У тразименского озера

  Ганнибал стоял на холме. Рядом были телохранители и молодой грек в кожаном панцире. Вчера римский консул вместе с армией прибыл к Трази- менскому озеру, поставил лагерь, где заночевало войско. Разведка римлян карфагенян не обнаружила и сегодня ловушка для римской армии должна была захлопнуться. Ганнибал сам выбрал для сражения этот гористый район. Условия местности для его войска были самые благоприятные. Между гора-ми и озером здесь лежала долина, в которую с запада вело узкое дефиле, у выхода из долины возвышался запиравший её холм. Сейчас Ганнибал с тяжё-ловооружённой пехотой, своими ливийскими и иберийскими ветеранами, расположился на центральных высотах, параллельных берегу озера. У входа в долину он скрытно разместил галлов и конницу, а на холме, закрывавшем выход – легковооружённых пехотинцев и балеаров-пращников. Кроме этого на дороге у выхода из долины римлян ожидал сюрприз, который должен был привести в смятение прорывавшихся легионеров. Ганнибал знал, что Фламиний бросится за ним. Недаром он с войском шёл по направлению к Риму, сжигая дома и хозяйственные постройки, разоряя и уничтожая мирное население, приводя в ярость догоняющего врага. Консулу нужна была победа, между прочим, и для того, чтобы ещё более укрепить своё положе- ние вождя плебеев и отстранить от власти враждебные ему патрицианские группировки.
               
  Утром римская армия выступила из лагеря.  Огромная чаша озера дымилась и всю долину затянуло туманом. Римляне вышли на единственную дорогу, которая огибала Тразименское озеро.  Фламиний скакал на белом коне. Ганнибал прислушался. Тишину утра нарушали приближающие звуки: звон оружия, фырканье мулов, скрип колёс, топот ног и грубые окрики центурионов. Римское войско постепенно втягивалось в покрытую туманом долину.               
               
  - Клеандр, тебе пора,- обратился Ганнибал к молодому греку,- Услышишь сигнал, поджигай.
  …Когда карфагенская армия пришла в Эрутрию, Махарбал, начальник конницы, привёл к полководцу измождённого молодого раба в одной набедренной повязке. 
  - Он ищет тебя,- обратился к нему кавалерист,- говорит, что из Сиракуз. Город Сиракузы был союзником Карфагена.
  - Ты хочешь сражаться с римлянами?- спросил Ганнибал по-эллински.
  - Да,- ответил раб,- Но я знаю то, что здесь никто не знает. Полководец вопросительно посмотрел на него.
  - Перед тем, как меня захватили пираты, я был учеником Архимеда. Ганнибал слышал о знаменитом учёном.
  - Как ты покинул Сиракузы?
  - Я отвозил свою сестру и мать к родственникам. Когда на нас напала римская триера. Мать убили, сестру продали в лупонарий, а я попал сюда. Ганнибал, я сделаю для тебя взрывчатую смесь, чтобы ты взорвал стены проклятого города!
  - Что тебе нужно?- спросил карфагенянин.
  - Пусть всадники берут меня в набеги на виллы и селения, я там найду всё, что мне нужно. Ганнибал помолчал, потом обратился к одному из своих телохранителей:
  - Хорошо. Магон, ты отвечаешь за него головой, приведи его в порядок, давай ему всё, что он попросит.
               
  После этой встречи Клеандр, так звали грека, во время налётов отрядов конницы собирал какие то вещества, а потом смешивал их, перетирал. Декаду дней назад он пришёл к полководцу и попросил его пройти с ним, чтобы показать действие смеси. Ганнибал вместе с сопровождающими отъехал от лагеря. Грек закопал под большой камень глиняный кувшин, прикрепил к нему пропитанную маслом верёвку, поджёг её и потребовал, что бы все отошли подальше от камня закрылись щитами. Через некоторое время раздался взрыв, сверкнул огонь, каменная крошка ударила по щитам, кто-то выругался – досталось по ногам, поднялся клуб дыма. Пыль рассеялась и полководец подошёл к валуну. Камень раскололся пополам. Он одобрительно посмотрел на грека:
 - Клеандр, а если в кувшин добавить свинцовых шариков?
 -Они будут ломать кости и наносит раны. 
 - Хорошо. Добавь.
 Вчера вечером на обочине дороги у выхода из долины грек закопал дюжину больших кувшинов со своей смесью, добавив туда гальки и свинцовых шариков.               
               
