Сакраментальность вопроса о смысле жизни

Излюбленной темой литераторов, мыслителей, философов и иже с ними на протяжении многих веков, отмеченных высоким уровнем культурного развития общества, означается тема поиска людьми зрелых лет смысла жизни, а также глубоких размышлений со стороны лиц пожилого возраста по этому поводу с нескончаемыми попытками всё же сформулировать смысл прожитой ими жизни. В детские годы человека осмысление им своего личностного места в жизни пребывает в некоем латентном состоянии на фоне его общепознавательных процессов, частично проявляя себя только посредством периодически меняющихся утверждений молодого человека о том, кем бы в профессиональном плане он хотел бы стать во взрослом возрасте.

По идее сакраментальный вопрос о смысле собственной жизни должен волновать любого разумного человека в течение всей его земной жизни с того самого времени, когда жизнедеятельность человека обретает осознанный характер. В реалии по отношению к вопросу о смысловом понимании собственных жизней люди в персональном отношении ведут себя самым непредсказуемым образом: этот вопрос кого-то настолько сильно тревожит, что он впадает в различного рода невменяемости; кого-то заставляет в отрешённом состоянии непрерывно раздумывать о своём предназначении; кого-то стимулирует к необычайной жизненной активности в стремлении многое испытать лично на себе, чтобы определить предначертанный ему свыше путь жития; кого-то вгоняет в депрессию или нескончаемую панику; кого-то обрекает на бесконечную говорильню о своём призвании; кого-то подталкивает заняться первым попавшимся делом с жесткой убеждённостью, что в этом и есть смысл его жизни и т.д. и т.п.   

И совершенно по-иному относятся к этому вопросу люди, которые, отставив собственную разумность на задний план, предпочитают руководствоваться по жизни своими бурными эмоциями и спонтанными желаниями, стремясь получать ничем не ограниченные удовольствия от всего, происходящего с ними. Собственно говоря, для них такого вопроса вообще не существует, ибо они не воспринимают его на уровне своего сознания. Ведь если что-то реальное существует в их поле притяжения, то это надо так использовать, чтобы в результате получилось весело, прикольно и приятственно!  И нечего разводить всякие-разные умные разглагольствования и непонятки, насилуя свой мозг. Всё должно иметь позитивное звучание, чтобы укреплять нервную систему, а не разрушать её негативным перегрузом. А вопрос этот, по их мнению, искусственно надуман, поскольку всем же и так ясно, что целью жизни является сама жизнь, как в своё время утверждал глубокоуважаемый Гёте, к словам которого всё же следует добавить существенное уточнение о том, что  проживать жизнь надо в счастии наслаждения всеми её событийностями. Вот так понимает смысл жизни львиное большинство представителей человеческого племени. Всё отлично и замечательно! И никаких проблем!

И, тем не менее, как бы кто не интерпретировал этот вопрос жизнь рано или поздно выстраивает перед каждым человеком некие объективные обстоятельства личностного плана, разобраться с которыми без осознания им своей смысловой предназначенности в земном мире ему попросту не по силам, к кому бы он ни пытался обратиться за помощью, ибо эту проблему он должен решить самолично, поскольку тем самым высший мир стремится наставить его на путь, предначертанный ему от рождения. Так, можно вполне ответственно заметить, что при наступлении завершающего этапа жизненного пути любой человек, не утративший способности думать о жизненноважных вещах, всё чаще и углублённее рассуждает над  итогами своей почти прошедшей жизни. Зачем он был рождён в этом мире? Что было тем главным, ради чего он появился в это время в этом месте среди этих людей? Показательно, что множество современных людей, помимо слов о восхитительном удовольствии от прожитых дней, ныне не может ответить на эти вопросы как-то по-иному, нежели в том ключе, что они пришли в этот мир, чтобы породить, воспитать и вырастить детей как своё сущностно-биологическое продолжение в новых временах и обстоятельствах. В объективном плане по сравнению с данной целевой функцией всё остальное в жизни львиного большинства людей выглядит незначительным и быстро проходящим, а то и настолько ничтожным, что никоим образом не может считаться хоть на толику достойным космической уникальности человеческого существа.

Но чем дольше живёт человек на белом свете, что с естественной закономерностью сопровождается процессом взросления и обретения самостоятельности его детьми, тем ему всё с большей отчётливостью становится очевидным преходящий характер общечеловеческой функции рождения детей и доведения их до того состояния, когда родители, осуществляющие своим личным существованием по жизни естественно-природную процедуру сохранения и продолжения рода, вынуждены смиряться со своей абсолютной ненужностью как непосредственно собственным детям, так и всему составу  молодых семей своих детей. То есть в  жизни человека всё связанное с детьми – это одно из важнейших естественно-предопределённых свойств его существа, что в силу сего факта никоим образом не может и не должно котироваться в качестве его уникальной смысловой миссии в мире Земли.

