Первая поисковая разведка. Глыбовые горы

"С 2003 г. по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН 11 декабря обозначен, как Международный День гор".
.
Весь маршрут ПВД восстановлен по Народной карте, просматривая её можно легко представить, как это всё происходило. А поскольку у нас кроме карты и компаса ничего не было, в том числе удобного навигатора то мы естественно сделали несколько ошибок в ПВД. Но если идти слепо по навигатору то это был бы уже как тупое следование по известному маршруту, а это уже было неинтересно.

Первостепенная задача поисковика самому узнать весь маршрут полагаясь только на карту местности и компас, а так же ориентируясь на местности, отмечая его рельеф.

Этот маршрут не велосипедный хотя половина его вполне пригодна для проезда на этом удобном виде транспорта, но при пересечении речки Большой Чёрной велосипед становится обузой. Тут присутствует вариант спрятать велосипед в надёжном месте, а после прохождения пешего маршрута по пересечонке вернутся и уехать на нём на станцию Таватуй.

Можно на велосипеде пилить до Екатеринбурга, но вряд ли это возможно после тяжёлого пешего перехода по болотинам и по горным уклонам до 70 градусов. Проще доехать до станции Таватуй и купить билет на электричку до Екатеринбурга. Можно обратный вело-пеший путь проложить через сад СТ №3 «Скалистый» и далее двигаясь через сады «Таять» дойти или доехать до платформы 466 км это несколько сократит обратный путь. Конечно, самым упёртым велосипедистам можно ехать до Екатеринбурга, но это на любителя покорять собственные экваторы, наматывая тяжкие после походные километры.

От станции Таватуй мы отправились в южном направлении через посёлок, минуя улицы восточного горизонта: Станционную, Пионерскую, Пенсионную. Дойдя до перекрёстка Лесной улицы, повернули на юго-восток, которая через 270 м соединялась с Пенсионной которая зигзагом через переулки подходила слева. Далее на 74 метре пересекаем дорогу северо-восток — юго-запад. Здесь мы случайно повернули на северо-восток, и вышли к южной окраине Горы Берёзовой и речке Большой Чёрной, потеряв в обе стороны 2.80 + 2.80 = 5.60 метров и 60 минут времени. Поняв, что ошиблись, вернулись к перекрёстку и продолжили путь в направлении юг-юг-восток.
Через 925 м по широкой дороге доходим до забора СОНТ «Таватуй» - это коллективные сады.

Поворачиваем направо и далее мимо забора через 325 м идём по тропе до угла забора, где поворачиваем налево. Дальше идти вдоль забора ещё 500 метров до поворота направо, где дорога идёт через лес. Скоро начинаются небольшие горки урочища Каменные избы - (57.044764, 60.141588), где в хаотичном беспорядке разбросаны скальные выходы в виде огромных валунов высотой от метра до трёх. Все они находятся в зоне видимости с дороги-тропы. Если не сворачивать в более мелкие козьи тропы набитые грибниками, то заблудится здесь шансов мало. Бывая здесь несколько лет назад, я помнил, что основная масса камней находится слева, о чём и рассказал ранее напарнику Владимиру, с которым я много путешествовал в этих окрестностях. Мы не стали идти по дороге-тропе к Большой Чёрной речке, а решили немного подрезать путь, пройдя по горкам с целью осмотреть все находящиеся здесь валуны, свернув влево.

Через 600 м от забора СОНТ «Таватуй» дорога делится на две тропы, которые огибают горки с валунами и каждая по себе выходят к переправе с разрушенным бревенчатым мостом у реки Большой Чёрной. Лучше идти по левой короткой дороге, правая дорога приводит к горе с павшим лесом от ветродуя. Если пересечь гору строго по курсу тропы можно выйти на окружную тропу, которая огибает гору. Двигаясь по тропе в левом направлении, справа встретиться заболоченная просека, которая выведет к реке Большая Чёрная. Но если продолжить путь, то скоро можно дойти до переправы с разрушенным мостом.

В лесу сплошной мелкий лесоповал. Странно, что садоводы за всё время своего пребывания в этом районе так и не вывезли весь этот павший хлам себе на дрова. Ведь случись пожар то вся юго-западная стена огня при благоприятном юном ветре пойдёт на сады что лично для меня это более чем странно. Казалось бы, ну вот же новоиспечённые дрова, собирайте, всё равно всё сгниёт и превратится в труху, но ни чего не происходит и лесники бездействуют.

Когда-то здесь были большие горы, но они постепенно разрушаясь, превращались в отдельные скалы останцы, а местами уже достигли уровня разрозненных каменных валунов, вертикально стоящих плит. Всё это заваливается павшим лесом, зарастает мхом, травой и мелким кустарником, чтобы после превратится в небольшие горки. А пока этого не произошло, мы поисковики ищем такие места, чтобы показать до какой стадии дошло разрушение Уральских гор. Двигаясь по правой дороге-тропе если внимательно присмотреться, то можно найти для себя отличные природные сюжеты для своей коллекции скал останцев. Отдельными глыбами покоятся большие камни, фотографируя которые с разных ракурсов можно сделать интересные снимки.

