрес  - это очень далеко, за речкой, на краю села;  туда и добираться неудобно, по ухабам. А вот этот номер, -  указала она на второй адрес, - в центре, недалеко от администрации. Там спрОсите.
Дом с этим номером оказался большим. Залаяла собака, но никто не выходил. Артём немного оробел, потому что не знал, кого здесь встретит и что скажет. Двор был огорожен высокой кирпичной стеной. Подождав немного, парень всё же осмелился заглянуть во двор, став на большой камень.  Артём заметил, что дом был рассчитан на два хозяина. В задней части двора находились другие постройки: приличная хата и сараи. Артём случайно увидел, что в хату зашёл какой-то парень, по описаниям похожий на мужа Людмилы.
- А действительно это они? – подумал про себя Артём. – Из дома вышла какая-то женщина пожилого возраста, но ещё сохранившая остатки былой красоты. Но как только она заговорила, парень понял, что она достаточно груба.
- Извините, пожалуйста, а здесь Чугунковы живут? – начал было Артём, но хозяйка резко оборвала его:
- Ну, живут! А тебе на что?
- Мне сказали, что здесь машины ремонтируют,  - осторожно бросил парень первое, что пришло ему в голову.
- Нет, брехня это! Ничем мы таким не занимаемся!  - А ты чего в чужие дворы заглядаешь? А ну-ка, быстро уматывай отсудова, а то сейчас собаку спущу.
Артёма смутил такой грубый ответ, и он быстро пошёл прочь.
- Да, - подумал парень, - если это действительно её свекровь, то Людмиле не позавидуешь! Но как же узнать, точно ли она здесь живёт?
Артём перешёл на другую сторону улицы. Там женщина пасла козу и козлёнка. Но теперь уже никак нельзя было обойтись без того, чтобы не спросить о Людмиле. Он решился обратиться к женщине:
- Позвольте Вас спросить.  Мне сказали,  что по этому адресу  (он указал на дом Чунковых) парень машины ремонтирует, в университете учится, - схитрил Артём.
- Денис, что ли?! Какой там университет?! Куда ему! Он и школу-то с горем пополам осилил. Кто такого шалопая возьмёт в университет?! Ха-ха-ха! Это Людка у них. Та девка серьёзная, учится в университете. А машины они не ремонтируют. Это Вам адрес кто-то не тот дал. Они курами занимаются.
- Я бы не прочь купить домашних кур, у нас как раз праздник предстоит. Но что-то  хозяева не вышли.
- Я сама с ними не очень разговариваю, но поезжай на рынок – они там каждый божий день бывают. Обычно до часу околачиваются. В  основном яйца продают, но, бывает, что и кур выносят. СпрОсите Чугунковых, их там каждая собака знает.
Артём поблагодарил собеседницу и уехал.
- Но всё же я не зря приезжал, - подумал про себя парень. – А сначала думал – попусту всё. Узнал-таки, адрес Людмилы. Как же ей здесь живётся с такой свекровью и мужем-шалопаем?! Может, она всё от меня скрывала потому, что их просто боялась? Ладно, не буду загадывать заранее, но увидеть я её должен и поговорить.
А в это время Денис поинтересовался у матери, кто приходил. Она ответила, что какой-то молодой мужик спрашивал, не ремонтируем ли мы машины, ещё и двор с любопытством оглядывал. И добавила, что погнала его в три шеи.
- Да я слышал. Ты с посторонними людьми так не разговаривай!
- Ух ты, какой культурный стал! Мать поучаешь! А только позавчера у тебя с отцом перебранка была с матами.
- Я извинился потом. Но это тут, в семье. Сегодня поругались – завтра помирились. Но с незнакомыми…  А вдруг это мент?
- Да ты что?! Я своих милиционеров знаю! А ты, часом, не набедокурил где, что милицию боишься?
- Нет, не беспокойся. Я не из-за боязни, но менты не сообщают, свои они или чьи. А раз двор оглядывал, значит, скорее всего, он это и был. Я это к тому, чтобы в следующий раз была осторожней на язык.
Мать обиделась и ушла в свою комнату.
На обратном пути Артём чувствовал себя лучше и дома расслабился у телевизора. Теперь он решил съездить в это село в будний день и в другое время.