Однако, если в сознании среднестатистического индивида общечеловеческую функцию собственного размножения посредством рождения детей перевести из категории смыслового обоснования земного жизнепроявления этого индивида в категорию природно-биологического естества его физиологического существования, то тогда с большой степенью вероятности он окажется в состоянии когнитивного диссонанса, ибо вряд ли у него в загашнике найдётся ещё что-либо капитально-значимое для объяснения смысла своего земного вояжа из беспредельных космических далей.

Во имя познания истины следует, наконец-то, признать объективно существующим факт того, что мало кто из нынешнего людского племени интеллектуально готов чётко и однозначно объяснить реальный смысл своего пожизненного существования чем-то отличным от замыкания на детской тематике. Ведь при пристальном рассмотрении практически все иные дела людей, совершаемые ими в ежедневном режиме своего бытия, по сути, имеют ту или иную мотивировку достижения той или иной степени материального благополучия, в действительности представляя собой всего лишь ориентированное на материальный результат ремесло с определённой долей творческого наполнения, что по сути несоизмеримо мелочно для такого колоссального вселенского явления, каковым собственно и предстаёт перед вечностью жизнь человека.

И ведь что интересно, если не сказать чрезвычайно поразительно, мыслители самых разных цивилизаций человеческого происхождения уже много тысяч лет вновь и вновь задаются этим сакраментальным вопросом о смысле человеческой жизни, демонстрируя тем самым его глобальную масштабность вкупе с сущностной неопределяемостью. Проходят эпохи и даже эры, а этот вневременной вопрос нисколько не теряет своей актуальности, ибо без углубленных размышлений о его содержательной основе, теперь ни у кого не вызывающих никаких саркастических суждений по поводу их необходимости для каждого индивида, прогрессивное развитие человечества оказывается в принципе невозможным.

При этом в зависимости от уровня интеллектуальности атмосферы, царящей в том или ином обществе, варианты ответов на этот вопрос существенно разнятся вплоть до полной противоположности. К примеру, поскольку состояние интеллектуального развития современного российского общества находится на весьма плачевном уровне, данное обстоятельство естественным образом влияет на низкопробность массового шаблона при ответе на данный вопрос. В содержательном плане этот шаблон представляет собой откровенный примитив набора жалких суждений ментально ограниченных индивидов. Так, когда обывателей современной массовки спрашивают о смысле их жизней, ответы большинства из них откровенно претендуют на гимн древнеримским вакханалиям, ибо большинство в каком-то сладостном забытьи твердят лишь о том, что этот самый пресловутый смысл жизни состоит во всемерном удовлетворении своих желаний и страстей, благодаря чему следует по полной насыщать себя алкоголем с получением в процессе сего действа приятных удовольствий и наслаждений. А некая часть из состава закоренелых обывателей в своих восхитительных грёзах многие доходят до причисления процесса рождения и взращивания детей к одному из неоспоримых видов личных удовольствий, от которых некоторые люди такого круга буквально тащатся. При этом подразумевается, что если вдруг детская тема перестаёт приносить некоей особи приятственное удовольствие, данная особь прилагает всевозможные усилия, чтобы избавиться от необходимости тратить свои силы и время на опостылевших ей детей.

Но как бы то ни было время неудержимо идёт вперёд, оставляя в прошлом всех тех людей, которые на вопрос о смысле жизни только-то и могли ответить в рамках упомянутого шаблона. В реалии же без каких-то особых показных инсталляций наступила эпоха, достигшие качественно иной осознанности люди которой уже совершенно по-другому отвечают на этот вечный вопрос, причём в их ответах полностью отсутствует какая-либо шаблонность, что сторонний думающий человек сразу же отмечает к своему вящему удовлетворению. В аналитических обобщениях по этому поводу можно прочитать, что для многих людей новой эпохи понимание смысла их жизней неотделимо от глобальной проблемы сохранения человеческого вида жизни и блокировки любых угроз по уничтожению биологической стороны жизни земного мира. Подобная смысловая взаимоувязка пестует в сердцах людей благую надежду на лучшее будущее человечества и на раннее осмысление своего призвания во благо феномена жизни на Земле.


22.05.2021–3.06.2021



Сергей БОРОДИН


Рецензии