Плевок в чужой костёр

(Вынужденная открытая публикация по причине отсутствия достойной ответной реакции на критические замечания автору)

Тулпар, здравствуйте.

Для трезвого обсуждения, хочу затронуть тему, которую я бы шире назвал "Несправедливый плевок в костёр незнакомого старика".

Вы пишите в одном из своих рассказов: 
«… Сидела бы так вечность! Никаких стрессов, никаких кризисов! Никаких грубых слов, что оставляют шрамы и на сердце и на душе…» («Любопытный соболюшка»).

Ещё Вы пишите, что самокритичны: « …….. у нас - людей экстремальных профессий, при том, с развитой самокритикой, всегда есть моменты, которые хотелось бы изменить, но не возможно. Мы способны видеть собственные и чужие ошибки. Но нужно исходить из факта, как уже случившегося, и жить дальше, действуя с учетом даже столь жесткого опыта. Мы не Боги, мы - люди. Мы не можем не ошибаться. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает….».

При беглом знакомстве с авторским творчеством, счёл Вас интересным человеком. В связи с этим, выдался случай проверить вес Вашего слова и умение достойно принимать удар трезвой критики, после которого автор находит в себе мужество не стать в обиженную позу, а исправить ошибки (если он неправ).

А теперь перейду к сути этой неожиданной и неприятной костровой посиделки с глазу на глаз.

Меня это изрядно озадачило, но Вы сочли возможным написать предвзятую и недобросовестную (на мой взгляд) рецензию* к рассказу «Кошка пролила кофе - это знак»

Бывший лётчик (автор рассказа) не счёл нужным толком проверить суть написанного и зачем-то, «ни к селу, ни к городу» поспешил опубликовать вашу, мягко сказать,  поверхностную рецензию (его очерк «Мысли читателей после чтения опусов полковника»). Если быть (по-военному)  точным, то он сначала опубликовал свой текст в 14:52, а затем в 14:54 отыскал, через поисковик, рассказ про костёр на снегу, бегло освежил свою память рецензента и бездумно согласился с вашей недобросовестной трактовкой.

Пройдёмся по тексту этой злополучной рецензии.
Вы пишите:

- «Прочитала вчера рассказ "Костер на снегу". Автор Батя. ….обратила внимание на серьезные ошибки: Спали, оставив сушиться обувь, носки у костра на ночь без присмотра. Что бы случилось, если бы обувь сгорела!...»

В.К.: Туристам на месте было виднее, как поступать, но с этим толковым замечанием соглашусь полностью - риск был неоправданным;

- «…Негативно отзываются о парне, что сошел благоразумно с дистанции, реально оценив и силы и атмосферу дилетантства….»

В.К.: Где в тексте Бати Вы нашли эту информацию? Процитирую его слова об этом: «Не выдержав вчерашней нагрузки, нас оставил один участник. Благо, что машинная дорога рядом. От этого увеличился груз наших рюкзаков и соответственно нагрузка на плечи и ноги».

И это всё (!!!) что сказал тактичный Батя об этом человеке. Где же здесь негатив, который так Вас возмутил?   Как бы Вы высокомерно не обзывали дилетантским туристический поход, под руководством Бати и Патриарха Дн-го туризма Мастера спорта СССР, но в военное время такому поступку было всегда одно название – дезертирство с поля боя. Там ведь тоже можно было трезво просчитать, что события опасны и враг сильнее. В самый неподходящий момент, предательски и малодушно, бросить своё оружие и удрать, взвалив ещё и свой груз боекомплекта с амуницией на плечи товарищей. Мне странно это назидание Вам писать, но хочу напомнить, что любой (даже прогулочный туристический поход) – это, прежде всего тоже бой, но только с самим собой, а уже во вторую очередь с текущими обстоятельствами.

В.К.: Это не очень оправдывает текст рецензии в адрес уважаемого человека. Но здесь, объективности ради, предположу, что Вы сюда невольно приплели моё личное мнение об этом инциденте, которое я озвучил в своём дополнительном рассказе «Батя – мой дедушка»:

«……..Этой ночью все с нетерпением ждали рассвет.

