Медитация. Кое-что о практике

Сейчас  много говорят о медитации и медитировании. 
По определению Википедии «Медитация, от лат.   «размышление» - ряд психических упражнений, используемых в составе духовно-религиозной или оздоровительной практики, или же особое состояние,   возникающее в результате этих упражнений. Медитация может рассматриваться как вид созерцания...»
Она применяется для тренировки души и мозга, для успокоения, для оздоровления, для формирования принципов жизни.

Существует множество разных толкований её, практик  и методик, 
и пространных публикаций в интернете с завлекающими рассуждениями. В них много неясного: что  и зачем, и на сколько это важно.
 Хотя христиане, католики и православные, и говорят, что они занимались ею давно и занимаются и сейчас. Но для меня медитация - однозначно  от йогов и буддистов. Там её корни и основы. В христианстве это не то.

Поучительна информация о ней из первоисточника, из лекций Далай-Ламы XIV.

Медитация - это элемент религиозной культуры, серьёзная буддийская наука для достижения главных целей буддизма, в том числе нирваны, просветленности,  любви, сострадания, невозмутимости.
Медитирование связано с концентрацией внимания на внешних или внутренних объектах.
Ими могут быть:  любой   предмет,  даже цветок, или пустота, или дыхание. В качестве объекта созерцания можно воспользоваться буквами или огоньками света в наиболее значимых местах внутри  тела. Христианин вправе использовать с этой целью образ Иисуса или крест.
Самостоятельно медитацией не овладеть. Существует реальная опасность погрузиться умом во "мрак сознания". Требуются скрупулезные долговременные занятия с наставником.   
Отрывок из лекции Далай-ламы XIV по медитированию - в приложении*.

А может быть и нет специальной необходимости заниматься буддистской медитацией? Да и не всем она подходит. Есть потивопоказания.
Были же в одно время популярны  методики самовнушения с расслаблением тела и отвлечением сознания  весьма простыми и эффективными упражнениями.   
Можно заниматься йогой.  Йога даёт многое, и кроме  прочего, в ней также тренируется внимание на отдельных участках тела или вне его. И  также на дыхании. Азы йоговской медитации — в приложении*.

Христиане читают молитвы и переносят все внимание на бога. Воздействие на психику  сильное. Это медитация по-христиански*.   Кроме отвлечения от жизненных проблем и тяжких дум, чтение молитв дает настрой на  благостный позитивный лад.

Есть и другие простые способы отвлечения от неуправляемых потоков мыслей - например,  разглядывание поверхности воды, облаков, пламени костра, огня свечи, линий и морщинок на ладони, использование элементов аутогенной тренировки и др.
Своеобразный эффект формирования жизненного настроя с направлением сознания в нужное русло даёт чтение позитивной высокохудожественной и этической литературы. Есть и другое, например, до занятия йогой  единственной медитацией у певца Стинга было написание песен. Близок к этому был и А.Ремизов со своей формулой: «писать и молиться одно и то же».

 Приложения

*   Из лекции Далай-Ламы XIV «Медитация» в Итака, штат Нью-Йорк.
 
«Сложите ноги в наиболее удобном положении, позвоночник держите прямым, как стрела. Разместите руки в позиции медитативного равновесия: на расстоянии четырёх пальцев ниже пупка левую руку поместите под правую, а большие пальцы соедините так, чтобы они образовывали с ладонями треугольник.
Пусть глаза смотрят пристально и свободно, для этого нужно, чтобы они были направлены на кончик носа или на пол перед вами.
Оставьте их полуприкрытыми.

Внешним объектом может быть Будда или крест или какой-нибудь другой подходящий  символ.
 
Мысленно представьте этот объект примерно  в 1,3 м перед вами  на высоте бровей. Объект должен быть размером приблизительно 5 см высотой и  излучать свет. Постарайтесь воспринимать его как бы тяжёлым.

Отозвать ум извне помогут раздумья о том, что заставляет вас быть более рассудительным и немного  грустным...
Нужно также иметь ясность света сознания». 
Чтобы не заснуть, «необходимо поднять или  увеличить способность восприятия. Технический это выглядит так: думайте о чём-то вам нравящемся, что доставляет вам радость, или отправьтесь мысленно на высокую площадку, откуда открывается безбрежной обзор».

Другой тип медитации состоит в видении умом самого себя.

«Полезно вначале медитировать не слишком долго и не напрягать себя чрезмерно. Максимально занимайтесь около пятнадцати минут».


* Йогам искусство медитации (дхьяны) Кришна объяснял так:
 «Устроив в чистом месте сиденье, не слишком высокое или низкое, покрытое травой куша, шкурой лани и тканью;
сев на это сиденье, следует заниматься йогой для самоочищения, сосредоточив ум на одной точке и обуздав мысли, чувства и действия.
Держа шею и голову прямо, устремив свой взор на кончик носа, не смотря по сторонам, умиротворившись, избавившись от страха, стойко сохраняя обет целомудрия, покорив ум, йог должен сесть, медитируя на Меня и устремившись ко Мне как к высшей цели».