Проснувшись утром в воскресенье, он всё-таки передумал, что-то его потянуло ехать именно сейчас. Он надеялся, что на рынке, в семействе Чугунковых, он встретит Людмилу и хотя бы издали на неё посмотрит. Дорогу он теперь знал хорошо, не заблудится. На обратном пути надо было ещё заправиться, Артём на всякий случай взял с собой деньги. По сравнению с городскими рынок был маленький, там  было много продавцов-одиночек, видно каждый хозяин продавал что-то со своего личного участка. Характерного для городских базаров гула здесь не было, но торговцы часто громко перекликались друг с другом. Здесь он опять увидел свекровь Людмилы, но самой девушки нигде не было. «Понятно, что она сейчас дома, - вздохнул Артём. Он решил ещё немного потолкаться и уехать. Вдруг он заметил странного продавца. Это был мальчик лет двенадцати. Ассортимент товара состоял из двух вазочек (явно не новых), игрушечной машины и букета цветов. Артём подошёл к мальчику и с улыбкой спросил:
- И чем торгует наш юный бизнесмен? Для чего например, эта вазочка? Для конфет?
Мальчик даже обиделся:
- Вы меня бизнесменом не обзывайте, я сам их ненавижу!
- Как же так? А торгуешь. По чём продаёшь?
- Двести рублей за всё!
- Почему же так дёшево? Эти вещи дороже стоят.
- Я же говорю Вам, что я не бизнесмен. Мне просто деньги нужны, и именно двести рублей.
- И зачем же тебе именно двести рублей? (Пацан его заинтересовал).
Мальчику тоже чем-то понравился парень, и он решил ответить откровенно.
- Мне нужно срочно деньги на учебники сдать, а то меня на второй год оставят.
- О! Такого допускать нельзя, -  полусерьёзно ответил Артём. Он был добрым человеком и решил выручить пацана, хотя у самого с деньгами было не очень. А после их разговора с отцом, у него не хотелось просить. Сам он подумал, почему же сейчас возникает такая ситуация? Мальчишка его заинтересовал, он продолжил с ним разговор:
- А родители твои как на это смотрят?
Пацан вздохнул и ответил, что отец у него умер, а мама не работает, болеет. Тут Артём проникся к нему ещё большим сочувствием.
- Я куплю у тебя пока что одну вазочку, только ты скажи, для чего она?
- Ну, не знаю, - растерянно ответил юный продавец. – Для чего хотите. Моя сестра, например, туда мелочь складывает,  а потом на маршрутку тратит.
- А тебя не будут ругать, что ты это продаёшь?
- Не-е, не будут. Мама сказала, что к этому всему (он показал рукой на вазочки), она потеряла интерес. А у сестры тоже сейчас денег нет, и она ничего не бросает в вазочку. Так что вазочки не нужны. А цветов у нас во дворе ещё много осталось.  Они у всех тут растут.  Так Вы покупаете? – нетерпеливо спросил пацан.
- Да, ситуация! Я покупаю вот эту вазочку и цветы,  - твёрдо сказал Артём и протянул пятисотенную купюру.
Но мальчик  с разочарованием ответил, что сдачи у него нет.
- Да и не надо. Сдашь в школу и ещё что-нибудь купишь.
- Спа-а- сибо, - растерянно ответил мальчишка, а Артём быстро направился к своей машине.
Парень остался доволен хотя бы тем, что приобрёл что-то в селе, где жила Людмила. Он решил сохранить вазочку на память. Пацанёнок сказал, что такие цветы растут здесь у всех. Наверно, и Людмилы тоже.
А Андрей радостный вприпрыжку возвращался домой.
Как только сестра приехала, он сказал, что теперь может  ей отдать деньги за учебники.
- Как? А откуда ты взял деньги?
- Я продал вазочку и цветы на базаре.
- Про-о-дал?! На базаре? – удивилась сестра. -  Ка это ты посмел? Ни у кого не спросил?! Как ты додумался до такого?! Позорище! До чего дойти!  Нас с мамой опозорил. А ведь ты не маленький!
- Ну, мне ведь нужно было сдать деньги, ты же знаешь, как нужно. Ты ведь не сдала? А что мне было делать?! Думаешь, мне легко было на это пойти?! Я стоял и не мог поднять глаза от стыда.
У брата на глазах выступили слёзы. Людмила тоже не выдержала и заплакала. Услышав всхлипывания, пришла мать. Узнав, в чём дело и вспомнив недавние беды, мать разрыдалась. Андрею ничего не оставалось, как постараться их успокоить и попросить прощения.
- Ладно, братишка, не ты в этом виноват, но больше так не делай. Обещаешь?
- Обещаю, никогда больше на такой шаг не пойду.
- Но вот только я не могу отнести в школу деньги: времени у меня нет, - с сожалением заявила Людмила. – Может, ты сам сдашь? Только не забудь сдачу взять!
- Сдам, конечно, даже не беспокойся.
- Позже, чуть успокоившись, сестра вдруг спросила: «А что же это за простофиля такой, что старую вазочку купил за такую цену? Ты его знаешь?
- Не, никогда его раньше в нашем селе не видел. Хороший дядя, добрый. Зелёная машина у него.
