Моя старшая сестра

               МОЯ СТАРШАЯ СЕСТРА.
 
  Моя старшая сестра самая лучшая во всём белом свете!
Моя сестра — моя Надежда.
Разница возрастная у нас с ней совсем маленькая.Всего три года.
А на деле совсем не так…
 
              ДЕТСТВО.
 
     В детстве, конечно, я сильно ей мешала. Она любила бегать на улице, а Мама разрешала ей это только в том случае, если она возьмёт меня с собой.
И она всегда обещала Маме взять меня с собой. И брала.
Но, выходя за двери дома нашего, быстро придумывала, как от меня избавиться.
Варианты прорабатывались самые разные.
        Вот некоторые из них.
 
    Если это было летом, то вела меня Надежда через огород.
Огороды  были большие и засажены в основном картофелем.
Я была трусливая. Боялась темноты. Боялась драчунов на улице. Боялась мороза на улице зимой.
И сильно боялась Цыган, которые время от времени появлялись в селе. — Ведь они не только лошадей, но и детей воруют.
Как только мы заходили в картофель, а он высокий — стоит мне только присесть и видно меня не будет.
Надежда полушёпотом говорила —  Верка! Цыгане  идут, прячься в картофель и сиди там тихо. Чтобы ни слова!
Верка пряталась. А Надежда через изгородь огорода и только её видели.
Сидела Верка в страхе ,боялась пошевелиться. А когда уставала до изнеможения и от страха, и от сидения в одной позе, поднималась потихоньку и тихо звала — Надя! Надя! Надя!
И шла Верка домой со слезами — Мама! А Надя меня снова бросила.
 - На плачь Доченька. Вот придёт она домой, я её накажу.
Но в нашей семье никогда никого не наказывали. Нас Родители воспитывали своей  любовью и своим примером. Это теперь я понимаю, что это самое верное воспитание. А тогда обижалась — Надя пришла домой, а Мама её не наказала.

      Зимой избавиться от меня сестре было проще простого.
 Съеду раза два-три на санках с горки и уже замёрзла.
И снова со слезами домой — Мама! Я замерзла.
Надежда никогда не мерзла. Хоть целый день будет на горке!

   Иногда Надежда прибегала к такому приёму — была у нас двоюродная сестра Нюся.
Они с Надеждой ровесницы. Но в детстве Нюся играла со мной.
Так вот, чтобы избавится от меня и вдоволь набегаться, Надежда говорила — Верка! Иди к Нюське и ждите меня, я принесу вам что-то вкусненькое.
Сидели мы с Нюсей на русской печи. Играли в куклы.
Жевали сухари, которых был целый мешок и ждали вкусненькое.
Но Надежда, с обещанным вкусненьким, не появлялась.

      А какая смелая моя Надежда! Никого не боится!
В то время некоторые умельцы из берёзовой бересты варили Жевательную смолу — Жвачку.
Была Жвачка вкусная, да к тому же и полезная — зубы хорошо чистила.
Для нас  было большой радостью — купить  жвачку и пожевать.
Но жили эти умельцы в конце села. Стоила одна Жвачка целый РУБЛЬ!
Один Мальчишка, лет 12 — 13 организовал для себя бизнес.
Караулил Ребятишек, которые шли за жвачкой со своими рублями и отбирал у них деньги.
Но с моей сестрой это не пройдёт.
Когда приближались к тому месту, где Андрюшка поджидает свои жертвы,
Надежда находила палку какую-нибудь и шла в атаку. — Ждёшь?  Давай проверим насколько крепкая твоя голова….
Она размахивала палкой и шла в наступление. Андрюшка отступал — смелость девчонки его пугала и он скрывался за воротами своего дома.
Не зря ведь говорят, что лучшая защита — это атака.
Умела моя сестра атаковать!
Мы домой возвращались радостные, со Жвачкой.
Все наши соседские дети знали про смелость моей сестры — даже Андрюшки не боится. И постоянно просили её, чтобы она сходила с ними за жвачкой. И Надежда всех сопровождала.

