Ананд. Глава восемнадцатая

Начало повести - http://proza.ru/2021/05/20/1508

От загса все поехали на волжский косогор. Добравшись до места, Рубина оставили на привязи под простершейся над дорогой ольхой и, захватив с собой все припасы для брачной церемонии, гуськом прошли по едва приметной среди высоких трав тропинке к Волге. Ананд скинул сапоги, спустился босиком с обрывистого берега к реке, зачерпнул ведром воду, вернулся наверх, наполнил водой самовар, раздул топку. Распрямился, постоял в раздумьи, запрокинув голову к небу, и с чувством произнес:

— Какие тут певучие жаворонки — все небо от песен звенит!

— У нас они с мая жизни радуются, — отозвалась Людмила.

— А разве это плохо?

— Хорошо…

— Вот и я о том же. А какая вокруг открывается ширь! — продолжил восхищаться Ананд. — Вдохните глубже воздух. Он же весь пряный от запаха трав. Его можно пить! Здесь изобилие всего и вся. Это место благословенное. — помолчал, собираясь с мыслями, и перешел к главному: — Загс соединят мужчину и женщину силой закона, а свадебный обряд — силами любви, верности, красоты. Освященному древним обрядом союзу сердец не страшны житейские бури. Но, прежде чем перейти к нему, мы должны хорошо подготовиться. Все ли готовы участвовать в подготовке и проведении обряда бракосочетания?

— Все, все… — раздался в ответ недружный хор голосов.

— А что мне делать? — поинтересовался Андрейка.

— Для тебя особое задание, — повернулся к нему Ананд. — Собери на берегу красивые камни и обложи ими место для костра так, чтобы получился круг, за пределы которого не должен падать ни один уголек. Потом разожжешь костер и будешь поддерживать священный огонь. Не забудь при этом запечь к праздничному столу картошку. Она лежит на дне корзины под полотенцем. Самое важное, делать все так, чтобы и сам процесс, и все что в итоге получается, нравилось тебе самому.

Сбоку к Ананду подошла Настя, потянула за рукав:

— А какое задание для меня?

Он нагнулся к дочери, погладил по волосам:

— А для тебя самое красивое. Отыщи на поляне с десяток колокольчиков, цветок пижмы или чистотела, сорви и принеси мне. Потом собери такие цветы, которые тебе больше нравятся, и сплети из них венок. После пения мантр дождись, когда я встану. Мама будет еще сидеть, ты подойдешь и наденешь ей венок на голову.

— За вами, дорогие дамы, — Ананд повернулся к беседующим в стороне Полине Федоровне и Людмиле, — свадебный стол. Он тоже должен быть красивым, привлекательным, как вы сами.

Минут через пять, когда Настя принесла цветы, жених пригласил невесту присесть на расстеленный поверх травы брезент и оплел щиколотки ее ног двумя маленькими веночками из колокольчиков.

— Это тебе мой подарок к свадьбе. С первого заработка я подарю тебе браслеты с серебряными колокольчиками, чтобы они не только украшали твои ноги, но и радовали слух своим нежным звоном.

Надежда встала, обошла вокруг огня, остановилась.

— Ты знаешь, а эти тоже звенят, только очень-очень тихо. Послушай! — она сделала на цыпочках несколько шагов. — Правда, звенят?

— Пройди еще раз.

Надежда обошла вокруг Ананда и снова остановилась.

— Правда, — произнес он, оторвал взгляд от невесты, поднял голову и, привлекая к себе внимание, хлопнул три раза в ладоши. — Отложите дела. Сядьте около костра справа от нас, — подал Надежде руку. — Присядь.

Она послушно села у его ног на брезент.

— Андрейка, — позвал паренька Ананд, — в корзине лежит небольшой мешочек, перевязанный красной лентой. Дай его, пожалуйста, мне.

Андрейка с готовностью потянулся к корзине, вытащил мешочек, встал, подбежал к Ананду:

— Вот.

Собрался было вернуться и сесть на прежнее место, но Ананд остановил его:

— Подожди, — развязал стягивавшую верх мешочка бечевку, вытащил из него шесть связок коротких сухих веточек, одну передал невесте, самую маленькую оставил себе, а четыре вручил Андрейке. — Одна твоя, а остальные передай Полине Федоровне, Людмиле и Настеньке. — поднял свою связку вверх и пояснил рассаживающимся сбоку от них участникам свадебного обряда: — Я буду на древнем языке петь мантры, а потом бросать в огонь дары: мед, зерна пшеницы, топленое масло, веточки яблони. Всякий раз, когда я буду делать это, вы следом за мной бросайте в костер по одной веточке. Ничего сложного. Но еще более важно, чем мои и ваши действия, это то, с какими чувствами мы будем их совершать. Прислушивайтесь к себе и мысленно прикрепляйте к каждой летящей в огонь веточке те добрые чувства, которые будут возникать у вас. Объединяясь, они будут умножаться у каждого из нас.

