Из походного дневника-5-6

Карта района г. Пай-Ер
               
 ***

…Когда я вышел на вершину, одолев последний жандарм, часы показывали 20.45, а видимость была почти нулевой. Проходило очередное облако. Потом развиднелось, и вдруг как-то резко стало понятно – уже ночь. Так же резко я решил: «Ну что ж, буду ночевать на горе. Пуховка у меня есть, ледоруб тоже. И даже немного (очень немного) еды осталось. Прорвемся!» И, не теряя времени, стал искать место.

Выбрал могучий, свежий, симпатичный на вид заструг-сугроб, попробовал ледорубом: «Годится. Здесь!» Начал копать. До половины роста – самым универсальным в мире инструментом. А потом ногами. Кошки работали как «буры». Выгребал руками, ногами, выталкивал всем телом.
 
Рюкзак с пуховкой, когда я его снял, под порывами ветра все время норовил юркнуть с горы в долину, на север. Сначала я пришпилил его ледорубом, но поскольку последний почти все время был в работе, пришлось привязать рюкзак к себе на страховочный конец. Он мне жутко мешал, волочась и путаясь под ногами. Однако вырыл довольно быстро. Минут за сорок. Потом с помощью ледоруба и ножа сделал блок для закрывания лаза. Тут пришлось «попотеть», но в конце-концов одолел.

Начал готовиться к «погружению». Когда я раскрыл рюк и осознал, что кроме пуховки у меня есть еще и «пенка» подспинная (совершенно забыл про нее!) и кусок основной веревки, то буквально возликовал. Плюс «страховой полис» полярника – теплые, сухие, нитроновые варежки. (Синие, «чуковские»). Желтые каландровые ветровки (подарок Юли), в которых я шел наверх, изодрались в лоскутья и были насквозь мокры. Мокрым был и верхний анорак. Пока я корабкался, все время было аномально тепло. Снег сочился водой, сочился и лед, скалы были мокрые. Удобнее всего было идти без варежек, в одних ветровках. Сквозь них пальцы отлично чувствуют зацепки на камне. Потому и мокрые лоскутья в итоге. Слава богу, у меня есть запасные там, внизу, в палатке…

Забросил внутрь рюкзак, веревку, пенку, приготовил снеговую «дверь». Надел пуховку. Точнее, конечно – «нитровку», поскольку она из нитрона сделана. Рассортировал съестные припасы так, чтобы потом в темноте, на ощупь, было удобно доставать. (Это, действительно, потом здорово помогло). Надел шерстяные, обшитые болоньей рукавицы, нитроновые положил в боковые карманы. Залез. Раскидал веревку в ногах, под ботинками. (А ботинки мокры – вдрызг!) Постелил рюкзак, положил пенку. Задвинул блок на входе, закрыл, так сказать, дверь. Но поскольку было страшно неудобно тянуть на себя затычку, с боков остались две заметные щели. Возиться и заделывать я не стал, ибо было тесно, снег сыпался с потолка, и пуховка на ощупь уже была мокра. Затем улегся на левый бок, подвернув под голову левую руку, и сказал вслух не без торжественности: «Теперь будем ужинать!» Достал шоколадную конфету и съел. Потом шесть штук витаминок «С» с глюкозой и сухарь. «Запил» снегом. (Сало сразу решил оставить на утро. Так же, как и НЗ – баночку паштета (120 г), которую ношу в нагрудном кармане вот уже третий день). После этого я приступил к РАБОТЕ ПО ЗАСЫПАНИЮ ОРГАНИЗМА. Надо сказать, что все четверо моих штанов тоже были мокры насквозь. Все это результат подъема в мокром снегу. Порой я проваливался по пояс. Вообще, я был мокр примерно на 80%. Правда, нитрон, даже мокрый, тепло держит. Так же, как и мокрая шерсть. Варежки, например, вполне удовлетворительно держали мое тепло всю ночь.

РАБОТА же заключалась, в основном, в попытках натянуть пуховку на колени. Когда стоишь, она как раз их и достигает по длине. Но в пещерке я корчился и крутился, подтягивая колени к животу и засовывая их внутрь сцепленных молнией пол. Иногда это удавалось на короткое время, и тогда я мгновенно засыпал. Видимо, мокрые колени были рубежом в балансе комфорта и дискомфорта. Как только количество не уходящего вовне тепла превышало некий «поколенный» уровень, сознание опрокидывалось в сон. И как это ни странно, спал я довольно много, хотя и просыпался поминутно. Кусок времени от 22.00 (будем так считать) до 2.30, когда я первый раз зажег спичку и посмотрел на часы, субъективно пролетел очень быстро. Хотя, что там скрывать, дрожал я весьма прилично и все время «чувствовал ноги». Причем было странное ощущение, что ноги (ступни) и тело являлись независимыми и соперничающими организмами за теплоту пуховки, за удобство положения и т.д. Было явное раздвоение, так сказать «шизофрения» собственного тела…

Постепенно я приладился и с рюкзаком, и с пенкой, и с коленками и даже сделал «подушку». Я угнездил ледоруб в изголовье поперек лаза и положил на него нитроновые варежки, которые, к сожалению, изрядно успел измочить, ибо подкладывал их под себя в разные места. «Подушка» получилась жестковатой, но все же это было лучше, чем затекающие руки…
***
Кстати, пока я все это писал, стало задувать, и не откуда-нибудь, а со стороны входа. При этом унесло мою старенькую «кальдерку» (накидку на рюкзак), которую я набросил на палки подсушиться. Ну что ж – четвертая потеря. Первая – очки. Вторая – носовой платок. Уронил в пургу, и на глазах его унесло через озеро навсегда. Третья – чайная ложечка. (Но эта, может быть, еще и найдется). И вот теперь «кальдерка» 82-го года…

Надо выходить и поставить какую-никакую стеночку со стороны входа – защититься. Спереди парусность все-таки большая. А Полярка есть Полярка. Вдруг ночью дунет всерьез?
Сейчас выйду, потом сварю какао и залягу. А завтра – ДОМОЙ!
***
18.45.Залез, сделав стенку перед входом. Как только закончил, сразу прекратился ветер. Видимо, Полярка поняла, что не стоит меня испытывать. Идет мелкий снег. Видимость: 100-200 м. (Ну вот, а как только написал про Полярку, ветерок опять засвистел…)
Сейчас сварю какао, попишу и спать, с тем чтобы завтра выйти пораньше. (Если, конечно, не будет встречной пурги. Тьфу три раза!)
***
19.20. Выпил «какавки» за Пай-Ер. Осталось еще ровно на один раз. На последний день. Ветер утих. Тепло. Сейчас почищу зубы (тоже в честь Пай-Ера), усядусь в спальнике и попишу.
***
19.50. Сижу в спальнике полностью упакованный ко сну. Посмотрел фото. Посмотрел карту. 40 км до Елецкой, если не вилять. Как раз на 2-3 дня. А сегодняшний, 18-й, день кончается хорошо. Уютно. Отдохновенно.


Рецензии