       В семье жила одна бездетная чеченская семья.
Им очень приглянулась наша Надежда.
Они упрашивали нашу Маму продать им Надежду. Мама даже слышать не хотела этого.
А они пытались неоднократно уговорить Маму.
  Люди разных национальностей принимали Надежду за свою.Отдыхала однажды Надежда,
уже будучи взрослой, в одном санатории, а в комнате с ней жила Азербайджанка.
И стала разговаривать с ней на своём языке. Надежда сказала ей, что не знает этого языка. —  Как не знаешь? Свой родной язык не знаешь?
И долго не могла поверить, что Надежда русская.

      Наш род,конечно, имеет своё интересное происхождение.
Старший брат Виталий, когда учился в Свердловском Университете, на факультете Журналистики, пытался разобраться с этим.
По его версии ,когда КАЗАКИ бежали с Дона в поисках свободы, то на территории Северного Казахстана создавали  казачьи станицы, там и селились.Многие женились на казашках.
Наш предполагаемые предки первоначально носили фамилию НАБОКО,а уже много позже стали  Набоковы.

      Этой версии можно верить и не верить. Но случалось такое — приехала я после окончания Пединститута по направлению в село Кустанайской области.
Встретил меня Директор школы. Поговорили. Он объяснил мне, где мне приготовлено жильё. Когда выйти на работу. В каком классе дадут мне руководство. Какие предметы буду вести и в каких классах.
 И перед моим уходом говорит он мне — а вы ведь Донская казачка.
Спрашиваю — Почему вы так решили? — Говор у вас казачий.
А сестре моей такое же сказали, когда она приехала в Академгородок Новосибирский и пришла устраиваться на работу.
Характер у моей Надежды,конечно же, был казачий.
 
                ЮНОСТЬ
 
      В юности Нюся уже больше дружила с Надеждой. У них появились свои секреты
Они шушукались. Посмеивались.
Но мне ничего не рассказывали. Начали бегать на свидания. Женихи у них появились.
Я почему-то к их женихам относилась уважительно. Они казались мне такими взрослыми.
У меня жениха ещё не было. А хотелось, чтобы был.

      Однажды мы с Надеждой пошли на реку, чтобы на лодке поплавать. Обе любили плавать и по очереди гребли вёслами.
 Комаров было целые тучи. Сестра не успевает от них отбиваться.
А меня почему-то  не кусали. И решила я похвастаться перед сестрой.
Так, что она мне в ответ —  Верка! На черта тебе жить, если на тебя даже комары не смотрят.
Хоть утопись в тот же момент.
Но, тогда я уже знала свою сестричку хорошо.
Знала её шуточки, подковырки, подстройки разные.
И знала, что сестра меня очень любит. Поэтому, больше на неё не обижалась, не плакала, а вместе с ней хохотала.
 
                СТУДЕНЧЕСТВО
 
        Надежда стала студенткой Естественно-географического факультета в пединституте.
Жила на частной квартире с девочками однокурсницами. Часто привозила их на выходные к нам домой.
Мы от города жили в 35 километрах. Ходил автобус. А девочки были из далёких мест.
Родители наши были очень гостеприимными.
Девчонкам нравилась хорошая атмосфера в нашем доме. Нравились наши родители.
Они даже завидовали нам.
А Мама пекла вкусные пироги и всегда сытно нас всех кормила.
Девчонки рассказывали о своей студенческой жизни и меня это завораживало.
Летом у них была полевая практика и они всей группой приезжали в наше село, на озеро Лебяжье.
Озеро очень красивое, чистое, дно плотное, из песка. Мы любили там купаться.
А когда студенты проходили там практику, мне было очень интересно наблюдать за ними.

     Пришло время мне поступать — 10 класс окончен.
Папа мой — учитель математики. Ему хотелось, чтобы я
пошла по его стопам. А  я  (такая глупая! )  — Нет, Папа! В математике я и так уже всё знаю —  пойду на Естественно-географический. Там вон как интересно учиться!