Речка Большая Чёрная в связи с оттепелью не пустила нас через переправу по брёвнам разрушенного моста. Местами лёд рассыпался, и идти по брёвнам было опасно. Хоть глубина здесь небольшая, чуть выше колена, но мочить ноги по глупости как-то не хотелось. Пришлось искать обходное место, и мы его нашли чуть выше по реке, там было удобнее, два плоских камня обеспечили нам отличную переправу.

С переходом речки поднимаемся по тропе в Соколий распадок, слева высится гора Колчиной, справа Лысая горка с небольшой скалой на западном склоне. Далее обойти Лысую горку слева и пройти северным бортом вдоль горы Соколья на запад до Глыбовых гор.

В этом варианте смысл посмотреть есть ли наличие скал за Лысой горкой что мы и сделали. Моя спина натружено гудит от давнего ДТП, но ничего справляюсь — таблетку Мотрина и вперёд. На перевале Лысой горки справа мы обнаружили небольшую скалу с нишей и узкую тропу, уходящую под северный склон горы Соколья.

Проходя траверсом с набором высоты северной части горы Соколья, мы столкнулись с трудно проходимым молодым березняком на месте большого юго-восточно-северного склона выруба. Имеющаяся тропа на Народной карте не имеет своего конкретного существования. Она то появляется, то пропадает вовсе. Вероятно, это тропа охотников, которые пользуются ей не часто оттого она и пропадающая. Не спускаясь на просеку, мы подходим краем болота к густому ельнику и, забирая влево, двигаемся через него вверх. Вскоре мы, поднимаясь по крутому северно-восточному склону, выходим к первым большим валунам на небольшой полянке, где устраиваем отдых.

Это новые для этого района скалы в виде огромных глыб в скальной массе на вершине и отдельно по всем склонам горы. Здесь прослеживается Западно-восточный хребет Краева* протяженностью до километра, на котором мы и обнаружили вершину Глыбовых гор 365 м.

На вершине находится изогнутая суровой жизнью сосна, к которой я бы попросил туристов относиться, особенно бережно, а не так как это делает мой напарник Володя. Всякое задирание ног на и так побитую незавидной судьбой дерево, конечно, не принесёт ему облегчения, скорей наоборот только усугубит его положение вечной вешалки.

У Володи привычка раскидывать при позировании на фото и видео, ноги и руки в позе осьминога. Он позирует мне на фоне огромных окатанных глыб вершины у кривой сосны. И после наших раздумий как назвать это место он и предложил название Глыбовые горы.

Рельеф горы сложный – на южной стороне прослеживается большой развал огромных глыб, а в северной части горы склон составляет от 50 до 70 градусов. Зимой глыбы покрываются наледью, и хождение по ним представляет большую опасность падения до увечий.

Если пройти правее по склону, можно подойти к скале, с козырьком которую мы назвали Глыбарь по её форме, потому что она больше походила на огромную глыбу, чем на скалу. Рядом находятся развалы огромных продольных валунов и павшие в неравной битве с ветрами сосны. Из-за загущенности леса ориентироваться без вспомогательных приборов сложно, но с другой стороны интересно открывая для себя что-то новое, о чём я умолчу.

Самое удивительное то, что мы обнаружили там следы лосей, которые спускаются вниз по очень крутому склону так и поднимаются наверх. Зачем им это понадобилось непонятно ведь гору можно просто обойти с других сторон. Там же встречаются огромные выверты деревьев и вообще здесь всё огромное на каждом шагу. Спускаться вниз по северному склону занятие весьма опасное особенно зимой, ноги скользят при таком уклоне, но идти можно, хватаясь за встречные стволы деревьев.

Внизу заболоченная плоскость, которая подходит к краю просеки, на которой есть свои ловушки главное смотреть под ноги. Глубина в отдельных провалах достигают до метра, это мы проверили, когда наши лыжные палки уходили в податливую почву. Земля ещё не замёрзла, и было слякотно.

Стоя на просеке лицом к лесу от горы нужно повернуть направо и пройти примерно 600 м до перекрёстка просек, там повернуть налево и двигаться к реке Большая Чёрная. Для переправ мест там более чем достаточно, мели, камни, поваленные деревья перегораживающие русло, в общем, ничего сложного только надо учесть, что уровень в реке может быть разным.

Тропа для выхода к садам СОНТ «Таватуй» находится на другой стороне реки, надо только пересечь гору с павшим лесом или двигаться вправо по тропе перед горой до разрушенного моста на речке Большой Чёрной. И по просеке от сада Берёзка выйти к основным садам и далее на ст. 466 км. Общая длина маршрута составила 15 км.

* Западно-восточный хребет Краева назван в честь Валерия Краева бывалого туриста и путешественника.
*Гора с неопределённым и навяленным названием Кужохум (2010 г) переименована в старое название - гора Соколья, о чём мало уже кто помнит 

09.11.20 г.


Рецензии