Бог Спинозы

Когда Эйнштейн читал лекции в американских университетах,  студенты постоянно спрашивали:
-  Вы верите в Бога?
На что он всегда отвечал:
- Я верю в Бога Спинозы.
Барух Спиноза – голландский философ, один из величайших рационалистов 17-го века,  наравне с Декартом.

Спиноза :  Бог сказал бы:
Перестань молиться.
Я хочу, чтобы ты вышел в мир и наслаждался жизнью.  Я хочу, чтобы ты пел, получал удовольствие от всего, что я сделал для тебя.
Перестань ходить в темные, холодные храмы, которые построил себе, а говоришь, что это мой дом.  Мой дом в горах,  в лесах,  реках,  озерах, на берегах.  Там я живу, там я люблю тебя.
 Перестань винить меня за свою несчастную жизнь; я никогда не говорил, что с тобой что-то не так или что ты был грешником, или, что твоя сексуальность предосудительна.  Секс это подарок тебе, которым ты можешь выражать любовь, экстаз, радость. Поэтому не вини меня за все то, во что они заставили тебя поверить.
Перестань читать священные писания, которые не имеют ничего общего со мной.  Если ты не видишь меня на рассвете, на природе, в глазах друзей, в глазах твоего сына... ; ты не найдешь меня ни в одной книге!
Перестань спрашивать меня: "когда ты научишь меня что-то делать?"  Перестань бояться меня.  Я не сужу и не ругаю тебя, не злюсь и не расстраиваюсь.  Я просто люблю.
 Перестань просить прощения,  мне нечего прощать.  Если я сотворил тебя...  я дал тебе страсти, пороки, удовольствия, чувства, потребности, несуразицы... свободную волю.  Как я могу винить тебя за то, что вложил в тебя?  Как я могу наказывать за то, каким ты есть,  если это я сделал тебя ?  Ты думаешь, что я сотворил место, чтобы сжечь в аду всех своих детей, которые плохо себя ведут?  Каким бы я был  богом тогда?
Уважай других и не поступай с ними так, как не хотел бы, чтобы поступали с тобой.  Все, чего прошу – будь внимателен к своей жизни,  твое внимание  - это твой компас.
Дорогой мой, жизнь  - не испытание,  не тяжелый путь,  не репетиция, не прелюдия к раю.  Жизнь это единственное, что есть здесь и теперь, это единственное, что тебе нужно.
Я сделал тебя абсолютно свободным,  без наград и наказаний, без греха и достоинств, без отметок, без надзирателей.
Ты абсолютно свободен в выборе своей жизни.  Рай или ад.
Я не знаю, что будет с тобой после жизни, но подскажу. Живи, как если бы не было ничего.  Как если бы это был твой единственный шанс радоваться, любить, существовать.
Поэтому, если потом и ничего не будет, по крайней мере, ты используешь возможность, которую я дал тебе.  А если и есть жизнь потом, будь спокоен, я не спрошу тебя, как ты себя вел,  Я спрошу: Тебе понравилось?  Получил удовольствие?  Что понравилось больше всего?  Чему научился?...
Перестань верить в меня;  верить - значит, предполагать, воображать. Я не хочу, чтобы ты верил в меня,  я хочу, чтобы ты верил в себя.  Я хочу, чтобы ты чувствовал меня в каждом поцелуе возлюбленной,  каждым  вечером, когда  укладываешь дочурку спать, каждый раз, когда гладишь собаку.
Перестань восхвалять меня - я, что, эгоманьяк, по-твоему?
Мне тошно, когда меня хвалят.  Я устал от славословий. Хочешь меня поблагодарить?  Тогда позаботься о себе, о своем здоровье,  об отношениях,  о мире.  Не скрывай своей радости!  Это самый лучший способ  поблагодарить меня.
 Перестань все усложнять и как попугай повторять, чему тебя научили.
Зачем тебе больше чудес тех, которые я сотворил?  Больше объяснений?
Все, что тебе надо знать   - это то, что ты здесь, ты живой и мир полон чудес.

- Спиноза

Love, personal blog  (Из ФБ)


[Это, конечно, вольная (но замечательная!) трактовка философии Спинозы.  Главное у него:  Бог - имманентен Природе - ВП]


Рецензии