Критика религиозной доктрины Суда
Основное внимание в статье уделено доктринальному или
можно сказать каноническому пониманию в богословии,
темы восприятия Бога, как Судьи.
Здесь ставится вопрос, так ли это и можно ли выстроить
логику, отрицающую такое определение? Безусловно, и
прежде всего, в отношении трёх основных книжных рели-
гий, иудаизма, христианства, ислама.
Эта тема настолько серьёзна, что её исследование, уже са-
мо по себе, может вызвать крайне отрицательную реакцию,
особенно у людей с ортодоксальным мышлением, в отно-
шении религиозного мировоззрения. Вместе с тем, поста-
новка под вопрос, пусть даже канонических положений ре-
лигии, не может являться отрицанием ни Божией истины,
ни Самого Творца. Уже потому, что как невозможно дока-
зать не существование Бога, так же невозможно доказать,
что в словах святых отцов церкви, работавших над созда-
нием Святого Писания, звучат исключительно Слова Бога.
Этому остаётся лишь доверять так, как верить можно толь-
ко в Самого Творца.
И так, что мы имеем?
1
Несопоставимость абсолютизма Творца
с понятием греха.
Если сознание человека выстраивает отношение к Творцу,
как Абсолюту, – Существу, являющему в Себе свойства лю-
бых категорий, не имеющих ни каких ограничений, ни
величин протяжённости, ни величин длительности; то есть
к вечно и бесконечно Благому, тогда оно не имеет логиче-
ской возможности считать Его контактным к своим пробле-
мам.
Исходит это из того, что такое отношение являет собой
сугубо психическое состояние сознания, сконцентрированное
на субъективном желании видеть в Боге, праведного и
справедливого судью, занятого конкретикой разбора челове-
ческих проблем, несопоставимых с логикой бесконечности
Творца, то есть упразднять Его абсолютность.
Если принять догмат того, что Бог судит не человека, как
такового, а исключительно и только его бессмертную душу,
тогда положительно необходимо усомниться, в правильности
соединения души и плоти. Но это, уже упрёк Богу. Поэто-
му в любом варианте суждений, конечный тендем души и
плоти, с абсолютной бесконечностью Творца несопоставим.
Далее нужно сказать, что принятая в основных религиях
концепция бессмертия человеческой души, не уравнивает её
с абсолютной вечностью Творца. Отсюда невозможно пред-
ставить логику какого-либо значения, поступков человека,
оказывающих влияние на Божественную вечность.
Бог не поругаем, Он не может быть обиженным или чув-
ствовать оскорбление за то, что человек осквернил, в самом
себе, Его творение. В бесконечности величия Творца, в Его
самодовольстве и самодостаточности, в Его неизменяемости
и постоянстве, не может возникнуть желания к отмщению,
к сугубо человеческому понятию суда, что по сущности и
содержит в себе это отмщение. И это тем более так, если
мы воспринимаем Бога, как абсолютную Любовь.
__________________________
2
Логика Творца не может быть провокацией.
В Своём предвидении Творец осознавал возможность нега-
тивного результата влияния свободы на действия и поступ-
ки человека. Однако в акте творения Он всё же даёт чело-
веку свободу, но не с условием Своего права и обязатель-
ности на наказание при неправильном её использовании, а
с любовью и надеждой на ответную любовь к Нему и Его
Благу.
Отсюда декларация религиозного богословия всех трёх кон-
фессий и позиция их церквей, о неотвратимости наказания
и суда Божьего за грехи, приобщает Творца к статусу про-
вокатора, который утаивал от Адама и Евы Свои принципы
отношения к свободе содержащие в себе и суд, и наказание.
При этом не открывал их до самого момента грехопадения.
Предварительное предупреждение о смерти, при вкушении
запретного плода, не может являться признанием и раскры-
тием Его принципов отношения к непослушанию, то есть
греху. Такое предупреждение можно рассматривать исключи-
тельно, как беспокойство за отравление: – «…ибо в день, в
который ты вкусишь от него, смертью умрёшь». Быт.(2-17).
Поэтому остаётся вопросом, могла ли логика Творца иметь
в себе умышленную скрытность, находящуюся на грани
провокации по отношению к людям, не ведающим о воз-
можном наказании?
По смыслу библейского повествования у них мог и как
видно был, страх после предупреждения о смерти, но этот
страх не раскрывал для них намерения Бога. То есть
дисциплинирующего акта изгнания из Рая, они не ожидали.
Далее, если опираться на понятие абсолютной любви Твор-
ца к людям, тогда вполне оправданно можно считать, что
никакого осуждения, способом наказания в изгнание, в
библейском сюжете не было, а как эта ситуация могла раз-
решиться, – предполагать не имеет смысла.