    И пошла. Надежда на третьем курсе, а я — на первом.
С этого момента Надежда стала мне второй Мамой.
 Как она меня оберегала ото всего! Как заботилась обо мне! Как помогала мне во всём!
Весь её курс звал меня «Детский сад» и все окружали своим вниманием. Они ведь все очень любили мою Надежду!
   Помню, как один раз я готовилась к зачёту по Картографии.
Уже всё было готово. И карта была вычерчена.
Положила её подсохнуть и, нечаянно, разлила на неё чай.
Всё! Полный завал! Ведь я эту карту чертила целую неделю.
Слёзы из моих глаз ручьём.
А Надежда — Не реви! Иди спать. Утром карта тебе будет готова.
Она всю ночь не спала, а чертила мне новую  карту, чтобы я могла сдать зачёт.

       А один раз на экзамене я получила пятёрку «за даром».
Сдаём политэкономию социализма. Сажусь к столу преподавателя, чтобы отвечать.
Он посмотрел в мою зачётку на фамилию и говорит — Я помню вас.
Вы всегда отлично отвечали на семинарах.  (а я не отвечала на его семинарах — это он помнил мою сестру)
Ставит в зачётку ОТЛИЧНО и я , сказав  СПАСИБО! , выхожу из аудитории.

       Пока мы были студентками, Надежда ото всего меня освобождала.
У них сессия уже началась, а у меня ещё нет. Говорю — Дай хоть во время твоей сессии буду готовить еду, стирать бельё, гладить. Её ответ — Успеешь ещё.
И наготовишься ,и настираешься,и нагладишься.
Вся жизнь впереди.
 
                ВЗРОСЛАЯ ЖИЗНЬ
 
       Вышла замуж моя сестричка за однокурсника.
Уехали в сельскую школу Целиноградской области.
Анатолий — директор школы. И ведёт несколько часов географии.
Надежда ведёт химию. Как она здорово это делала!
На её уроках всегда были опыты ,от которых ученики были в восторге.
  А я по распределению поехала в сельскую школу Кустанайской области.
Работаю. Всё хорошо.
Зимой у моей сестрички рождается дочка.
 Когда учебный год подходит к концу, Надежда зовёт меня приехать к ним.
Насовсем. — практически умоляет меня.
Говорит — хоть один родной Человек будет рядом.
Я раздумывала .Ведь я по направлению и пять лет надо отработать.
Но решаюсь — подаю Заведующему РОНО заявление на увольнение  по собственному желанию.
Он мне — Жаль мне вас отпускать. Хороший вы учитель. Да и в пионерлагере вон как здорово отработали.
По собственному желанию я вас не отпущу. Уволю за не выход на работу.
Может быть проверял меня и думал, что я побоюсь.
Но я уже приняла решение и дороги назад не было.
 
       Я уехала к сестре.Мы снова вместе. Какое это прекрасное время было!
В одной школе. Наши кабинеты учебные рядом.
Да, забыла — мне достались часы биологии.
Вот тогда я и полюбила по настоящему биологию. Был пришкольный участок. Была своя школьная теплица. В теплице по заказу совхоза мы выращивали гидропон. А для школы всегда были цветы. К выпускному вечеру вызревали помидоры, а огурцы были уже перед новым годом. Дети с удовольствием трудились в теплице.
И был кружок Юных натуралистов. И учебный Кабинет оборудован по последнему слову науки.
Работать было интересно. Мы с сестрой во всем соревновались. — У кого лучший кабинет? У кого самые интересные Классные часы? У кого самая весёлая стенная газета? Кто проведёт самый интересный тематический вечер? Кто организует самый интересный поход с ночёвкой или лыжный поход в другое село с проведением соревнований по волейболу?
 Чего только не было! Жизнь кипела.

       Рядом со школой совхоз построил Дом для учителей.
Какая радость! Мы получили свои квартиры — Надежда со своей семьёй трехкомнатную, а я — однокомнатную.
У сестры родилась вторая дочка. А ко мне приехала Мама.
Приехала-то она, чтобы с внучками водиться.
Квартиры наши на одном, втором этаже и рядышком — дверь в дверь.
Братья часто приезжали в гости. Жили мы весело и дружно.
 