    «…И он наступил – солнечный и морозный…», как написал в своём рассказе Сергеевич, но дальше за этим последовали важные события, которым скромный Батя уделил всего несколько предложений, больше похожих на сухой текст бортового журнала, чем на строки художественного рассказа: «…Не вполне отдохнув, мы продолжили путь дальше, правда, с потерями. Не выдержав вчерашней нагрузки, нас оставил один участник. Благо, что машинная дорога рядом. От этого увеличился груз наших рюкзаков и соответственно нагрузка на плечи и ноги….». И… всё!!?

     Ни конкретной фамилии и имени, сошедшего с дистанции. Ни назидательно-поучительного анализа. Это очень положительно характеризует Сергеевича, как человека. Ну и правильно, жизнь сама всё расставит по своим местам. Группа должна продолжить движение. Для этого тут и собрались люди под этим морозным небом, чтобы пройти свой очередной путь до конца, «мимоходом» проверив свои физические и духовные силы. Хотя этой ночью их мысли тоже метались в сознании, гонимые целым ворохом сомнений в правильности выбранного завтрашнего пути. Подлый сюрприз погоды, в виде предательского ледового наста, полностью выбьет движение группы из графика. Из-за этого есть большая вероятность того, что в какой-то момент морозная ночь настигнет людей вдали от спасительного жилья. Для выбившегося из сил человека – это экстремально опасный вариант.

    Поэтому, ранним утром морозный рассвет высветил не только новый день жизни, но и силу духа каждого из участников этого «прогулочного» туристического похода. Физически все были хорошо подготовлены, а вот духовной силушки не всем хватило – сломался внешне крепкий мужчина. Он посчитал для себя безумием и неоправданным риском дальнейшее движение в таких условиях. Решил всё и всех бросить. Несмотря на то, что группа приняла решение продолжить путь дальше. Его не смутило и то, что девушки оказались духовно сильнее, и то, что коллективная часть груза из его рюкзака ляжет дополнительной нагрузкой на плечи всех участников группы. Он принял решение вернуться по проторенной лыжне назад в посёлок лесорубов и ехать домой. Не известно, какими глазами он смотрел на своих близких, после внезапного возвращения. Как он вообще дальше жил с этой горечью поражения? Была ли у него после этого вера в собственные силы? Сергеевич об этом промолчал, но думаю, что вряд ли этого человека включали в состав будущих туристических походов.

«…В краю, где пурга свистит,
Где ветер и снег,
Вдруг может на полпути
Устать человек…»
(слова Л. Дербенева )…………..»

Дальше Вы в своей рецензии пишите такой несправедливый пасквиль:

- «…….Описывают о плановых ночевках в избах охотников, где охотниками оставлены продукты - не для туристов! Завезены на промысловый сезон. Это фактически залезть в чужую квартиру в отсутствии хозяина и съесть его продуктовые запасы из холодильника...

Пишу о том, что поняла насколько большая часть горожан не знают элементарных правил выживания и норм поведения в лесу……»;

В.К.: Это уже совсем возмутительный плевок предвзятости! Где Вы в тексте Бати нашли строки о том, что его группа, посещая чужие балки и зимовья, грабила запасы промысловиков и лесорубов?
Приведу здесь его дословные слова об этом моменте, а Вы попробуйте догадаться, что в своём рюкзаке нёс каждый из участников группы, кроме личного белья и спальника. Забежав вперёд, предположу, что это был весомый запас продуктов походного питания, чтобы было сподручнее грабить чужое жильё?: «…..В предыдущих походах по Карелии мы для НОЧЛЕГА (только!! прим. авт.) использовали оставленные дома, охотничьи избушки или гостеприимство деревенских жителей. В этот раз маршрут предполагал такие же НОЧЛЕГИ (только!! прим. авт.), поэтому палатки мы не брали,….»; «….перейти протоку Онежского озера, выйти на знакомый нам по прошлым походам остров и там, в оставленной на зиму деревне, провести остаток своего отпуска, занимаясь прогулками по окрестностям, РЫБАЛКОЙ (!!!), русской баней….».