- Ладно, Андрейка, пора уже спать. Не забудь деньги взять в школу.
Сама она про себя подумала: хорошо, что школьная проблема решилась хотя бы так.
На следующий день, вернувшись домой, Люда заметила, что Андрей какой-то кислый.
- Ну что? – спросила она. – Сдал деньги?
- Да сдать-то я сдал, но нужно ещё 50 рублей принести.
Сестра возмутилась.
- Это ещё зачем?
-  На жАлюзи, - ответил пацан, делая ударение на первом слоге.
- На какие там жАлюзи? Тогда уж на жалюзИ, если правильно произнести.
- Но наша классная так сказала, значит, это и правильно!
- Нет, неправильно,  ваша классная безграмотная!
- Мать услышала из своей комнаты горячий спор и позвала дочь.
- Что там у вас за ссора опять?
- Да вот, только сдал деньги на учебники, теперь требуют  на жалюзи!
- Но ведь только два месяц назад я на шторы ему давала деньги! Теперь ещё и на жалюзи?! – гневно произнесла мать и полушёпотом добавила: «Дочь, но ты его против учителей не настраивай! Неприлично это как-то. Когда повзрослеет – сам разберётся, кто что значит. Ну, учительница, может, просто ошиблась, всяко бывает. Она же не русовед?
- Не русовед. Но, если слово незнакомое, в словарь бы заглянула! Да и компьютеры у них у всех уже есть!
- Ну, хотя бы при нём не называй её безграмотной и ещё: в его присутствии не обсуждай учителей, а то совсем доверие к ним потеряет. Так нельзя.
- Хорошо, - ответила Людмила, но в душе полностью с матерью не согласилась. – Однако всё-таки мне эта история очень не нравится. Я, наверно, сейчас схожу к одной знакомой (у неё старшая дочка с Андрейкой учится), узнаю, что там и как.
- Да куда ж ты одна по слякоти да по потёмкам?! Потом узнаешь.
- Нет, мне бы побыстрей всё узнать! Да тут не далеко!
Люда ушла, приказав брату делать уроки. По дороге её тревожила одна мысль: вдруг Андрейка стал врать? «Хуже не придумаешь, если это так, -  думала она. - Некоторые мальчишки в его возрасте уже начинают курить. А где деньги брать? Выманивают у родителей любой хитростью. Нужно срочно выяснить, правду ли он говорит о сборе денег».  Дойдя до дома Татьяны, она постучала в окно, залаяла собака. Вскоре из калитки вышел хозяин и в ответ на просьбу Людмилы пообещал позвать жену. «Ой, что ж так поздно?» – спросила Татьяна, увидев знакомую.
- Ну, так получилось, - развела руками Людмила. – Сразу скажу, что по школьному вопросу, буквально на пять минут. Андрейка мой сказал, что нужно срочно сдать по пятьдесят рублей  на жалюзи. Это так?
- Да, конечно, - сразу ответила Татьяна. – А ты не была на собрании?  (Людмила помотала головой) Мы уже сдали: на шторы, на учебники, теперь вот на жалюзи…  Нам никак не отвертеться: двое работаем, хотя зарплаты такие, что еле концы с концами сводим. Спасибо, мама как-то помогает продуктами.  Хорошо ещё, мебель и вещи кое-какие остались с советских времён. Сейчас уже не купишь! А у вас, я слышала,  положение аховое. Ну, не переживай. В параллельном у одной женщины двое детей, мучается с ними, безденежье. Ей классная сказала написать заявление в сельсовет на  материальную помощь.
- Ох, - только вздохнула в ответ Людмила. – Они хоть бы с таких людей деньги не брали!
- Нет, - с грустью ответила Татьяна, - никому нет поблажек. Хотя, по секрету тебе скажу: у нас в классе один папочка есть, бизнесмен. Так он такой богатый, что мог бы один купить и шторы и жалюзи для всего класса, ему бы это ничего не стоило. Но нет, такого даже и не предлагалось. Сказали, сдавать всем одинаково. Кому это надо, не знаю? Только детдомовцев освободили от оплаты, но в нашем классе таких нет.
- Освободили от оплаты?!  - возмутилась Людмила. – Да как у них язык поворачивается так сказать! Получается, могли бы и взять с них деньги, но пожалели. Какое благородство! Можно было и без этих штор обойтись. Шторы, значит, дороже детей. А я что-то в классе на окнах не видела никаких штор. Может, нас обманывают? Ой, Тань, извини, что я у тебя время отнимаю. В общем, я всё поняла, пойду, пожалуй.
