Родительский дом

   Волею судьбы я оказалась в г.Ужуре, городок,затерянный среди сопок на юге Красноярского края.Я не представляла,что Сибирь так велика! В моих родных местах,когда едешь на поезде, станционные здания мелькают перед окном через каждый час,полчаса, а здесь едешь от одной станции до другой полдня, а то и больше.Кажутся бескрайними сибирские просторы,смотришь и до горизонта сплошной таёжный ковёр, а у горизонта облака запутались в верхушках деревьев и прилегли отдохнуть после долгого пути,некоторые оторвались от пушистого одеяла и поплыли вдогонку за поездом. Первое моё путешествие в Сибирь запомнилось на всю жизнь.

    Очень удивили меня Уральские горы с загадочным темным зевом тоннелей. Справа извилистая река , слева вертикальные горные склоны с причудливыми надписями покорителей гор,  впереди тоннель.Поезд уверенно врезается в эту темноту, сердце замирает. Смотришь на спокойных пассажиров и диву даёшься от молниеносной смены света и темноты.

    Потом началась величественная,покрытая своей тайной, секретами тайга. Ближе к югу Красноярского края появились сопки- предвестники Саянских гор,которые защищают край от северных ветров. Удивительно,но в этой местности выращивают арбузы,помидоры такие же сладкие,мясистые ,как у нас и сладкий виноград. Летом можно загорать, купаться в местных речках я не рискнула, вода ледяная! Но сколько в этих неглубоких, извилистых речушках рыбы,в основном, "красных"видов! Можно зайти и руками ловить. По берегам созревает таёжная смородина,малина,очень сладкие. Не зря медведи любят здесь лакомиться.

    Я ехала за мужем,которому предстояло служить в этих местах. Разместившись в семейном общежитии военного городка,мы принялись изучать прилегающую местность. Вокруг возвышались сопки, покрытые соснами,кедром и очень удивила меня встреча с белоствольной березкой.Я с мужем любила бродить ,рассматривать красоту таёжного края. Величественные кедры казались непреступными,стволы гладкие и ветки,усыпанные шишками на верху,как бы говорили:"Попробуй,достань!".Смельчаки пробовали, с особыми приспособлениями взбирались на дерево,чтобы набить шишек с орешками.Местное население щёлкали их,как у нас семена подсолнечника.

    Всё хорошо,красиво,но я очень скучала о своей малой Родине-селе,затерянном среди полей и оврагов юга Черноземья,где прошло моё детство,где жила моя мама и братья!

    Как только наступала весна,я уже готовилась к отпуску,билеты брала заранее. Весна здесь опаздывала ровно на месяц,по сравнению с временами года,к которым я привыкла. Поэтому июнь я назвала весной,сирень, черёмуха здесь только начинала цвести.Спать ложилась,а перед глазами вставали воспоминания о пышноцветущих яблонях в саду у родителей,нежный аромат парил в воздухе,в некоторых местах он соединялся с нежным запахом сирени и терпким черемухи. Обилие ароматов кружили голову.

    Дождались отпуска,собиралась в дорогу несколько дней.Садимся в нужный нам поезд,занимаем всё купе. Нас уже четыре человека,появились на свет и подросли сыночки,которые были необыкновенно рады,что путешествие будет длинным, ехать несколько дней и ночей.Время проходит незаметно в разговорах,играх,чтением книг,лазанием на верхнюю полку,прогулках на остановках.На вторые сутки проехали величественный Урал,а утром на следующий день появились знакомые картины за окном:спеющие вишни с яркокрасными плодами,яблони с розовыми и сочножелтыми яблоками,ветви под тяжестью урожая наклонились к земле. Предприимчивое местное население продавали пассажирам вишню,яблоки в газетных кулечках. Дети дёргали меня за подол платья:"Мама,купи,купи!".Довольные покупкой жевали ягоду,морщились от кислоты,а косточками перестреливались с детьми соседних купе, с которыми к тому времени перезнакомились,сдружились. Все ехали  на лето к бабушкам" на витамины"!