— Как это? — удивилась Людмила.

— Не знаю. Просто так происходит. Когда-нибудь ученые разберутся, а пока будем пользоваться тысячелетним опытом предков без каких-либо объяснений. Начнем?

— Да! — раздалось со всех сторон.

— Тогда закройте глаза, вслушайтесь в окружающие нас звуки, пенье птиц, потрескивание костра. Когда я запою мантры, переключите внимание на свои мысли, плохие они или хорошие, примите их такими, какие они есть, потом перейдите к возникающим у вас чувствам. Когда придет время бросать веточку в огонь, я произнесу «хо-о-оп!». Бросьте одну веточку. И так будет повторяться насколько раз. Если, погрузившись в глубины сознания, пропустите момент и не бросите, не переживайте. Главное — наблюдать, как меняются чувства, остальное все второстепенно.

На несколько минут над поляной воцарилась тишина, все послушно закрыли глаза. Ананд запел свои мантры, и где-то в вышине снова зазвенел жаворонок, ветер прошелся по траве, тронул лица. Потом в какой-то момент снова все замерло. Ананд произнес «хо-о-оп!», бросил в огонь зерна пшеницы. И вновь все ожило. Так продолжалось несколько раз. Ананд пел мантры, лил в огонь масло, мед, бросал вместе со всеми веточки… В конце церемонии, когда пламя костра спало, Ананд знаком показал Андрейке, чтобы тот положил в угли картошку. Спустя минуту сам поднялся.

Настя тут же сорвалась со своего места, сияя от радости, подошла к матери и со словами: «Это я сама сплела», — надела на ее голову поверх фаты венок из полевых цветов. Надежда расцеловала дочь и промокнула платочком набежавшую слезу. Настя вернулась на свое место.

Ананд подал руку невесте. Опираясь на его ладонь, она поднялась. Они разняли руки. Жених сделал шаг вперед, обернулся к невесте и воскликнул:

— Моя возлюбленная, наша любовь становится непоколебимой с первым шагом. Я буду верен тебе всю жизнь!

Надежда тут же шагнула за ним следом, встала рядом и произнесла:

— О мой любимый! Я буду относиться ко всем другим мужчинам как к братьям. Ты мой единственный. Моя преданность тебе чиста!

Так, поочередно делая шаги, они семь раз обошли вокруг костра и после каждого шага произносили обещания, восхваляли и благодарили друг друга.

В заключение церемонии Ананд окрасил подушечку своего безымянного пальца пыльцой с цветка пижмы и желтым соком чистотела, коснулся лба невесты, оставив на нем маленькое желтое пятнышко, после чего подошел к самовару, наполнил водой две чашки, поднял их над головой:

— Вода в одной чашке — это невеста, в другой — жених. Отныне жених и невеста — одно целое, — подошел к ведру, вылил в него воду из обеих чашек и предложил гостям: — Попробуйте кто-нибудь отделить воду из одной чашки от той, которой была наполнена другая.

Настя тоже подбежала к самовару, налила в чашку воды и вылила ее в ведро:

— И меня не отделить от мамы с папой.

Все рассмеялись. Ананд пригласил гостей к ломившемуся от яств свадебному столу. Здесь были четыре вида пирогов, городское сахарное печенье, конфеты, орешки, фрукты, сливовая наливка, дефицитный апельсиновый сок и запеченная на костре картошка. Насладившись трапезой, все вместе попели песни, а встав из-за стола, по предложению Андрейки поиграли в салки, жмурки, «Веришь не веришь».

Расставаясь, Людмила поблагодарила Ананда и Надежду за чудесный праздник:

— Счастье — вещь заразительная. Я снова люблю жизнь, люблю этот луг, звенящих в небе жаворонков — весь мир! У меня сегодня за спиной крылья выросли.

Она дала Надежде и Полине Федоровне свой адрес в Рыбинске, Надежда ей — свой ленинградский.

Когда на обратном пути снова проезжали через Мышкин, Андрейка напомнил своему наставнику, что тот обещал поговорить с ним о важных вещах.

Ананд обнял Надежду, заглянул в глаза:

— Ничего, если я на время переберусь на козлы к Андрейке?

— Не отпущу, — сильнее прижимаясь к мужу, ответила она и крикнула пареньку: — Приезжай к нам завтра, и поговорите обо всем.

— Завтра никак, — откликнулся Андрейка. — Весь день на току работать буду. Меня и сегодня бригадир не хотел отпускать. В поле сейчас горячая пора. Хорошо, Михалыч рядом оказался, заступился за меня, сказал, что слово надо держать. Я пообещал долго не задерживаться, вернуться как можно раньше, чтобы до заката две ходки сделать с поля до овощного склада, а потом еще колхозников обратно в деревню надо будет везти.

— Да пусть поговорят, — вступилась за мужчин Полина Федоровна. — Они, может, последний раз в этом году видятся. У тебя впереди целая жизнь, успеешь еще с мужем наговориться да натешиться. Не будь такой эгоисткой!