И опять возникает необходимость определения абсолютнос-
ти в любви. Позиция церкви в этом вопросе, опирается на
писания первооснователей христианства и декларирует, что
в основе абсолютной любви, прежде всего, существует же-
лание и устремление к спасению в вечности. И отсюда
делается вывод, что для этой цели Бог идёт на попускание
любых и самых ужасных страданий, при том даже детей,
при жизни человека, претерпев которые ребёнок будет
спасен и обретёт вечное блаженство.
Откровенно сказать, хочется такую чернуху разорвать в
клочья, забыть и никогда не вспоминать. Попробую это
уродство опровергнуть кратко и доходчиво.
Первое:
Прежде всего, ни вечное блаженство, ни вечное мучение,
невозможно вставить ни в какую логику. Это абсурдно да-
же если, после смерти, человек обретает некую иную плоть
и попадает в иные условия бытия. В вечных пределах сущ-
ность логики и истины не исчезает, а наоборот максималь-
но сливается с Разумом Бога, который несопоставим ни с
ошибкой ни с намеренной ложью.
Бесконечная жизнь это бессмыслица, в которой теряется
ценность самой жизни, исчезает её смысл и цель, исчезает
импульс чувственности и восторга, стремление к совершен-
ству и прекрасному. Потому, что всё тонет в бесконечнос-
ти и нивелируется серостью равнодушия и всегда, вечно
достигнутого или наоборот невозможностью в этой вечнос-
ти что-либо достичь так, как она беспредельна.
Вечная жизнь это статика и мертвечина динамики живого
духа человека. Это умопомрачительная путаница в беско-
нечном множестве отношений с сознанием других личност-
ных ипостасей. В ней нет, и не может быть, никакой поло-
жительной цели, а результат уходит в бесконечность.
Вот здесь и возникает вопрос, как все это, может быть
подарком от любящего Бога и называться спасением, за
праведную, а главное настоящую жизнь, здесь на земле.
Второе.
Абсолютная любовь не может относиться к любимому с
позиции проявления воли, она только жертвует, только
отдаёт и до бесконечности. Никаких доказательств, здесь
ненужно, уже потому, что она абсолютна. Отсюда ни о ка-
ком акте дисциплинирующего насилия не может быть и ре-
чи. Абсолютная любовь Бога, это не любовь человека к
своему сыну, в которой может и проявляется ответствен-
ность за воспитание, а на этой почве возникают конфликты
между детьми и родителями. Любовь Бога несопоставима с
любовью людей, так же, как бесконечность Творца несо-
поставима с конечностью человека.
Третье.
Всякое человеческое понятие, будь то справедливость, суд,
возмездие, наказание или нравственное вменение или само
переживание любви, безусловно, содержит в себе, ограни-
ченность и конечность. Поэтому психологию отношения
человека к этим понятиям, нельзя трансформировать и со-
поставлять с абсолютной и бесконечной любовью Творца.
Все кто оправдывает свою ложь и духовно-властные инте-
ресы, абсолютностью этой любви, уже очень скоро, будут
презренно отвергнуты, но не Божьей карой, а обычной
человеческой любовью.
Если говорить о позиции христианского богословия, которая
утверждает понятие необходимости нравственного вменения,
при свершившемся грехопадении тогда, во-первых: – совер-
шенно не обязательно это вменение должно быть судом и
наказанием, тем более какими-то муками в аду. Не исклю-
чено, что Бог может обойтись и без такого мракобесия.
Во-вторых, Бог ориентируется не нравственностью, посколь-
ку она относится к понятию человеческой этики, происхож-
дение которой связано с историей человечества, а Своей
любовью к людям. Здесь можно добавить, что слова нрав-
ственность нет ни в Ветхом Завете, ни в Евангелиях. Одна-
ко слово любовь, пронизывает всё учение Христа.
И в-третьих, по поводу вменения. В толковом словаре рус-
ского языка Д. Н. Ушакова, о смысловом значении этого
слова, читаем:
Вменить в вину, значит (признать виновным в чём-либо).
Вменить в обязанность, значит (обязать делать что-либо).
Это показывает, что автор книги Бытие и церковное бого-
словие, включают в историю грехопадения такой смысл от-
ношения Бога к сюжету, в котором Он заранее настроен
не на любовь, а на обвинение. При этом стоит на позиции
вменения, то есть (обязывает делать, как Он хочет), а зна-
чит отнимает данную Им свободу, что противоречит одной
из доктринальных основ христианства.
И уже тем более декларировать такую логику, со стороны
Бога, по отношению к страданию детей, за грехи родителей,
будет являться опорочивающим кощунством Его имени, а
со стороны авторов подобного толкования, явным садизмом.
И так вывод повторяется. Желания осудить и наказать за
соделанный людьми грех, в Боге возникнуть не могло.
Если религиозная мысль преподносит Творца, как личность
абсолютной любви, тогда в сознании людей это не должно
выстраивать Его образ, удовлетворённый отмщением.
Свидетельство о публикации №221060400774