Медитация. Кое-что о практике
По определению Википедии «Медитация, от лат. «размышление» - ряд психических упражнений, используемых в составе духовно-религиозной или оздоровительной практики, или же особое состояние, возникающее в результате этих упражнений. Медитация может рассматриваться как вид созерцания...»
Она применяется для тренировки души и мозга, для успокоения, для оздоровления, для формирования принципов жизни.
Существует множество разных толкований её, практик и методик,
и пространных публикаций в интернете с завлекающими рассуждениями. В них много неясного: что и зачем, и на сколько это важно.
Хотя христиане, католики и православные, и говорят, что они занимались ею давно и занимаются и сейчас. Но для меня медитация - однозначно от йогов и буддистов. Там её корни и основы. В христианстве это не то.
Поучительна информация о ней из первоисточника, из лекций Далай-Ламы XIV.
Медитация - это элемент религиозной культуры, серьёзная буддийская наука для достижения главных целей буддизма, в том числе нирваны, просветленности, любви, сострадания, невозмутимости.
Медитирование связано с концентрацией внимания на внешних или внутренних объектах.
Ими могут быть: любой предмет, даже цветок, или пустота, или дыхание. В качестве объекта созерцания можно воспользоваться буквами или огоньками света в наиболее значимых местах внутри тела. Христианин вправе использовать с этой целью образ Иисуса или крест.
Самостоятельно медитацией не овладеть. Существует реальная опасность погрузиться умом во "мрак сознания". Требуются скрупулезные долговременные занятия с наставником.
Отрывок из лекции Далай-ламы XIV по медитированию - в приложении*.
А может быть и нет специальной необходимости заниматься буддистской медитацией? Да и не всем она подходит. Есть потивопоказания.
Были же в одно время популярны методики самовнушения с расслаблением тела и отвлечением сознания весьма простыми и эффективными упражнениями.
Можно заниматься йогой. Йога даёт многое, и кроме прочего, в ней также тренируется внимание на отдельных участках тела или вне его. И также на дыхании. Азы йоговской медитации — в приложении*.
Христиане читают молитвы и переносят все внимание на бога. Воздействие на психику сильное. Это медитация по-христиански*. Кроме отвлечения от жизненных проблем и тяжких дум, чтение молитв дает настрой на благостный позитивный лад.
Есть и другие простые способы отвлечения от неуправляемых потоков мыслей - например, разглядывание поверхности воды, облаков, пламени костра, огня свечи, линий и морщинок на ладони, использование элементов аутогенной тренировки и др.
Своеобразный эффект формирования жизненного настроя с направлением сознания в нужное русло даёт чтение позитивной высокохудожественной и этической литературы. Есть и другое, например, до занятия йогой единственной медитацией у певца Стинга было написание песен. Близок к этому был и А.Ремизов со своей формулой: «писать и молиться одно и то же».
Приложения
* Из лекции Далай-Ламы XIV «Медитация» в Итака, штат Нью-Йорк.
«Сложите ноги в наиболее удобном положении, позвоночник держите прямым, как стрела. Разместите руки в позиции медитативного равновесия: на расстоянии четырёх пальцев ниже пупка левую руку поместите под правую, а большие пальцы соедините так, чтобы они образовывали с ладонями треугольник.
Пусть глаза смотрят пристально и свободно, для этого нужно, чтобы они были направлены на кончик носа или на пол перед вами.
Оставьте их полуприкрытыми.
Внешним объектом может быть Будда или крест или какой-нибудь другой подходящий символ.
Мысленно представьте этот объект примерно в 1,3 м перед вами на высоте бровей. Объект должен быть размером приблизительно 5 см высотой и излучать свет. Постарайтесь воспринимать его как бы тяжёлым.
Отозвать ум извне помогут раздумья о том, что заставляет вас быть более рассудительным и немного грустным...
Нужно также иметь ясность света сознания».
Чтобы не заснуть, «необходимо поднять или увеличить способность восприятия. Технический это выглядит так: думайте о чём-то вам нравящемся, что доставляет вам радость, или отправьтесь мысленно на высокую площадку, откуда открывается безбрежной обзор».
Другой тип медитации состоит в видении умом самого себя.
«Полезно вначале медитировать не слишком долго и не напрягать себя чрезмерно. Максимально занимайтесь около пятнадцати минут».
* Йогам искусство медитации (дхьяны) Кришна объяснял так:
«Устроив в чистом месте сиденье, не слишком высокое или низкое, покрытое травой куша, шкурой лани и тканью;
сев на это сиденье, следует заниматься йогой для самоочищения, сосредоточив ум на одной точке и обуздав мысли, чувства и действия.
Держа шею и голову прямо, устремив свой взор на кончик носа, не смотря по сторонам, умиротворившись, избавившись от страха, стойко сохраняя обет целомудрия, покорив ум, йог должен сесть, медитируя на Меня и устремившись ко Мне как к высшей цели».