  Римское войско вошло в долину полностью. Ганнибал подал сигнал. Местность наполнилась нестройным гулом. Град камней, туча копий посыпалась на легионеров. Бросив копья, ливийцы и иберийцы сбегали с холмов вниз и поражали врагов мечами. Теснота и паника не позволяла римлянам развернуться в боевой порядок. Застигнутые врасплох легионеры бежали влево и вправо, но сталкивались с воинами других манипул, которых гнала карфагенская кавалерия. Многие бросились в озеро, надеясь добраться до островков, расположенных недалеко от берега. Пока было мелко люди шли по дну. Поверх воды виднелись головы, плечи, руки с бесполезным оружием. Камни, копья, шарики из обожжённой глины и свинца догоняли римлян в воде. Другие искали спасение на холмах, но попадали под удары, нанесённые сверху, скользили, падали, погибали. Тяжёлая пехота Ганнибала, пробившись к озеру, разделила римскую армию пополам. Бой вёлся одновременно и с фронта, и с тыла, и  с флангов. С консула ударом камня сбили шлем.
  - В строй! В строй!- кричал окровавленный Фламиний, размахивая мечом. Телохранитель Ганнибала Дукарий налетел на консула и зарубил его.  
 Передняя часть римского войска пробивалась к выходу. Балеарские пращники издалека расстреливали легионеров и отступали. Их вооружение не позволяло вступить в рукопашный бой. Часть римлян прорвалась, когда на обочине дороги загремели взрывы. Камни. Свинцовые шарики поражали прорывавшихся воинов, поднявшая пыль и грохот взрывов усилили панику. Легионеры отступили к озеру, заходили в него, пытаясь уйти от смерти. Солнце нагрело воздух, туман рассеялся. Балеарцы устроили охоту на беззащитных людей. Римляне стали сдаваться. Ганнибал отправил Махарбала с конницей за сумевшими вырваться вражескими воинами.               
  Наёмники приступили к «жатве» - так в карфагенской армии называли сбор всего, что осталось на поле битвы. У военных трибунах, легатах, всадниках срывали золотые кольца, носившиеся на третьем пальце правой руки. С растерянным лицом, с перевязанной окровавленной тряпкой рукой подошёл Магон.
  - Где Клеандр?- вскрикнул полководец. Магон опустил голову:
  - Его проткнули пилумом, я не смог защитить грека. Когда мы подожгли верёвки и стали отходить, кто-то метнул копьё через меня,- оправдывался  телохранитель. Ганнибал вместе со свитой поскакал к выходу. Навстречу попадались балеарцы, которые искали своих убитых, чтобы похоронить их по обычаям предков. Вот ещё один пращник, нашедший смерть в бою. Земляки оттащили его в сторону и перебили ноги дубинами. Теперь покойник не страшен: он не сможет являться ночью и пугать живых. Недалеко от дороги, в кустах, пришпиленный к земле пилумом лежал грек. Радость от победы померкла. Полководец осознавал, как он рассчитывал на Клеандра и его взрывчатую смесь  во время штурма Рима. Подскакал Махарбал.
  - Всех взяли, возбуждённо проговорил он,- Шесть тысяч. Правда,- замялся он,- Я обещал римлянам, что их отпустят на свободу, если они сдадут оружие. Ганнибал нахмурился:
  - Ты не имел права давать противнику любое обещание. Закуй пленных и отдай под стражу галлам. Полководец повернулся и шагом поехал назад, на поле битвы.               
               
                Примечания.               
         Лупонарий – публичный дом.
        Пилум – метательное копьё.               


Рецензии