    Приехали ночью,вываливались из вагона с радостными возгласами: "Бабушка,мы приехали!".Наутро шли изучать и кормить  живность,которая бегала у мамы в загоне.Куры,утки разбегались врассыпную,так как старшенький наровил их поймать.Потом пошли знакомиться с козлятами,и сторожем двора по кличке"Муля".Пёс охранял свою территорию преданно,звонко лаял,давал сигнал при появлении посторонних. Никто не мог подойти даже к забору дома, почтальон вставляла газеты в ящик и боязливо торопилась дальше.Выглядел"Муля" неказисто:маленькая дворняга с темными пятнами по серой шерсти и маленьким хвостом,закрученным вверх.Но как он нас запоминал и с детьми первый раз виделся?!Ниразу не тявкнул,даже зубы не показал,а радостно повизгивал и крутил хвостом.Потом сыновья с ним подружились,кормили конфетами,чесали  живот,позволял быть живой игрушкой.Мама за голову бралась и приговаривала:"Ой,что я буду делать,когда вы уедете,чем кормить его?".

   Днём приезжал брат Николай с сыном,детвора радостно играли. Коля был председателем  соседнего колхоза и давал команду:"Племяши,в машину марш!"Возил их по полям,показывал,как комбайны работают в уборочную.Сыновья всё рассматривали широкооткрытыми глазами,кормил на полевом стане,привозил вечером уставшими,но довольными.Успевала только искупать и они засыпали сразу.На другой день возил нас на р.Кардаил,где мы купались  в тёплой воде и загарали.На другом берегу рыбаки ловили рыбу,да так частенько снимали улов с крючка,что и нам захотелось подержать удочку.

   Что удивительно,мы с мамой успевали и побелкой заниматься и кушать готовить.Дом белили,красили  резные ставни в голубой и белый цвет,сыночки помогали,мулевали фундамент.Муж ремонтировал штакетник,ладненько у  него получалось. Мама хвалила за работу. Очень любили мы мамины сырники,пропаренные в сметане,вкусно-пальчики оближешь. Я тоже готовила,но пять с плюсом ставили бабушке за сырники,щи,а мне просто пять. Сейчас я тоже готовлю сырники детям,внуку. Все кушают нахваливают,но я сама себе эксперт,попробую и оцениваю:"Нет,не как у мамы!". Ещё все любили вареники с вишней.
   Частенько к вечеру ходили на пруд ,забирать своих гусей. Поверхность пруда  сплошь  покрыта водоплавающей птицей,что человеку трудно было в воду зайти.Ждали своих гусей,когда наплаваются и выйдут на берег ,тогда стайкой гнали домой. Сыночки брали ветки,бегали вокруг и приговаривали:"Тега,домой!".Потом кормили,близко не подходили,боялись щипучую гусыню. Когда стемнеет,то прятались в шалаше, наберут сливу,жуют и поджидают меня.
    Через несколько дней приезжал старший брат Анатолий с детьми. С того момента мы уже все находились под его присмотром. Он был для всех нас"папой",миротворцем.Всегда старался разные жизненные ситуации разрешить мирным путём.Папа наш умер рано,не застал внуков,но был мысленно с нами.Он основатель нашей дружной семьи.В родном доме всё знакомо,каждая тропинка,каждый кустик,бугорок. Можно ночью пройти и не спотыкнешся,чувствуешь,где кирпичик углом торчит,где колючка вылезла из-под плиты.

   У мамы голова кругом шла,как все организовать,но делалось самособою.Мы приезжали каждый год к ней,в родной наш дом,где ждут,всегда поймут и поддержат.После отпуска я возвращалась окрылённая, энергии хватало надолго.

   Наша мамочка-это особая песня! Необыкновенной доброты человек,которая могла к каждому(а нас детей было четверо),подобрать слово, поддержать. Мне говорила:"Дочка,ты в жизни старайся поступать по-доброму!".Я возмущалась:"Ты,что? Съедят!". Потом,много лет спустя,я прочитала такое наставление в умной книге и поняла, о чем меня просила мама.После её смерти земляки вспоминают о ней,как о добром и отзывчивом человеке.

   С мамой жил наш младший брат Алексей.В дни летних каникул он выполнял функцию "пионервожатого" у племянников. Леша организовывал  разные игры,то в прятки играли,то мяч гоняли босиком по выгону рядом с домом,то боксировать учил.Больше нравилось прятоться за сараем,а то и в копне соломы,где  я их вечерами находила.В некоторые дни помогали бабушке поливать овощи,особенно плескаться в ёмкости,вода в ней была тёплая,водные процедуры принимали с удовольствием. Так проходили дни в радости и счастье!
   С мужем,к сожалению,расстались.Вольный сибирский ветер вскружил ему голову.
   Прошли годы,много воды утекло с тех пор. Нет родителей,нет братьев,нет дома,но остались счастливые воспоминания о любви,в которой мы жили!


Рецензии