       Пришло время и я вышла замуж. Муж увёз меня в Новосибирск.
Но сестричка моя продолжала обо мне заботиться.
 В свой летний отпуск она вместе со своими дочками приезжала к нам. Всё обговорим.Всем поделимся.
  Часто и мы к ним ездили. Уж как Надежда любила нас угощать!
И наварит.И напечёт. И соленья из погреба самые вкусные достанет.
Всё самое лучшее для нас.

       Но, если случалось, что я заболею — она тот час рядом со мной.
Говорю ей — Надя! Езжай домой.
У тебя там семья — муж и дочки.
Не беспокойся обо мне. Меня каждый день Сергей (это мой муж ) навещает.
Коллеги и подруги постоянно приезжают в больницу ко мне.
Но, пока критический момент не пройдёт, моя сестра будет рядом.
Только она умела так сильно меня любить и беззаветно заботиться.
Её не нужно было звать на помощь - она всегда своим сердцем чувствовала, что нужна.
И, где бы я не находилась (Иркутск, Красноярск, Новосибирск...), она всегда прилетала и была рядом.
Заряжала своей энергией. Любое настроение делала прекрасным.
Была душой любой компании.
Надежда умела любой день сделать праздником.

 
       В последний раз она навестила меня больную в Красноярске. Декабрь 2000 года.
26 декабря меня выписали из больницы и она хотела уезжать домой.
А я уговорила её остаться. Мне нужно было со своими Менеджерами проводить старый год и встретить Новый. А потом вместе поедем в Новосибирск — там вдвоём встретим Новый 2001 год. После этого я провожу тебя в Омск — в это время она жила там.
На том и договорились.

      27 декабря я привела её в свой коллектив на празднование.
Праздновали в одном из ресторанов города Красноярска.
Стоило ей только присоединиться к моему коллективу, она тут же стала «душой компании».
Сколько в ней было огня и радости! Неиссякаемый юмор!

       31 декабря мы с Надеждой провожали старый год и встречали новый уже
в Новосибирске.
Вдвоём . Душевный разговор на всю ночь.
Всех родных и дорогих людей вспомнили.
И насмеялись.  И наплакались.
   Третьего января 2001 года я проводила свою сестричку в Омск.
Это было в последний раз.
   
 
       Я была в круизе по Средиземному морю.
Когда мне подарили эту поездку, я долго раздумывала и не хотела ехать.
Позвонила Надежде, чтобы рассказать ей об этом. Сказала, что мне почему-то не хочется ехать.
Надежда в это время уже очень плохо себя чувствовала, но ни одним словом не обмолвилась мне об этом.
Уговаривала, чтобы я ехала и больше фотографий привезла из этого круиза.

       Я уехала Прекрасно отдыхаю ,а когда прилетаю в Москву, меня встречает родной племянник (он жил в Москве )и говорит, что звонила Леночка (это моя дочка ) и сказала, что тётя Надя в тяжёлом состоянии.

        Я скорее в Омск.
Едва успеваю застать её ещё живую.
Рядом с ней её дочка и племянница.
Говорят мне, что Надежда с 7 часов утра уже часует... Но очень хочет дождаться меня.
Я приехала в 19.00.
Я преклонила перед ней свои колени. Просила простить меня за всё.
Она только и смогла шёпотом сказать — Ты успела…
Я понимаю, почему ей так важно было меня дождаться.
Она беспокоилась за дочку свою и ей хотелось, чтобы в момент её смерти рядом с дочкой была я.

     Умерла Надежда на моих руках. Я сама её обмыла.
Всю её любовь ко мне вернула я Надежде в этот момент.
Сама нарядила свою Надежду и красивой проводила в последний путь.

     Помню Надежду всегда. Ежедневно. Ежечасно.
А вот два дня в году полностью посвящаю ей.
1 мая — день её рождения.  16 июня — день её смерти.
 
Никто не любил меня так и не заботился обо мне, как это делала моя старшая сестра.
Моя Надежда.
Светлая память ей!

      На фото моя Надежда после окончания пединститута


Рецензии
Прекрасный рассказ. С уважением Максим.

Максим Чуланов   22.01.2023 21:50     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.