Если Вы путаетесь в наших рассказах, то в вот цитата из моего о походе группы Бати:

«…..В этом месте Владимир Сергеевич, как руководитель группы, принимает решение сделать короткий привал-передышку в одиноко стоящем балке, оборудованном печкой. До первой запланированной ночёвки ещё долгий путь. Кружка горячего чая с бутербродом будет сейчас, как нельзя кстати.

    Все лесные жилища, ожидающие в сладкой дрёме очередного путника,  одинаковы своей внутренней атмосферой жилого помещения. Дверные замки вешать не принято – только засов от любопытного зверья. Откроешь дверь, и тебя встретит ажурное кружево паутины, заботливо развешенное пауками по углам дверного проёма. В нос путника сразу ударит запах специфического воздуха брошенного жилого помещения, сиротливо живущего своей жизнью.

     В этом воздушном коктейле: запах древесной золы, табачного дыма, мышиного помёта, дров, прелости, керосина, и ещё чего-то неуловимого, но настойчиво лезущего в нос новому постояльцу. Потом помещение обживётся, уйдёт удушливая прелость, и к его запахам добавятся новые: аромат продуктов и приготовленной пищи, запах раскалённого печного кирпича и чугунных колец…

   В таких жилищах неукоснительно соблюдается неписаное правило лесного гостеприимства. Путник всегда тут может найти спички, небольшой запас дров и продуктов. Например, банку муки или крупы. Соль, сахар, табак, а иногда и консервы. После себя принято, тоже обязательно что-нибудь оставить. Погостил, заготовь дров следующему после тебя путнику, если есть возможность, то и немного оставь спичек и продуктов. Так выглядит лесной этикет, выработанный суровыми буднями лесной походной жизни…..».
Где даже в моём тексте Вы могли увидеть, что туристы Бати выгребли все продукты из балка?? Когда писали свою рецензию, Вы точно не с той ноги встали. Не думал, что нужно пояснять свой текст слишком «бывалой» путешественнице, которая так же, как дилетант-горожанин Батя, обошла своими ножками практически все горные маршруты той необъятной страны.  Водила мужественных бродяжьих людей, через невероятные просторы да так, что те дали уважительное прозвище своему руководителю – Батя. Словом, в моём тексте просто написано, что для путников попавших в беду в таких жилищах всегда есть неприкосновенный запас, который им может, при случае (!!!) спасти жизнь. Но это не значит автоматически, что группа Бати прикасалась к этим продуктам и не оставляла после себя новую заготовку дров!

Справедливости ради ещё скажу здесь. Хотя, Ваше возмущение некоторыми бесцеремонными «туристами» нового веяния я вполне разделяю. К сожалению, есть и такая проблема в лесах и горах. Я, как-то схлестнулся с одним таким специфическим романтиком походной жизни. Кстати, он может и неплохие рассказы о туризме писать, если захочет, но моральные ценности у него хромают, зараза!

Процитирую свою с ним полемику «Даёшь раздолбайство! Хватит гундосить Окуджаву!»
http://proza.ru/2019/08/13/818

«……..  На мой дилетантский взгляд есть в творчестве «Николая Быкова 2» и текстовые «ложки дёгтя». Пример, его рассказ «Коляныч в походе» (Николай Быков 2).

  Мой отзыв на это произведение: «В целом, походную тропинку из слов автор задорно уложил, натурально передав атмосферу бесшабашного быта залётного городского состава новичков-туристов, которым, к сожалению, не достался достойный попутчик-наставник в виде толкового руководителя группы. Два инфантильных "слона" оказались под стать своему шефу-инструктору. Такие пешие эксперименты со случайно выбранными попутчиками могли закончиться, как в моём рассказе "Мистика прерванного горного похода" http://www.proza.ru/2018/03/26/637
 