Надежда потянулась губами к мужу, поцеловала, отклонилась в сторону:

— Ладно, будь по-вашему. Перебирайся на козлы, а мы продолжим песни петь. Правда, Настя?

— Правда, — ответила ей дочь и неожиданно для всех тихо запела своим тоненьким голоском:

— Я вся горю, не пойму отчего.
Сердце, ну как же мне быть?
Ах, почему изо всех одного
Легче тебя мне любить?

— Сердце в груди, — подхватила припев Надежда.

Тут же к ним присоединилась Полина Федоровна и уже хором они продолжили:

— Бьется, как птица…

Ананд перебрался на козлы к Андрейке:

— Слушаю тебя. Надумал, какой мечтой жить?

— Здесь буду работать, — не отрывая глаз от дороги, ответил мальчуган, помолчал и пояснил: — Если все брошу, Рубина на колбасу отдадут. И потом, мамка у нас дома болеет, две сестры у меня: одной два, другой четыре годика. Отцу трудно нас всех тянуть. Коль я ради маршальских звезд перестану держаться зубами за работу, то и Рубину не жить, и мамке и сестрам плохо будет, и папка на работе сгорит.

Ананд задумался, потом уточнил:

— Значит, прощай мечта о звездах?

— Значит, прощай, — согласился Андрейка.

— Нет, так дело не пойдет, — возразил Ананд. — Настоящий маршал не тот, кто любит покрасоваться на белом коне, а тот, кто заботится о каждом своем солдате. В тебе есть сила, чтобы думать и заботиться о других. Это главное. Нет чужого горя, нет чужой радости. Если ты уже сейчас постиг это, то любые трудности тебе по плечу. Трудности, они ломают слабых, а сильных возвышают. Понимаешь, о чем я говорю?

Андрейка пожал плечами и ничего не ответил.

Некоторое время они ехали молча. Потом Ананд подвел итог:

— Я следующим летом снова приеду в ваши края. И если ты не только в колхозе работать будешь, но и с учебой справишься, то дам тебе мантру. Твоя работа помогает твоей семье выживать сейчас, а хорошее образование поможет тебе и всем, кого ты любишь, по жизни в целом. Не потому, что зарплата маршала в тысячу раз больше зарплаты твоего отца, хотя и это важно, но прежде всего потому, что образованный человек видит мир шире и может сделать для этого мира гораздо больше добрых дел, чем неуч. Понятно я говорю?

— Понятно. Но я то маршалом хочу стать, то ветеринаром. А зимой прочитал книжку про геологов, и сразу захотелось вместе с ними по тайге ходить, по горам лазить.

— Это нормально. Лет в шестнадцать определишься, вот тогда мантра и заработает в полную силу. Ну что, по рукам?

— А как, Петрович, я буду учиться, если весь сентябрь надо в поле работать?

— Бери с собой в поле учебники и тетради, изучай самостоятельно, что непонятно — всегда можно найти время заскочить в школу, спросить у преподавателя. В октябре, когда работы поубавится, нагонишь своих товарищей: голова у тебя хорошо работает. Старайся первым быть по всем предметам, тогда можно мечтать, о чем угодно, и, если выложишься на сто процентов, все сбудется. Ну?

Андрейка переложил вожжи в левую руку, а правую протянул Ананду:

— По рукам!

В Новинках все зашли на время в избу, занесли вещи, попили молока. Надежда завернула в платок несколько оставшихся со свадебного стола пирожков, банку малинового варенья, бутылочку сладкой наливки, завязала концы платка узлом, дала в руки Андрейке и наказала, чтобы тот передал этот узелок родителям. Все снова вышли на улицу. Полина Федоровна поблагодарила паренька за помощь, сказала, что слышала его разговор с Алексеем Петровичем и, прежде чем попрощаться, пригласила:

— Заезжай ко мне на чаек, коль будет время. Я не только по русскому языку и литературе, но и по другим предметам могу помочь. Мои ведь скоро уедут, подруг у меня здесь нет, так что коль заскочишь на пару часиков, то не в нагрузку, а в радость.

Ананд обнял на прощание паренька, похлопал молча по плечу, потом подошел попрощаться с Рубином, шепнул тому что-то на ухо, конь в ответ согласно закивал головой.

Настя не удержалась, похвасталась перед Андрейкой:

— А я в школе круглая отличница!

— Следующим летом и у меня в дневнике пятерки будут, — ответил тот, усаживаясь на козлах, помахал всем рукой, тронул вожжи.

Спустя несколько минут телега скрылась под раскинувшими свои кроны над дорогой старыми липами. Некоторое время все постояли в молчании, потом Полина Федоровна вздохнула, промокнула платком набежавшую на щеку слезу и пошла обратно в избу, а за ней и остальные.

Продолжение http://proza.ru/2021/06/05/331


Рецензии