Запасная глава - памяти Галины Тумановой

Памяти Галины Тумановой

Запасная глава
Памяти Галины Тумановой


Раз не дано изменить неизменное,
Я переплавлю тоску на слова:
Ночи без сна, да стихи откровенные -
Жизни моей - запасная глава.

Я каждый раз, среди идущих по улице людей, издали безошибочно выделяла мою подругу, ещё не видя выражения её лица…Она несла себя, своё особое пространство независимо от окружающей среды. Ничего подобного я не встречала – была какая-то загадка в этой Галиной походке, точнее, плавной поступи…
Наша дружба, долгая и страстная, поскольку было в ней не только блаженство  общения и понимания, но и даже не ссоры, а порой  отчаянное неприятие, разлуки и примирения – всякое было, и длилось всё это чудо долгие годы.
Господи, ну зачем так беспощадно кончается то, что мнилось  - будет навсегда…
А началось так.
Наши дома были рядом, в те времена особаченные чрезвычайно – на прогулках можно было встретить и огромных ньюфаундлендов и микроскопических пудельков; кого только не было, не то, что сейчас …
Я выгуливала своих борзых – к моим уиппетам нередко добавлялась и афгана сына моего, и мы задружили всей компанией с парой русских борзых и их хозяйкой Валентиной. Тогда, лет надцать тому назад, в окрестностях наших домов на окраине нынешней Мосфильмовской , утопающих в зелени и примыкающих  к цветущим  просторам по-над Сетунью, такое раздолье было!
Итак, роскошное московское лето, все ещё живы – и люди, и собаки…Мы - я и пара уиппетов - возвращаемся домой с прогулки. А на лавочке во дворе меня окликают – какие дивные собаки, что это за порода? Слово за слово, разговорились мы с женщиной в годах, удивительно похожей- ну просто копия! – на английскую королеву Елизавету .
- А вот и дочь моя, Галина, и наши собаки, - вон они -молвила «Елизавета» , а меня зовут Нина Степановна.
Первыми прибежали знакомиться два голубоватых облачка – бидлингтон-терьеры, а за ними неслышно вплыла высокая темноволосая женщина в светлом полотняном платье…
Так мы встретились с Галей.
Предмет нашего первого разговора крутился под ногами - Галины бесподобные бидлингтоны в пушистой облачной шёрстке и мои уиппеты в атласном облачении, те и те схожие по впалым животикам и тонким «талиям».
Неизбежно затем возник и взаимный интерес – собаки собаками, а кто мы-то есть, чем дышим, чем занимаемся. Галин ответ потряс меня …
- Я беру двадцать килограммов мяса и костей - и делаю из этого балерину!
И пошло-поехало…Мы выложили столько о себе, словно были знакомы и дружны с детства. А детство разное у нас было – Галя коренная москвичка, а я выросла в провинциальном тогда Челябинске. Но были несколько «реперных точек» и первая из них – балет…То-то так ёкнуло у меня, когда услышала эту шикарную фразу от Гали (впрочем, она всегда мастерицей была на меткое словцо).
А высказывание её было точным и осознанным – многие годы Галя занималась именно этим – воспитывала и формировала из голенастеньких нескладных девчушек и мальчишек, своих учеников в обычной московской школе с необычным «уклоном» приверженцев искусства балета. И для кого-то это стало их профессией и судьбой.
Но не для Гали – в своё время она «переросла» эту стезю во всех смыслах – во времена её балетной юности высокий рост не котировался. И всю свою жизненную, творческую и любовную энергию она, как и мать её Нина Степановна, замечательный терапевт старой школы, вложили в дочь Татьяну. И Татьяна Туманова, закончив хореографическое училище, заслуженная артистка РФ, стала впоследствии балетмейстером, хореографом, режиссёром и успешно работала вместе с Галиной и своим мужем Романом, в прошлом солистом Большого театра…
А Галя, «выросшая из балета», поступает после средней школы в знаменитый технический вуз и блестяще заканчивает…Бауманку! (Вот ещё одна «точка» - я тоже после школы сдуру попёрлась на физмат и окончила его, потеряв пять лет своей жизни… Честно говоря, для общего развития оно неплохо оказалось).
Ах, да для нашего поколения это всё было в порядке вещей: были мы физиками-лириками в одном «флаконе»!
Во многом именно эта метка и определила наше притяжение друг к другу– выраженное в забытом ныне слове «непризавит» - несоответствие бушевавшей в нас творческой энергии и прокрустово ложе её применения  в извечных условиях нашенского бытования…
Кто-кто, а уж Галина, несмотря и вопреки, щедро и мастерски распорядилась заложенными в ней талантами! А талантов у неё столько было! Только один, на моей памяти, остался нераскрытым – пластическое воплощение линии, формы и цвета.
Но на самом краюшке земного жития Галя написала мне  - хочу рисовать, а вот  лежу и карандаш в руке уже не могу держать, нет сил…  И я уверена, дал бы ей Тот, кто распоряжается сроками нашей жизни, хоть пару лет жизни – и сверкнула бы ещё одна грань её богатой творческой одарённости -  гены! – Галин отец был скульптором…
Вот как точно описал Галину один из авторов Стихи.ру
в рецензии на мои воспоминания о ней:
Рецензия на «Непризавит» (Людмила Антипова)

Да, уникальная была личность. Баумана и балет. Для меня это означает совместить несовместимое. И писала она замечательно. А ещё садоводство, домашние питомцы... Её хватало на всё. И за что бы она ни бралась, делала это с душой. У неё, как она писала,был "синдром отличницы". Она умела работать над собой и доводить до совершенства то, чем занималась. Не хочется верить, что она ушла. Её будет нехватать многим из тех, кто был с ней знаком. Даже если не был рядом.