  Неприятный осадок оставил факт походного мародёрства. Это тот момент похода, когда городские туристы зашли в незапертый домик горных пастухов и украли разливное вино, и бутылки с чачей. Таких путников не за что уважать. Они позорят туристов. Гостеприимные горцы всегда выгодно отличались от пришлого люда своим хлебосольным радушием, да и у бывалых таёжников нет замков на дверях. В их избушках есть засовы, которые предназначены только для дикого зверья. А тут "люди" с городской цепи сорвались, и ещё этими подвигами бахвалятся. Мне милее, такие инструкторы, как наш легендарный Батя (Осадчий Владимир Сергеевич, мои рассказы:

- "Деды, или Двенадцать месяцев и Снежная королева" http://www.proza.ru/2017/04/09/562 ;
- "Батя - мой дедушка" http://www.proza.ru/2017/06/21/866 ).

  В нашей компании, после себя, свято принято всегда восполнять в таёжных избушках запас дров, продуктов и воды - это вопрос походной чести»…………..»


Я всё сказал, что хотел. Извините, если был резок, но Вы поспешили себя в лесные супермены записывать, а главное не судите (предвзято и поверхностно) да не судимы будете.

Тут озорная память мне почему-то образ моего бывалого знакомого («горожанина») подкинула, который после смертельного диагноза, чтобы не доставлять хлопот своей семье, поехал на самый дальний Север, что бы там умереть. Но случился невероятный факт – лютый мороз остановил смерть в его организме. Да так, что он пешком исходил эти суровые края, охотился, работал вахтовиком, спал в снегу без снаряжения и даже влюбился в якутку шаманского происхождения…… Всё никак не соберусь рассказ об этом «горожанине» опубликовать. :)))

Если мои доводы сочтёте убедительными, то хотя бы воспользуйтесь функцией «редактировать» текст рецензии. К счастью, Батя (Сергеевич) Вашу рецензию не читал. После того, как он похоронил свою жену, он ещё долго не зайдёт на страницы сайта.


Ещё раз прошу прощение за горячность.

С уважением, Виктор





*****

*Рецензия на «Кошка пролила кофе - это знак» (Полковник Чечель)

"Уважаемый В.В.!
Всецело согласна с Вами относительно живности в доме. А еще, главное, поняла, что необходимо делиться с незнающими опытом жизни и выживания в разных ситуациях. Не всегда можно быстро дойти собственными мозговыми ресурсами. Быстрее учиться на чужих ошибках, не на своих.

Прочитала вчера рассказ "Костер на снегу". Автор Батя. Там есть и Ваша точка зрения. В рассказе описывается ночевка у костра группы туристов.

Для меня - это проза жизни! Не событие. Тем более, что группа туристов ночевала в спальниках, группой, при фактически плюсовой температуре днем. И относительного тепла ночью. Для меня. Повторяюсь, это комфортные условия. А для туристов города расценены как небывалый экстрим.

Описывают костер нодью. Но столь замысловатую!
Еще обратила внимание на серьезные ошибки:
Спали, оставив сушиться обувь, носки у костра на ночь без присмотра.
- Что бы случилось, если бы обувь сгорела!

Негативно отзываются о парне, что сошел благоразумно с дистанции, реально оценив и силы и атмосферу дилетантства. И восхваляют девушек, что шли до конца мужественно! Описывают о плановых ночевках в избах охотников, где охотниками оставлены продукты - не для туристов! Завезены на промысловый сезон. Это фактически залезть в чужую квартиру в отсутствии хозяина и съесть его продуктовые запасы из холодильника...

Пишу о том, что поняла насколько большая часть горожан не знают элементарных правил выживания и норм поведения в лесу. О необходимости, значимости Вашего опыта - реального! О необходимости о нем писать, чтоб в будущем экстремалы могли реально рассуждать. Оценивать опасность фактическую, а не надуманную.
С уважением!" (Тулпар Немшан   30.05.2021)


Рецензии
В моём представлении Тулпар очень чётко и очень корректно высказала своё мнение, чего не скажешь о Вашем отзыве, Виктор, написанном в оскорбительном тоне.
С уважением
Владимир

Владимир Врубель   04.06.2021 16:44     Заявить о нарушении