* В монографии известного христианского автора Томаса Занзига, посвященной христианской медитации, дается следующее ее определение: «Христианская медитация — это форма молитвы, во время которой делается упорядоченная попытка осознать и осмыслить откровения Бога».
Свидетельство о публикации №221060400542
Во, точно!! В жизни и после смерти придётся драться
Мне очень нравится - про викингов, кажется. Когда викинг погибал, по нему устраивали тризну, или как там у них это называлось. На этой тризне собравшиеся старались как можно больше и как можно громче хохотать. Потому что дух погибшего викинга как раз в этот момент дерётся с силами тьмы, и эти силы тьмы пугаются хохота дружины.
"Но для меня медитация - однозначно от йогов и буддистов. Там её корни и основы. В христианстве это не то".
Чё где ближе, туда и идут медитировать. В России логично было попробовать христианство.
А вот мне очень нравится:
Голос памяти
Что ты видишь, тускло на стену смотря,
В час, когда на небе поздняя заря?
Чайку ли на синей скатерти воды
Или флорентийские сады?
Или парк огромный Царского Села,
Где тебе тревога путь пересекла?
Иль того ты видишь у своих колен,
Кто для белой смерти твой покинул плен?
Нет, я вижу стену только - и на ней
Отсветы небесных гаснущих огней.
Анна Ахматова
И ещё вот это:
Через двадцать лет я приду за креслом,
на котором ты предо мной сидела
в день, когда для Христова тела
завершались распятья муки --
в пятый день Страстной ты сидела, руки
скрестив, как Буонапарт на Эльбе.
И на всех перекрестках белели вербы.
Ты сложила руки на зелень платья,
не рискуя их раскрывать в объятья.
IV
Данная поза, при всей приязни,
это лучшая гемма для нашей жизни.
И она отнюдь не недвижность. Это --
апофеоз в нас самих предмета:
замена смиренья простым покоем.
То есть, новый вид христианства, коим
долг дорожить и стоять на страже
тех, кто, должно быть, способен, даже
когда придет Гавриил с трубою,
мертвый предмет продолжать собою!
И.Бродский "Прощайте, мадемуазель Вероника!"
*
II
то лет через двадцать, когда мой отпрыск,
не сумев отоварить лавровый отблеск,
сможет сам зарабатывать, я осмелюсь
бросить свое семейство -- через
двадцать лет, окружен опекой,
по причине безумия, в дом с аптекой
я приду пешком, если хватит силы,
за единственным, что о тебе в России
мне напомнит. Хоть против правил
возвращаться за тем, что другой оставил.
III
Это в сфере нравов сочтут прогрессом.
Через двадцать лет я приду за креслом,
на котором ты предо мной сидела
И.Бродский "Прощайте, мадемуазель Вероника!"
VI
Ты, несомненно, простишь мне этот
гаерский тон. Это -- лучший метод
сильные чувства спасти от массы
слабых. Греческий принцип маски
снова в ходу. Ибо в наше время
сильные гибнут. Тогда как племя
слабых -- плодится и врозь и оптом.
Прими же сегодня, как мой постскриптум
к теории Дарвина, столь пожухлой,
эту новую правду джунглей.
И.Бродский "Прощайте, мадемуазель Вероника!"
VIII
В нашем прошлом -- величье. В грядущем -- проза.
Ибо с кресла пустого не больше спроса,
чем с тебя, в нем сидевшей Ла Гарды тише,
руки сложив, как писал я выше.
Впрочем, в сумме своей наших дней объятья
много меньше раскинутых рук распятья.
Так что эта находка певца хромого
сейчас, на Страстной Шестьдесят Седьмого,
предо мной маячит подобьем вето
на прыжки в девяностые годы века.
IX
Если меня не спасет та птичка,
то есть, если она не снесет яичка
и в сем лабиринте без Ариадны
(ибо у смерти есть варианты,
предвидеть которые -- тоже доблесть)
я останусь один и, увы, сподоблюсь
холеры, доноса, отправки в лагерь,
то -- если только не ложь, что Лазарь
был воскрешен, то я сам воскресну.
Тем скорее, знаешь, приближусь к креслу.
X
Впрочем, спешка глупа и греховна. Vale!
То есть некуда так поспешать. Едва ли
может крепкому креслу грозить погибель.
Ибо у нас на Востоке мебель
служит трем поколеньям кряду.
А я исключаю пожар и кражу.
Страшней, что смешать его могут с кучей
других при уборке. На этот случай
я даже сделать готов зарубки,
изобразив голубка' голу'бки.
И.Бродский "Прощайте, мадемуазель Вероника!"
Ну, вот, видишь, у героя объект медитации - кресло
Любовь Ляплиева 04.07.2021 20:19 Заявить о нарушении
Спасибо тебе за замечательные отклики!
Александр Сергеевич Трофимов 06.07.2021 10:28 Заявить о нарушении