Таир Сущий   30.05.2021 09:15

В полной мере эти качества Галины Тумановой особенно проявились в последние годы жизни в стихах и прозе – это был поистине прорыв, вертикальный взлёт и расцвет её поэтического таланта, душевной просветлённости и духовного восхождения…

Стихи Галины Тумановой:

Прощенное воскресение

От солнца, что возможно лишь весной,
И от любви, возможной лишь в апреле,
Моя печаль рассыпалась капелью,
А радость - вдруг пришла сама собой.

В порыве нежных чувств и покаянья
Сегодня раздаю свои долги,
Ищу слова и клею черепки
Давно разбитой чаши пониманья.

Сегодня, в день "разжатых кулаков",
Прощу друзей, что обо мне забыли,
Своих любимых - тех, что не любили,
Прощу обидчиков и, может быть, врагов.

А я, блуждая в лабиринтах снов,
Ночных страстей и тягостных раздумий,
Сама себя прощаю за любовь,
За сладкий грех и за клубок безумий

Сплетеных из объятий роковых,
Из поцелуев горьких и напрасных,
Из столкновений с ложью лобовых
И заблуждений глупых, но прекрасных.

Клин выбивается клином

Голову прячу в ладонях,
Чтобы не выдать тоски.
Я, как заботливый конюх,
Время пасу у реки.

Ломтик луны, хоть высОко -
Мыши отгрызли ей край.
Где колосится осока,
Там и создам я свой рай.

Будет  шалаш на пригорке,
Солнцу светить повелю...
Где одуванчик рос горький,
Место найду щавелЮ.

Только не надо малины:
Сладкое мне ни к чему...
Клин выбивается клином,
Если вбивать по уму.

Горькое с кислым смешаю
(Стал не чувствительным рот).
Кто каждый день умирает,
Тот никогда не умрет.

Чтоб излечиться от боли,
Сыплю на рану я соль...
Смерти заложник невольный,
Что мне какая-то боль.

Лето не встретить до срока,
Не перепрыгнуть межу,
Чтобы остаться надолго,
Я навсегда ухожу.

На грани радости и слез...

На грани радости и слез
Светлы, чисты мои печали,
И колокольный звон венчальный
Плывет над кронами берёз.

И солнце вдруг, и снегопад.
Как так? Им вместе невозможно!...
И снег кружится осторожно,
Чтоб лучик солнца не погас.

И звуки падают на лес
Такой тишайшей благодати,
Что тает сердце от объятий
Звучащей музыки небес.

Куст тонко инеем блестит,
И ветки будто кружевные,
А по заснеженной равнине
Вдруг резво заяц пробежит.

А из под снега - краснотал,
И меж кустов тропинка в поле...

Минуй нас беды все и боли,
Чтоб каждый день счастливым стал.

Запасная глава

Мне бы нырнуть из тоски в откровения,
Горькой досады бы вытравить яд.
Много-ли, мало-ли солнца весеннего-
Тянется тень от меня на закат.

Хочешь не хочешь, но все неизбежное
С точностью выстрела сбудется в срок;
Что же минуты роняла небрежно я?!
Жизнь их глотала, как воду песок.

Годы-мгновенья и дни невозвратные
съедены... Сколько осталось мне лет?...
Мне бы назад, да билеты обратные
не выдают - "ПЕРЕРЫВ НА ОБЕД
в кассе вокзальной.
              "Когда он закончится?"-
Всем задаю этот глупый вопрос.
Знаю, что зря, но надеяться хочется...
Вот и пристроилась скромненько в хвост.

Очередь длинная - каждый надеется:
Кто долюбить, кто доделать дела...
Верят наивные: слюбится, склеится,
Снова начнут и... была не была!
-------
Раз не дано изменить неизменное,
Я переплавлю тоску на слова:
Ночи без сна, да стихи откровенные -
Жизни моей - запасная глава.

Не мучает меня вопрос

Не мучает меня вопрос - «за что?»
И умирать совсем-совсем не страшно.
Мне стал уже не нужен день вчерашний;
Уносит ветер, словно сор бумажный
Груз прошлого, коль время прожито.

Теперь важнее самый узкий круг:
Родных, друзей, что вдалеке и рядом,
Простор небес над оголенным садом
Да двор, что из окон доступен взгляду,
И котик мой, что ждет хозяйских рук.

Родных ушедших милые глаза
Зовут с собой - я вижу ясно лица...
А в памяти проходят вереницей
Ещё  вчера закрытые страницы...
И мне уже не хочется назад.

Закон физики

Когда уж лампочке погаснуть,
Она способна вспыхнуть ярко.
И нет желаннее подарка
Для угасающего дня,
Ведь нам так хочется огня...

Но это яркое сиянье,
Увы, не долго будет длиться,
И свет в тумане растворится,
Пустой надеждой поманя...
Я - пас. Сияйте без меня.

Надежда

Слишком краток был мой путь поэта,
Славу не успела заслужить.
Но надежда теплится при этом:
Все написанное мною будет жить.

P.S.
Стихи и проза Галины Тумановой здесь:
https://stihi.ru/avtor/tumanovagalina
https://stihi.ru/avtor/tumanovagalina1

под никами: Агата Данс ; Мария Степанова 5


Рецензии