О происхождении имени Сулайман

    Сулайман -  одно из самых широко распространённых мусульманских имён . По своему происхождению это чисто арабское слово, которым с глубокой древности родители называли своих детей. Н наиболее часто такое имя стали получать дети, родившиеся после  появления новой мировой религии  - Ислама, которую распространяли среди людей мусульманские пророки, одним из которых в числе 28 наиболее активных распространителей, приведённых в СвящённоЙ книге  -  Коране  был Сулайман.
Он  жил в тот же период времени, когда пророк Мухаммед создавал  и распространял эту новую религию – Ислам (VII век) и был одним из самых верных его сподвижников, учеников и последоватеей. Также как и Мухаммед он происходил из арабского племени курейшитов  и в 622 году вместе с Мухаммедом переселился в Медину, где принимал участие в создании мусульманской общины (уммы). В последующие годы он во главе группы проповедников занимался распространением Ислама в Мекке и в прилегающих районах.
Имя Сулайман имеет арабское происхождение и согласно антропонимике – науки о происхождении имён людей состоит из трёх составляющих “зу-л»  + «ай” +  «манн».  Так как в латинском алфавите буквы «з» и «с» читаются одинаково, то и записываются они одной буквой «s». Так и в арабском языке при написании слова  «зу-л -  имеющий что-то, обладающий какими-то качествами»,  буква  «s»  переведена как «з». Так, например, в словаре-справочнике «Мусульманские имена» (Ибн Мирзакарим ал-Карнаки  СПб.  Изл-во «ДИЛЯ», 448 с. ) приведено 22 имени с формантом «зу-л» и лишь 4 с формантом «сул». 
Вторая составляющая имени  «ай» имеет общетюркское происхождение и переводится как «луна , а тoпоформант «мaн,  mann» имеет арабское происхождение и переводитсч как «мужчина, человек»  и тогда имя Sulaiman  можно будет перевести как «луноподобный человек», чем подчёркивается его святость. Вполне возможно, что такое мя было дано  родителями своему ребёнку, ставшему знаменитым пророком,  именно за какие-то необыкновенные качества, которыми он обладал в отличие от других детей.
Со временем имя Сулайман стало довольно популярным в азиатском фольклоре и в произведениях других авторов.
Но наиболее широко имя пророка Сулайман получило распространение в период массовой исламизации местного населения (954-961 гг.). При этом многие язычники с принятием Ислама меняли свои имена на арабские и часто называли именем  Сулайман своих детей.
На территории Кыргызстана Ислам начал распространяться с IX века  и первым из караханидских правителей его принял Сатук Абд ал Керим. Согласно научным трудам арабских учёных  Ибн ал Асира и Джамала ал Карши это событие произошло в 954-961 годах. И Сатук первым назвал своего сына Сулайманом.
 Вторым имя Сулайман получил сын представителя другой ветви Караханидов Юсуфа Кадыр-хана (Сулайман Арслан-хан).
Третьим был также уже знаменитый в то время один из мусульманских  пророков – суфийский шейх  (ар. scheich - старик) Сулайман, представитель высшего мусульманского духовенства, богослов и правовед.  Он  с группой проповедников Ислама, своих последователей и учеников прибыли вначале в город Испид-Булан (Сафид-Булан), ставший центром суфийской общины,  сюда из Аравии. Затем оии переехали в Узген, а позднее и  в Ош. Здесь они поселились около Ошской  горы, создали   там мусульманскую общину, наставником которой стал шейх Сулайман.
Когда он умер, то его за активную проповедческую деятельность, за праведную жизнь, стойкое исповедование веры   и за  благочестие похоронили около Ощской горы и это место объявили святым местом, объектом поклонения верующих  и тысячи богомольцев и паломников хлынули к новоявленному мазару, надеясь  на исполнение своих просьб, пожеланий и надежд.
Этот мазар считался объектом чудотворения и поэтому стал наиболее почитаемым и известным во всей Средней Азии.
Повторно, уже в наше время,  число детей с именем Сулайман резко возросло после выхода в 1945 году на экраны страны фильма «Аршин мал алан». Знаменитый в те годы артист Р.Бейбутов  пел в этом фильме:
«Петь я не устану,
Счастлив я теперь вполне.
Ай, спасибо Сулайману -
Он помог советом мне».


Рецензии