- Да ничего, эти десять минут ничего не значат. Я слышала, что шторы купили для актового зала, а жалюзи – это для класса. Я ещё не всё сказала о той женщине. Да ты её знаешь – Лена, что возле нового хозяйственного живёт.  Пришла, она, в общем, в сельсовет, объяснила, что хочет. Но там ей сказали, что администрация сейчас такими вопросами не занимается, и оттуда  направили в социальную службу, которая временно в клубе находилась (я как раз там была). Написала она заявление на 1000 рублей, чтоб, значит, расходы включить на учебники, шторы и жалюзи. Но ей сразу отказали в такой сумме и отчитали даже:
- Вы же сказали, что Вам только на жалюзи надо сдать, а остальное уже сдали.
- Так я хотела, чтобы мне компенсировали, ведь лишних-то денег нет и ещё хотя бы 200 рублей детям на питание.
- Нет-нет, никаких компенсаций мы не делаем! Вы бы ещё за все прошлые года расходы подсчитали! А о питании детей  сами позаботьтесь, на то Вы и мать!  Мы же не виноваты, что у вас семья неблагополучная! А раз не можете обеспечить, не рожали бы. В селе есть семьи, в которых и  трое, и пятеро детей – как-то выкручиваются.
Я даже заметила, как у Ленки жилка дёргалась на шее. Наверное, она уже не выдержала, вдруг её понесло, и она  стала почти кричать:
- Да в чём это моя семья неблагополучная?! Только в том, что мужа уже нет, и без денег мы остались?! Так не моя вина, что цены растут и работы нет! Если вы мне во всём отказываете, то кому вы собираетесь оказывать материальную помощь? Продавцам жалюзи или школе? Мои дети без этих бы штор и жалюзей могли бы обойтись, лишь бы учились.
- Вы не кричите, мы пока не собираемся оказывать помощь. Вон сколько заявлений лежит! – показала работник соцзащиты на кипу бумаг. – Пишите хотя бы на 50 рублей, потом Ваше заявление рассмотрят.
Лена взяла листок и стала писать.  Но девушка из соцзащиты сразу остановила её.
-  Зачем Вы пишете, что на жалюзи? Это не надо указывать, просто на материальную помощь.
- Тогда я вообще не буду подавать это заявление! И на жалюзи сдавать не буду! Вот так вы, значит, нас защищаете?!
Женщина смяла свой листок, бросила его на стол и вышла из здания администрации.
- Неадекватная какая-то! Вот и работай с такими! – пробурчала ей вслед работница соцзащиты.
- Вот такая история! – вздохнув, произнесла напоследок Татьяна.  Так что, если у тебя хватит терпения, подавай заявление. Может, тебе повезёт.
Людмила промолчала, потом поблагодарила свою знакомую и ушла. По дороге она радовалась одному: значит, Андрейка правду сказал, не соврал – ему можно доверять, как раньше. И ещё она приняла решение: несмотря на сложное положение, никогда не обращаться в соцзащиту за помощью. «Ведь, действительно, эта помощь в конце концов достанется не нам, а им, неизвестно кому».
Дома у них с матерью состоялась долгая беседа. Людмила сначала удивилась:
- А когда я училась, разве были подобные сборы? Я что-то такого не помню, - продолжила Людмила, вкратце рассказав  матери о ситуации  в школе..
- Были,  детка. Но на собрания раньше отец ходил – я в это и не вникала. Да говорил он, что сдаёт деньги то на мероприятия какие-то, то на учебники. Молча отдавал, да и всё. А однажды вдруг сказал, что лучше сам будет тебе учебники покупать. Это после того как, помнишь, у тебя учебник по английскому потерялся? Но тогда у нас ведь такого напряжения с деньгами не было.  А знаешь, я вот прикинула, сколько на шторы нужно для класса (размеры окон я примерно знаю). Образец ткани учительница показывала, цену знаю. Получились интересные такие расчёты. Оказывается на сумму, собранную в нашем классе, этих штор хватило бы ещё на четыре таких помещения. Вот так-то.
- Ого! – удивилась дочь. – Но Татьяна мне сказала, что шторы не для класса, а для актового зала.
- Ну, тогда, - продолжила мать, - на них должны были деньги с родителей всей школы собирать. – А это уже сумма другого порядка. Постой-постой! Я когда перед Новым годом была в этом зале, там ещё хорошие шторы висели, добротные такие, симпатичные. Зачем новые? Лишь бы деньги с нас содрать! В такое время не до шика! Но когда я училась, люди честнее, видно, были. Никаких таких сборов  вовсе не было, кроме того, что собирали с родителей по рублю на новогодний подарок; мы ничего другого и знать не знали. А сейчас какое-то странное время.
- У каждой странности есть причины. Ну, учебники, допустим, нужны для процесса образования, а шторы – совсем не обязательные вещи, тем более, что они есть,  - закончила разговор дочь.
    Г л а в а   10  с л е д у е т .


Рецензии