* В монографии известного христианского автора Томаса Занзига, посвященной христианской медитации, дается следующее ее определение: «Христианская медитация — это форма молитвы, во время которой делается упорядоченная попытка осознать и осмыслить откровения Бога».


Рецензии
"Она применяется для тренировки души и мозга"

Во, точно!! В жизни и после смерти придётся драться

Мне очень нравится - про викингов, кажется. Когда викинг погибал, по нему устраивали тризну, или как там у них это называлось. На этой тризне собравшиеся старались как можно больше и как можно громче хохотать. Потому что дух погибшего викинга как раз в этот момент дерётся с силами тьмы, и эти силы тьмы пугаются хохота дружины.

"Но для меня медитация - однозначно от йогов и буддистов. Там её корни и основы. В христианстве это не то".

Чё где ближе, туда и идут медитировать. В России логично было попробовать христианство.

А вот мне очень нравится:

Голос памяти

Что ты видишь, тускло на стену смотря,
В час, когда на небе поздняя заря?

Чайку ли на синей скатерти воды
Или флорентийские сады?

Или парк огромный Царского Села,
Где тебе тревога путь пересекла?

Иль того ты видишь у своих колен,
Кто для белой смерти твой покинул плен?

Нет, я вижу стену только - и на ней
Отсветы небесных гаснущих огней.

Анна Ахматова

И ещё вот это:

Через двадцать лет я приду за креслом,
на котором ты предо мной сидела
в день, когда для Христова тела
завершались распятья муки --
в пятый день Страстной ты сидела, руки
скрестив, как Буонапарт на Эльбе.
И на всех перекрестках белели вербы.
Ты сложила руки на зелень платья,
не рискуя их раскрывать в объятья.

IV

Данная поза, при всей приязни,
это лучшая гемма для нашей жизни.
И она отнюдь не недвижность. Это --
апофеоз в нас самих предмета:
замена смиренья простым покоем.
То есть, новый вид христианства, коим
долг дорожить и стоять на страже
тех, кто, должно быть, способен, даже
когда придет Гавриил с трубою,
мертвый предмет продолжать собою!

И.Бродский "Прощайте, мадемуазель Вероника!"

*
II

то лет через двадцать, когда мой отпрыск,
не сумев отоварить лавровый отблеск,
сможет сам зарабатывать, я осмелюсь
бросить свое семейство -- через
двадцать лет, окружен опекой,
по причине безумия, в дом с аптекой
я приду пешком, если хватит силы,
за единственным, что о тебе в России
мне напомнит. Хоть против правил
возвращаться за тем, что другой оставил.

III

Это в сфере нравов сочтут прогрессом.
Через двадцать лет я приду за креслом,
на котором ты предо мной сидела

И.Бродский "Прощайте, мадемуазель Вероника!"

VI

Ты, несомненно, простишь мне этот
гаерский тон. Это -- лучший метод
сильные чувства спасти от массы
слабых. Греческий принцип маски
снова в ходу. Ибо в наше время
сильные гибнут. Тогда как племя
слабых -- плодится и врозь и оптом.
Прими же сегодня, как мой постскриптум
к теории Дарвина, столь пожухлой,
эту новую правду джунглей.

И.Бродский "Прощайте, мадемуазель Вероника!"

VIII

В нашем прошлом -- величье. В грядущем -- проза.
Ибо с кресла пустого не больше спроса,
чем с тебя, в нем сидевшей Ла Гарды тише,
руки сложив, как писал я выше.
Впрочем, в сумме своей наших дней объятья
много меньше раскинутых рук распятья.
Так что эта находка певца хромого
сейчас, на Страстной Шестьдесят Седьмого,
предо мной маячит подобьем вето
на прыжки в девяностые годы века.

IX

Если меня не спасет та птичка,
то есть, если она не снесет яичка
и в сем лабиринте без Ариадны
(ибо у смерти есть варианты,
предвидеть которые -- тоже доблесть)
я останусь один и, увы, сподоблюсь
холеры, доноса, отправки в лагерь,
то -- если только не ложь, что Лазарь
был воскрешен, то я сам воскресну.
Тем скорее, знаешь, приближусь к креслу.

X

Впрочем, спешка глупа и греховна. Vale!
То есть некуда так поспешать. Едва ли
может крепкому креслу грозить погибель.
Ибо у нас на Востоке мебель
служит трем поколеньям кряду.
А я исключаю пожар и кражу.
Страшней, что смешать его могут с кучей
других при уборке. На этот случай
я даже сделать готов зарубки,
изобразив голубка' голу'бки.

И.Бродский "Прощайте, мадемуазель Вероника!"

Ну, вот, видишь, у героя объект медитации - кресло

Любовь Ляплиева   04.07.2021 20:19     Заявить о нарушении
У тебя такие прекрасные стихи на слуху, надо помнить и знать, где и что искать!

Спасибо тебе за замечательные отклики!

Александр Сергеевич Трофимов   06.07.2021 10:28   Заявить о нарушении